Мышление как познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Мышление в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредованность. Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Мышление как познавательный процесс.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)
      1.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ЕГО

ТИПОЛОГИЯ И КАЧЕСТВА

 

 

          1. Формы мышления

 

 

Мышление  в структуре  психики   человека   относится   к   психическим   познавательным процессам, которые  обеспечивают  первичное  отражение  и  осознание  людьми воздействий окружающей действительности.

      Традиционные  в  психологической  науке  определения  мышления   обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредованность. Т.е.  мышление  есть  процесс  обобщенного  и  опосредованного  отражения действительности  в  ее   существенных   связях   и   отношениях.

Процесс мышления характеризуется  следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека.

             В психологической науке различают такие логические формы мышления как: понятия; суждения; умозаключения.

    Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных  свойств предмета  или  явления.  Понятие  -  форма  мышления,   которая   отображает единичное  и  особенное,  являющееся  одновременно   и   всеобщим.   Понятие выступает и как форма мышления,  и  как  особое  мыслительное  действие.  За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть общими и единичными; конкретными и абстрактными; эмпирическими и теоретическими.

    Общее понятие есть мысль, в  которой  отражаются  общие,  существенные  и отличительные    (специфические)    признаки     предметов     и     явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены  присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

      В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе  понятия, понятия бывают эмпирическими  или  теоретическими.  Эмпирическое  понятия  фиксирует одинаковые  предметы  в  каждом  отдельном  классе   предметов   на   основе сравнения.  Специфическим  содержанием  теоретического   понятия   выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и  отличного).  Понятия формируются в  общественно-историческом  опыте.  Человек  усваивает  систему понятий в процессе жизни и деятельности.

      Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда  выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про  себя.  Суждение  - основная форма мышления, в  процессе  которой  утверждаются  или  отрицаются связи  между  предметами  и  явлениями  действительности.

      Суждения образуются двумя основными способами:

   - непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

   - опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

    Суждения могут быть истинными, ложными, общими, частными, единичными.

    Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

      Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений  нового суждения.  Исходные  суждения,  из  которых  выводится,  извлекается  другое суждение, называют посылками умозаключения.  Простейшей  и  типичной  формой вывода на основе  частной  и  общей  посылок  является  силлогизм.  Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

    Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных   фактов   к   общему   выводу.

Дедуктивным   называется   такое умозаключение, в  котором  рассуждение  осуществляется  в  обратном  порядке индукции, т.е. от общих фактов к  единичному  выводу.  Аналогией  называется такое умозаключение,  в  котором  вывод  делается  на  основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

 

          1. Виды мышления

 

 

В  психологии  принята  и  распространена   следующая   несколько   условная классификация видов мышления по различным основаниям:

1) генезису  развития;

2) характеру  решаемых задач;

3) степени  развернутости;

4) степени  новизны и оригинальности;

5) средствам  мышления;

6) функциям  мышления и т.д.

1. По  генезису развития различают мышление:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- словесно-логическое;

- абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное   мышление   -    вид    мышления,    опирающийся    на непосредственное восприятие  предметов  в  процессе  действий  с  ними. Это мышление  есть   наиболее   элементарный   вид   мышления,   возникающий   в практической  деятельности  и  являющийся  основой  для  формирования  более сложных видов мышления.

      Наглядно-образное  мышление - вид  мышления,  характеризующийся   опорой на  представления  и  образы.  При   наглядно-образном   мышлении   ситуация преобразуется в плане образа или представления.

      Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при  помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом  мышлении  оперируя логическими понятиями, субъект может познавать  существенные  закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

      Абстрактно-логическое   (отвлеченное)   мышление   -   вид    мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и  отвлечении от других, несущественных.

      Наглядно-действенное,    наглядно-образное,    словесно-логическое    и абстрактно-логическое мышление являются последовательными  этапами  развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру  решаемых задач различают мышление:

- теоретическое;

- практическое.

Теоретическое мышление - мышление  на  основе  теоретических  рассуждений  и умозаключений, это познание законов и правил.  Практическое  мышление  -  мышление  на  основе  суждений  и умозаключений, основанных на решении практических задач.    Основная задача   практического   мышления   -   разработка   средств   практического преобразования действительности: постановка цели, создание  плана,  проекта, схемы.

3. По  степени развернутости различают  мышление:

- дискурсивное;

- интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление  -  мышление,  опосредованное  логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во  времени, имеет четко выраженные  этапы,  представлено  в  сознании  самого  мыслящего человека.

Интуитивное  мышление  -  мышление  на  основе   непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения  воздействий  предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется  быстротой протекания,  отсутствием  четко  выраженных  этапов,   является   минимально осознанным.

4. По  степени новизны и оригинальности  различают мышление:

- репродуктивное

- продуктивное (творческое).

Репродуктивное  мышление  -  мышление  на  основе  образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных  источников.  Продуктивное  мышление  - мышление на основе творческого воображения.

5. По  средствам мышления различают  мышление:

- вербальное;

- наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и  представлений  предметов.

Вербальное  мышление  -   мышление,   оперирующее   отвлеченными   знаковыми структурами.

      Установлено,  что  для  полноценной  мыслительной  работы  одним  людям необходимо   видеть   или   представлять   предметы,   другие   предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

- критическое;

- творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков  в суждениях  других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового  знания, с генерацией  собственных  оригинальных  идей,  а  не  с  оцениванием  чужих мыслей.

 

 

             1.3 Индивидуально-психологические особенности мышления

 

 

Мышлению  конкретного  человека  присущи  индивидуальные  особенности.   Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего в том,  что  у  них по-разному  складывается  соотношение   взаимодополняющих   видов   и   форм мыслительной   деятельности   (наглядно-действенного,    наглядно-образного, словесно-логического    и    абстрактно-логического).    Кроме    того,    к индивидуальным  особенностям  мышления  относятся  также  и  такие  качества познавательной деятельности как:

- продуктивность ума;

- самостоятельность;

- широта;

- глубина;

- гибкость;

- быстрота мысли;

- творчество;

- критичность;

- инициативность;

- сообразительность и т.д.

При  этом  быстрота  мышления  -  это   скорость   протекания   мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и  поставить  новый  вопрос  или проблему, а  затем  решить  его  собственными  силами.  Творческий  характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность  изменять  аспекты  рассмотрения  предметов, явлений, их свойств и отношений, умение  изменить  намеченный  путь  решения задачи,  если  он   не   удовлетворяет   изменившимся   условиям,   активное переструктурирование  исходных  данных,   понимание   и   использование   их относительности.

Инертность мышления  -  качество  мышления,  проявляющееся  в  склонности  к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной  системы действий к другой.

Темп  развития  мыслительных  процессов  -  минимальное  число   упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов  (рассуждений),  посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий  круг  вопросов  в  различных  областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в  сущность,  вскрывать  причины  явлений, предвидеть последствия;  проявляется  в  степени  существенности  признаков, которые человек может абстрагировать при овладении  новым  материалом,  и  в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок  в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять  строгую оценку результатов мыслительной  деятельности,  находить  в  них  сильные  и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления - качество мышления,  проявляющееся  в  ориентации  на совокупность  выделенных  ранее  значимых  признаков,   на   уже   известные закономерности.

Все указанные качества  индивидуальны,  изменяются  с  возрастом,  поддаются коррекции. Эти индивидуальные  особенности  мышления  необходимо  специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

                  

 

 

 

 

 

      1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

 

2.1 Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса

 

 

Трактовка  мышления  как  процесса  означает, что   сама детерминация мыслительной  деятельности  осуществляется  тоже  как  процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые,  до того  неизвестные  ему  условия  и  требования  задачи,   которые   причинно обусловливают дальнейшее протекание  мышления.  Следовательно,  детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и  уже  законченное, она именно образуется, постепенно формируется  и  развивается  ходе  решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.

     В развернутом мыслительном процессе можно  различать  несколько  основных этапов или фаз:

- первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;

- на  втором  -  происходит  выделение  того,  что  известно,  и   того,   что

неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

- на  третьем  этапе   происходит   ограничение   зоны   поиска   (на   основе

представлений о типе задач, исходя из предшествующего  опыта);

- на четвертом - появляются гипотезы  как  предположения  о  способах  решения задач;

Информация о работе Мышление как познавательный процесс