Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и выявить наиболее эффективные приемы устранения дислалии и методы коррекции нарушений звукопроизношения.
Для достижения данной цели были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
- варианты коррекционной работы по данной проблеме.

Содержание

Введение __________________________________________________2
1. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста___4
1.1. Причины нарушений звукопроизношения___________________ 9
2. Дислалия. Проблема дислалии в отечественной и зарубежной литературе________________________________________________13
2.1. Формы дислалии ________________________________________17
2.2. Отклонение от нормы в строении артикуляционных органов___18
3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи____21
3.1. Логопедическое обследование_____________________________21
3.2. Основные этапы исправления нарушений звукопроизношения_25
Заключение________________________________________________37
Библиография______________________________________________39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

При автоматизации звука  в слогах нужно соединять закрепленный согласный с гласным А, Ы, О. У сначала в прямые слоги: СА, СЫ, СО, СУ, затем в обратные: АС, ЫС, ОС, УС, далее в слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, ЫСА, ЫСЫ, ЫСО, ЫСУ и т.д., и наконец, которые не нарушены у ребенка: СТА, СПА, СМА. СНЫ, СКО, СФУ.

Автоматизацию звука  в слогах проводят в форме игровых  упражнений, игр. Автоматизация звука в словах - это выработка навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове - в начале, середине, конце - подбирается 30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные звуки (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах произносилась успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60-90 картинок. В тетради ребенка на каждой странице логопед рисует по 6-8 картинок. За одно занятие дается 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизированного звука (произносится более длительно). Например, логопед говорит: «Я сейчас нарисую СССанки. Что я нарисую? - «СССанки». «Что я рисую?» - «СССанки». «Что я нарисовала?» - «СССанки». «Какое слово мы напишем под картинкой?» - «СССанки». (Логопед подписывает картинку печатными буквами, выделяя автоматизированный звук определенным цветом). «Что ты дома будешь раскрашивать?» - «СССанки».

Автоматизация звука  в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение был автоматизированный звук, а не отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.

Сначала логопед придумывает  предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок придумывает предложение, а взрослый записывает его в тетради над картинкой. Например, со словами сани, Соня, сова, собака затем составляются следующие предложения: Саня сломала сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку. Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предложение к картинке.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях логопед подготавливает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например: «Са - са - са - у Сони длинная коса», - говорит взрослый. Потом он называет слоги (са - са - са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение.

Некоторые дети после  введения звука в потешки, стихотворения начинаю правильно употреблять его в изолированной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Логопед подбирает небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задает ребенку вопросы, требуя правильных ответов.

Дифференциация  звуков. Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно быть зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Дифференциация изолированных  звуков проводится с использованием картинок и символов. Например, звук Ж - жук, З - звонок и т.д. логопед поочередно показывает картинки-символы, а ребенок называет соответствующие им звуки или не называя их говорит, где находится при его произношении язык. Для дифференциации по акустическим признакам логопед называет поочередно звуки, прикрывая рот экраном, чтобы исключит зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку или символ.

При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в ней звук, затем кладет соответствующую картинку-символ. Затем логопед называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например, кожа - коза. Ребенок одолжен найти соответствующие картинки и сказать, где звук З, а где звук Ж.

После этого ребенку  предлагаются картинки, в названиях  которых имеются 2 дифференцируемых звука - З и Ж. Например, железо, жезл. Ребенок называя их определяя, какой из двух звуков он произнес в слове первым. При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами логопед вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок проверяет их. Далее они сообща придумывают потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками (зу - жу; дала Зоя молока ежу). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.

Работая над дифференциацией звуков, у ребенка должен формироваться фонематический слух. Ребенок должен не только правильно произносить тот или иной звук, но и правильно слышать его и не смешивать с другими звуками. Хорошо зная возрастные нормы развития речи детей, причины нарушения звукопроизношения и методику коррекционной работы с детьми, имеющих нарушения звукопроизношения, легче правильно спланировать работу по коррекции конкретных звуков (свистящих - С, С', З. З', Ц; шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ; соноров - Л, Л', Р, Р'; заднеязычных - К, К', Г, Г', Х, Х'; звонких - В, З, Ж, Б, Д, Г; мягких - Т', Д', Н').

 «Комната». Опорные слова: стол, стул, люстра, занавеска, кресло.

Опиши предметы, стоящие в комнате.

 

Заключение.

Полноценное развитие личности ребенка  невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. Так или иначе, дислалия у детей зависит не столько от несовершенства функций их слухового анализатора, сколько от трудностей выработки соответствующих артикуляционных укладов, т.е. от трудностей выработки сложной координации движений органов речевой артикуляции.

При устранении недостатков  в произношении того или иного  звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

      1. Развитие слухового внимания и фонетического восприятия, артикуляционная гимнастика (подготовительный период);
      2. Постановка звука;
      3. Автоматизация звука (вызывается в виде звукоподражаний: ЗЗЗ- песенка комара, РРР – тигр рычит и т.д. в слогах, в словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах, в коротких, а затем в длинных рассказах, в разговорной речи).
      4. Дифференциация звука в слогах, словах,  предложениях, связных текстах.

При постановке звуков важно использовать опору на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный и двигательный. С самого начала работы над звуками развивать у ребенка слуховой самоконтроль.

Необходимым условием быстрейшей автоматизации звуков является постепенное  и систематическое повышение темпа речевых упражнений, т.е. от неторопливого, утрированного произношения слогов к более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений, и наконец, скороговорок.

Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, в первую очередь податливость его дефектов к устранению.

Занятия по формированию правильного произношения у детей  должны отличаться строгой систематичностью и комплексным подходом в работе логопеда, воспитателя и родителей т.е. их взаимосвязанностью в процессе обучения.

Интерес к занятиям, положительный  эмоциональный настрой поддерживается введением игровых моментов и  широким использованием наглядного материала: отдельных картинок,  серий картинок, всевозможных лото, картинное домино, таблички и т.д. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро будет уставать и не потеряет охоты к занятиям.

Полноценная речь ребенка  является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее податлива и гибка, поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее. Сложные нарушения звукопроизношения могут повлечь за собой ряд серьезных осложнений, вызвать дефект устной  и письменной речи.

В результате сложного дефекта появляются нарушения фонематического восприятия, которое в дальнейшем приводит к общему недоразвитию речи, а если не проводить работу в дошкольном возрасте, эти нарушения обязательно влекут за собой нарушения письма и чтения. Такие серьезные последствия может повлечь за собой дислалия, если ее своевременно не выявить и не устранить.

 

 

Библиография

1. Акредоло Л., Гудовин  С. 68 игр для развития мозга - М., 2004.

2. Александрова Т.В.  Живые звуки или фонетика для  дошкольников - С.-П. 2005.

3. Алябьева Е.А. Логопедические  упражнения без музыкального  сопровождения - М, 2005.

5. Буденная Т.В. Логопедическая  гимнастика - С.-П., 2004.

6. Большакова С.Е. Речевые  нарушения и их преодоления- М., 2005.

7. Волкова Г.А. Методика  психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Спб. 2012.

8. Волкова Л.С. Логопедия - М., 2004- с. 148-156.

9. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. -М., 2003 -с. 129-152.

10. Грибова О.Е. Что  делать, если ваш ребенок не говорит. -М., 2004,

11. Каше Г.А.  Исправление  недостатков речи у дошкольников. – М. 1972г.

12. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1982.

13. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1967.

14. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - С.П., 2004.

15. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - С.П., 2004.

16. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.

17. Рау Е.Ф., Рождественская В.И.  «Смешение звуков речи у детей» -М. 1969г. 

18. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов -н/Д., 2004.

19. Савицкая Н.М. Логопедические игры и упражнения на каждый день. Спб. 2010.

20. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004 с.

21. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей - М., 1989.

22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.. Чиркина Г. В. Основы логопедии - М., 1989.

23. Хватцев М.Е. Логопедия. -М., 1959.

24. Цвынтарный В.В Радость правильно говорить. - М, 2004

25. Шембель А.Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. - М., 1969




Информация о работе Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста