Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и выявить наиболее эффективные приемы устранения дислалии и методы коррекции нарушений звукопроизношения.
Для достижения данной цели были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
- варианты коррекционной работы по данной проблеме.

Содержание

Введение __________________________________________________2
1. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста___4
1.1. Причины нарушений звукопроизношения___________________ 9
2. Дислалия. Проблема дислалии в отечественной и зарубежной литературе________________________________________________13
2.1. Формы дислалии ________________________________________17
2.2. Отклонение от нормы в строении артикуляционных органов___18
3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи____21
3.1. Логопедическое обследование_____________________________21
3.2. Основные этапы исправления нарушений звукопроизношения_25
Заключение________________________________________________37
Библиография______________________________________________39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Введение __________________________________________________2

1. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста___4

1.1. Причины нарушений звукопроизношения___________________ 9

2. Дислалия. Проблема дислалии в отечественной и зарубежной литературе________________________________________________13

2.1. Формы дислалии ________________________________________17

2.2. Отклонение от нормы в строении артикуляционных органов___18    

3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи____21

3.1. Логопедическое обследование_____________________________21

3.2. Основные этапы исправления  нарушений звукопроизношения_25

Заключение________________________________________________37                    

Библиография______________________________________________39

 

Введение

Дислалия является одним  из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недотатки звукопроизношения встречаются у 25-30 % детей дошкольного возраста (5-6) лет, у 17-20% детей школьного возраста (1-2 классы). Таким образом, мы видим, что эти нарушения гораздо чаще наблюдаются у дошкольников, чем у школьников. В связи с этим преодоление нарушений звукопроизношения – одна из наиболее актуальных актуальных проблем на сегодняшний день, так как одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Особенное значение имеет четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Кроме того, любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на психике ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, замкнутыми, нерешительными, с трудом вступают в контакты со сверстниками. Это может негативно отразиться не только на деятельности, но и на личности ребенка в целом. Поэтому вся логопедическая работа в детском саду направлена на предупреждение, исправление недостатков звукопроизношения.

В данной работе мы анализируем  опыт ведущих исследователей, опираясь на новые разработки, освещаем суть, показываем пути целенаправленной коррекционной работы при преодолении нарушений звукопроизношения.     

 В качестве объекта исследования выступает нарушение звукопроизношения при дислалии у дошкольников.      

Предметом исследования является коррекционная работа по устранению  дислалии.     

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и выявить наиболее эффективные приемы устранения дислалии и методы   коррекции нарушений звукопроизношения.      

Для достижения данной цели были использованы следующие  методы исследования:

- теоретический  анализ специальной литературы  по проблеме исследования.

- варианты  коррекционной работы по данной проблеме.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Нормальное развитие детской речи представляет собой очень сложный и многообразный процесс. Овладение правильным произношением звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем языка, слоговой структурой слова, звукопроизношением и т.д. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже.

Рассмотрим примерные  сроки и основные закономерности развития понимания ребенком речи окружающих и становления его собственной речи. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова.

Возрастной период от года-полутора до трех лет считается  преддошкольным этапом развития речи. Обычно речь ребенка этого периода понятна лишь в конкретной ситуации. У детей 3-х лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

- сокращение слов (сипед - велосипед, атабаиль - автомобиль);

- перестановка в слове  слогов (замукальные - музыкальные);

- перестановка в слове  звуков (девича - девочка, певрый - первый);

- пропуски в слове  звуков (босой мальчик - большой мальчик),

- иногда дети, чтобы  избежать согласных, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель - корабль, не зинаю - не знаю).

Произношение ребенком каждого звука - это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. У ребенка 3-х лет несовершенно еще функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферически речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что ребенок различает звуки речи на слух. А движения его речевых органов еще недостаточно четко согласованы, поэтому речь ребенка мало понятна.

Трехлетние дети говорят  короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 4 слов). Фраза в этом возрасте начинает удлиняться и усложняться, но отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи:

- порядок слов в  предложении не всегда правилен (я хочу нет - я не хочу);

- иногда искажается  род имен существительных (одни колес);

- можно услышать неправильные  падежные окончания (у меня много подругов).

К концу второго этапа (преддошкольного) дети используют и отражают в связанном смысле практически все части речи. Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.

Возрастной период от трех до семи лет - это дошкольный этап развития речи. В этом возрасте продолжает увеличиваться как активный, так и пассивный словарь. В словаре детей 4-5 лет уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии (скобланул - царапнул). У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

В это же время формируется  чутье языка. Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи. К этому времени речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Рассмотрим более подробно становление звукопроизношения. Оно  охватывает в свой возрастной период от года до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются неизолированными в составе целых слов, звуковая структура которых по мере овладения ребенком правильным звукопроизношением все более и более уточняется.

Ведущую роль в овладении  ребенком правильным звукопроизношением играет слух и в полном смысле этого слова «ведет» за собой непосредственное артикулирование речи и постепенно все более и более уточняющееся. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.

Поэтому понятно, что  для детей с нарушением слуха процесс овладения правильным звукопроизношением будет протекать в усложненных условиях и потребует определенной специальной помощи. Это убедительный довод в пользу того, что любой вид патологии необходимо выявить как можно раньше.

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии несколько отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свойственно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением. По этой причине в возрасте от года до двух лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков - гласных, губно-губных согласных - Г, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные первые произносимые ребенком слова.

В возрасте от 2-3 лет усваивается  произношение и ряды артикуляторно сравнительных несложных звуков. К ним относятся гласные И, Ы, У; губно-губные согласные Ф, В; начинают простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н; заднеязычные К, Г, Ч и звуков среднеязычных Г’, К’. Каждая из этих групп согласных звуков характеризуется наличием общих признаков артикуляции, что отражено в самих названиях звуков (губно-губные, передние и заднеязычные). Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, только ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука - Т, Д, Н, то же самое относится и ко всем другим группам звуков.

Произношением значительно  более сложных по своей артикуляции свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ звуков ребенок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 3-5 лет. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на артикуляторно простые. При этом характерно, что по мере совершенствования речевого аппарата развивающиеся звуки-заменители постепенно усложняются. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука Ш выступает звук Т, Т’, то несколько позже в этой роли мы видим уже С’, затем С (мягкие согласные в детской речи появляются после твердых) и, наконец, сам звук Ш. таким образом, слово ШАПКА в разные возрастные периоды в речи одного и того ребенка будет звучать по разному: ТЯПКА - СЯПКА - САПКА - ШАПКА. Здесь важно отметить, что во всех этих случаях мы имеем дело с полной задержкой артикуляторно сложного звука каким-то более простым, но правильно произносимым звуком. Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков Р и твердого Л.

На 7 году заканчивается  процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произнесенные ребенком слова состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.

Таким образом, до определенного  возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется  несовершенством, что нередко обозначается термином «физиологическое (или возрастное) косноязычие». Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет в правильности его звукопроизношении беспокоиться преждевременно. Так ли это на самом деле? Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?

Прежде всего, нужно  сказать, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого- то звука правильно произносимым другим звуком после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух, но и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны и движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных артикуляционных звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет - значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.

Однако и в гораздо более  раннем возрасте у ребенка могут  наблюдаться особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возраста и являются дефектом в полном смысле этого слова. Так например, вместо «допустимой» замены одного звука речи на другой ребенок может произносить этот звук как бы необычным образом, искаженно (картавое Р, шепелявое С, воздушное Ш, произносимые раздуванием щек и т.п.).

При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности никакого рода особенности в произношении звуков не должны иметь место за исключением редких случаев прямого подражания. А поскольку отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не приходится рассчитывать на исчезновение этих дефектов «с возрастом», а следует как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

Нарушения звукопроизношения у  детей могут выступать либо как  самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства и дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушением речи принято говорить о случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.

1.1. Причины нарушений звукопроизношения.

Основными причинами  нарушений звукопроизношения у  детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

- нарушения слуха и  слуховой дифференциации звуков  речи;

- нарушение анатомического  строения артикуляторного аппарата;

Информация о работе Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста