Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:50, реферат
Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
1.Предмет психологии. Научная и житейская психология………….3
2.Методы психологии………………………………………………………………………13
3.Прикладные психологические дисциплины……………………………..15
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
3.Учебные дисциплины по психологии
Обнаруживается большое многообразие психологических дисциплин, преподаваемых в различных учебных заведениях различных стран и в рамках различных образовательных программ. Это многообразие определяется культурными, научными, образовательными традициями, а также целями программ обучения.
Все учебные психологические дисциплины могут быть условно разделены на три группы:
1. Предметно-центрированные, к которым относятся: а) фундаментальные (общая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, психология развития и др.) и б) прикладные (клиническая, педагогическая психология, психология труда и др.).
2. Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи. 15
3. Методологически-центрированные
Рассмотрим, какие типичные учебные дисциплины преподаются в рамках разных образовательных программ в России и в других странах.
1. Основные
образовательные программы
Перечень и содержание учебных дисциплин, изучаемых студентами в России, определяется образовательной программой высшего учебного заведения, которая строится на основе государственных образовательных стандартов.
Например, содержание профессиональной подготовки психолога определяется программой высшего учебного заведения, которая разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности. Подготовка по психологии включает в себя изучение большого количества разнообразных дисциплин. В зависимости от функций, которые они выполняют в профессиональной подготовке психологов, их можно условно разделить на следующие группы:
1) дисциплины
фундаментальной психологии;
2) методология и методы психологического
исследования;
3) дисциплины прикладной психологии;
4) дисциплины практической психологии;
5) педагогические дисциплины.
К дисциплинам фундаментальной психологии относятся: введение в психологию, биологические основы психологии, зоопсихология и сравнительная психология, общая психология, психология личности, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, история психологии.
16
В процессе изучения
этих дисциплин студенты получают общее
психологическое образование, которое
необходимо для профессиональной компетентности
психолога в научно-исследовате
При их изучении студенты осваивают методологические проблемы, организацию и проведение психологического исследования, методы научного и научно-практического исследования. Эти знания и умения необходимы специалистам-психологам в научно-исследовательской и практической психологической работе.
К основным дисциплинам прикладной психологии относятся: клиническая психология, педагогическая психология, психология труда, психология управления.
При их изучении студенты узнают о путях и способах использования психологических знаний для решения проблем в отдельных отраслях профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Эти знания повышают общую психологическую эрудицию студентов-психологов и помогают им выбрать сферу будущей специализации в профессиональной психологической деятельности.
К дисциплинам практической психологии относятся: психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, специальная психология, психокоррекция.
В процессе их изучения студенты осваивают знания и умения, необходимые им для практической психологической работы.
17
К педагогическим дисциплинам относятся:история и философия образования, педагогика, методика преподавания психологии. Изучение этих предметов направлено на то, чтобы подготовить специалистов к преподаванию психологии в разных типах учебных заведений.
Перечисленные
названия дисциплин характеризуют
предметные области, которые в обязательном
порядке изучаются студентами-
Наряду с обязательными дисциплинами кафедры высшего учебного заведения предлагают студентам курсы по выбору, а также дисциплины специализации, которая установлена вузом.
3. Основные
образовательные программы
Аспиранты-психологи углубленно изучают психологические дисциплины по избранной научной специальности, методологию и методы научного исследования, а также овладевают соответствующими умениями в процессе проведения диссертационного исследования.
4. Основные
образовательные программы
Учебные дисциплины
по психологии, изучаемые российскими
студентами, обучающимися по другим образовательным
программам высшего и среднего профессионального
образования, определяются вузами на основе
соответствующих
18
Для студентов педагогических специальностей типичными считаются курсы возрастной и педагогической психологии
для студентов медицинских вузов — курс медицинской психологии; для студентов юридических специальностей — курс юридической психологии. Аналогичные предметы изучаются обычно и студентами средних специальных учебных заведений соответствующей профессиональной специализации (например, педагогических и медицинских училищ и колледжей). В меньшем объеме предусмотрено изучение психологии в рамках многих других профессиональных образовательных программ, например в технических вузах, поскольку психология не является профессионально необходимой дисциплиной и изучается как общеобразовательная.
5. Основные
образовательные программы
Поскольку в европейских и североамериканских странах обычно не существует стандартов высшего образования, университеты самостоятельно разрабатывают соответствующие образовательные программы. В связи с этим психологические дисциплины могут быть в разной степени обязательными или рекомендованными для изучения. Поскольку 'студенты во многих университетах имеют достаточно большую свободу в выборе учебных предметов, то изучение определенного психологического курса зависит от самого студента, от его интересов или понимания значимости соответствующего предмета. Запись на учебные курсы происходит каждый семестр. Количество студентов, записывающихся для изучения определенной учебной дисциплины, является свидетельством ее популярности.
Типичными для изучения являются обычно те же дисциплины, что и в России. Начинается изучение психологии с курса «Введение в психологию»; далее студенты выбирают определенные курсы в зависимости от их профессиональной специализации (педагогической, медицинской и т. д.).
19
Двухгодичные колледжи США в некотором отношении сходны с российскими училищами и техникумами и выполняют
функцию начального профессионального образования после завершения обучения в средней школе. Предлагаемые курсы в разных колледжах могут в значительной степени различаться, поэтому трудно представить типичный набор предметов. И. А. Володарская и Н. М. Лизунова приводят следующий перечень психологических или связанных с психологией дисциплин в одном из колледжей в штате Небраска: общая биология, введение в психологию, рост и развитие ребенка, принципы социологии, социальная психология, патопсихология, устное общение, основы статистики, культурная антропология. Студент может также сам по своей инициативе выбрать определенные курсы из огромного числа указанных в каталоге колледжа, например психология учения, введение в консультационные умения: теория и методы, человеческие отношения, межнациональные отношения, компьютерная грамотность, критическое мышление, оказание первой помощи и др.
6. Основные
образовательные программы посл
Поскольку основной
задачей этих программ является подготовка
научно-педагогических кадров, то аспиранты
многих научных специальностей изучают
курс «Психология высшего
7. Основные
образовательные программы
В средних общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях), а также в ряде средних профессиональных учебных заведений (например, в технических, строительных училищах и техникумах)
20
психология обычно изучается как курс по выбору или факультативный предмет.
Его содержание определяется по согласованию администрации учебного заведения и преподавателя, с учетом интересов учащихся. Стандартов и рекомендаций по преподаванию психологии в школах не выработано. Поэтому каждый преподаватель психологии самостоятельно разрабатывает программу данного учебного курса. Типичным является преподавание предмета с общим названием «Психология», однако содержание его в разных школах может быть разным. Иногда курс с таким названием не дает учащимся целостного представления о психологии как науке, а ограничивается изучением отдельных тем, наиболее интересных для учащихся. В других случаях преподаватели дают более точное название курсу, который они преподают, например «Психология общения».
8. Программы среднего образования в США
Исследование 1986-87 гг. в США показало, что содержание курса психологии, Преподаваемого в американских школах, различно. Значительная часть учителей преподает психологию в школах как психологический курс самопознания п самопомощи. Темам, непосредственно не связанным с основным содержанием научной психологии, уделяется не слишком много времени. Лишь несколько тем изучаются достаточно подробно. Научная сущность психологии часто не раскрывается. В течение многих лет три темы — личность, развитие, патопсихология - изучаются чаще всего (Ragland, 1992). В результате курсы психологии в школах и в университетах оказываются очень мало связанными друг с другом. Обучение психологии в школе мало помогает изучению психологических курсов в университете.
Содержание курсов психологии в школе — одна из проблем, которая дискутируется в течение многих лет. Некоторые считают, что курс психологии в школе не должен быть, зеркальным отражением курса психологии, изучаемого в колледжах.
21
Этот курс должен скорее быть «умственной гигиеной», способствовать пониманию учащимися самих себя, своей жизни, чем быть научной психологией. Другие придерживаются противоположного мнения: они полагают, что школьный курс психологии должен лучше отражать современное состояние психологии как науки, готовить школьников к изучению психологии в колледже).
Повышение научного уровня и системности в преподавании психологии в школе остается актуальной проблемой.