Мышление как познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Мышление в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредованность. Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Мышление как познавательный процесс.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

- пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

- шестой  -  проверку  гипотезы.  Если  проверка  подтверждает  гипотезу,   то

осуществляется  реализация решения.

С позиции теории функциональных систем П.К.Анохина  (1898-1974) основные этапы мыслительного процесса  могут  быть  сопоставлены с этапами структуры   поведенческого   акта.    Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Поступающая  информация  анализируется   и сопоставляется со  знаниями,  извлекаемыми  из  памяти,  содержание  которых существенно определяется доминирующей  мотивацией.  Этапу  принятия  решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей  проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с  принятой гипотезой формируются  некоторые  представления  о  том,  что  прежде  всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез  содержит замыслы доказательств и  проверок.  Выполнение  конкретного  доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения,  эквивалентно этапу  осуществления  реального  действия.  В  случае  неудачи  активируется ориентировочно-исследовательская  деятельность  субъекта.  Она  приводит   к изменению содержания акцептора результатов, а  также  афферентного  синтеза. Возникают  новые  замыслы,  идеи,  и  возможно,  привлекаются  иные  способы доказательств.

 

 

2.2 Типы мыслительных действий и их содержание

 

 

Выделяют три  типа мыслительных действий, характерных  для  процесса  решения задач:

- ориентировочные действия;

- исполнительные действия;

- нахождение ответа.

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий,  на  основе  которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза.  Она  возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует  дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения.

      Исполнительные действия сводятся в основном к  выбору  приемов  решения задачи.

      Нахождение ответа  состоит  в  сверке  решения  с  исходными  условиями задачи.  Если  в результате  сличения  результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет  -  процесс  решения  продолжается снова  и  протекает  до  тех  пор,  пока  решение  не   будет   окончательно согласовано с условиями задачи.

 

 

2.3 Операции мышления

 

 

Проникновение вглубь  той  или  иной  проблемы,  стоящей  перед  человеком, рассмотрение  свойств,  составляющих  эту  проблему,   нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций.  В психологии выделяют такие операции мышления: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация и категоризация.

Анализ  -  это  мыслительная  операция  расчленения  сложного   объекта   на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных  его сторон, элементов,  свойств,  связей,  отношений  и  т.д.;  это  расчленение познаваемого  объекта  на  различные  компоненты.        Синтез - это мыслительная операция,  позволяющая  в  едином  аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие  от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.  Анализ  и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны,  не  могут  существовать друг  без  друга:  анализ,  как  правило,  осуществляется   одновременно   с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

       Сравнение  -  это  операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их  свойств  и  отношений друг с другом и в выявлении, таким  образом,  общности  или  различия  между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с  которого, как правило, начинается познание. В  конечном  итоге  сравнение  приводит  к обобщению.

      Обобщение - это объединение многих предметов или явлений  по  какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах  -  в  результате их анализа - выделяется  нечто  общее.  Эти  общие  для  различных  объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и общие как существенные признаки. Путем нахождения сходных, одинаковых или общих  свойств  и  признаков  вещей субъект  обнаруживает  тождество  и  различие  между  вещами. 

      Абстрагирование - мыслительная операция, основанная  на  отвлечении  от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

      Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое  в  результате  мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств  предметов  и  отношений  между ними с целью выявления существенных признаков.

      Выделение (абстрагирование)  общих  свойств  разных  уровней  позволяет человеку  установить  родовидовые   отношения   в   некотором   многообразии предметов  и  явлений,  систематизировать   их   и   тем   самым   построить определенную классификацию.

      Классификация  -  систематизация   соподчиненных   понятий   какой-либо области знания или  деятельности  человека,  используемая  для  установления связей между этими понятиями или классами объектов.

      Категоризация   - операция отнесения единичного объекта,  события,  переживания  к  некоторому классу, в  качестве  которого  могут  выступать  вербальные  и  невербальные значения, символы и т.п.

      Закономерности рассмотренных операций мышления  и  есть  суть  основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их  основе  только  и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По работе можно  сделать следующие выводы:

1. Мышление является высшим познавательным процессом.  Оно  представляет  собой форму творческого отражения человеком  действительности,  порождающую  такой результат, которого в  самой  действительности  или  у  субъекта  на  данный момент времени не существует. Мышление человека  также  можно  понимать  как творческое  преобразование  имеющихся  в  памяти  представлений  и  образов.

2. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит  в том, что оно  всегда  связано  с  активным  изменением  условий,  в  которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо  задачи.

3. В  процессе  мышления   производится   целенаправленное   и   целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого  рода  умственная  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее  действий и  операций  преобразовательного   и   познавательного   характера.   Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению  действием  или актом деятельности, направленным на разрешение определенной  задачи.  Задача эта  заключает  в  себе  цель  для   мыслительной   деятельности   индивида.

4. Мыслительный акт  субъекта  исходит  из  тех  или  иных  мотивов.  Начальным моментом мыслительного процесса обычно является  проблемная  ситуация,  т.е. ситуация,  для   которой  нет  готовых  средств  решения.   Мыслить  человек начинает, когда  у  него  появляется  потребность  что-то  понять. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М:1980-179с.
  2. Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект.

         М., 1990. -183с.

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. СПб.: Питер, 2005.
  2. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека,

          изд. “Московский психолого-социальный институт”,  2003 г.

  1. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, Владос, 1999. - 492 с.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология:Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8

     7.  Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов.–М.:Владос, 1995

  1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от  

           деятельности к личности. М., 1995-230.

      9.  Роберт Л. Когнитивная психология. – М.: Медицина, 2001. – 228 с.

     10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мышление как познавательный процесс