Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:07, доклад
Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов. Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели
Кафедра педагогики и управления соц. системами
Доклад на тему
«Научно технический прогресс и психологические основы создания современной техники »
Выполнил студент Группы
Проверил преподаватель
2012
Научно-технический прогресс. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства.
Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов. Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели. Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование технических устройств и деятельность человека, который пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы «человек — машина" (СЧМ). Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи.
Системы могут быть
классифицированы по различным
признакам. Одним из них является
степень участия человека в
работе системы. С этой точки
зрения различают
На практике
применяются самые
Целевое назначение
системы оказывает
а) управляющие, в которых основной задачей человека является
управление машиной (или комплексом);
б) обслуживающие,
в которых человек
машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт
и т.п.;
в) обучающие, т. е. вырабатывающие у человека определенные навыки
(технические средства
г) информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение
необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные,
документальные системы, системы радио и проводной связи и др.);
д) исследовательские, используемые при анализе тех или иных
явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки,
макеты, научно-исследовательские приборы и установки).
Особенность управляющих
и обслуживающих систем
По признаку характеристики «человеческого звена» можно выделить два класса СЧМ:
а) моносистемы, в состав которых входит один человек и одно или несколько технических устройств; б) полисистемы, в состав которых входит некоторый коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или комплекс технических устройств.
Полисистемы в свою очередь можно подразделить на «паритетные» и иерархические (многоуровневые). В первом случае в процессе взаимодействия людей с машинными компонентами не устанавливается какая-либо подчиненность и приоритетность отдельных членов коллектива. Примерами таких полисистем может служить система «коллектив людей — устройства жизнеобеспечения» (например, система жизнеобеспечения на космическом корабле или подводной лодке). Другим примером может быть система отображения информации с большим экраном, предназначенная для использования коллективом операторов.
В отличие
от этого в иерархических СЧМ
устанавливается или
Следующий уровень — это командиры воздушных судов, действиями которых руководит диспетчер. Третий уровень — остальные члены экипажа, работающие под руководством командира корабля.
По типу и структуре машинного компонента можно выделить инструментальные СЧМ, в состав которых в качестве технических устройств входят инструменты и приборы. Отличительной особенностью этих систем, как правило, является требование высокой точности выполняемых человеком операций.
Другим типом СЧМ являются простейшие человеко-машинные системы, которые включают стационарное и нестационарное техническое устройство (различного рода преобразователи энергии) и человека, использующего это устройство. Здесь требования к человеку существенно различаются в зависимости от типа устройства, его целевого назначения и условий применения. Однако их основной особенностью является сравнительная простота функций человека.
Следующим важным типом СЧМ
являются сложные человеко-
Еще более
сложным типом СЧМ являются
системотехнические комплексы. Они
представляют собой сложную
В основу классификации СЧМ по типу взаимодействия человека и машины может быть положена степень непрерывности этого взаимодействия. По этому признаку различают системы непрерывного (например, система «водитель—автомобиль») и эпизодического взаимодействия. Последние, в свою очередь, делятся на системы регулярного взаимодействия. Примером системы регулярного взаимодействия может служить система «оператор — ЭВМ». В ней ввод информации и получение результатов определяются характером решаемых задач, т. е. режимы взаимодействия во времени регламентируются характером и объемом вычислений. Стохастическое эпизодическое взаимодействие имеет место в таких системах, как «оператор — система централизованного контроля», «наладчик — станок» и т. п. Рассмотренная классификация СЧМ не является единственно возможной. Примеры иных подходов к решению этой задачи приводятся в специальной литературе.
Однако
несмотря на большое
Системы
«человек — машина» относятся
к классу сложных динамических
систем, т. е. систем, состоящих из
взаимосвязанных и
Системы «человек — машина»
относятся также к классу
Системы «человек — машина»
можно рассматривать и как
адаптивные системы. Свойство адаптации
заключается в приспособлении
СЧМ к изменяющимся условиям
работы, в изменении режима
И наконец, системы «человек —
машина» можно отнести к
Из всего сказанного видно, что рассмотренные особенности СЧМ определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки. Это лишний раз показывает, что исходным пунктом анализа и описания СЧМ должна быть целесообразная деятельность человека.
Жизнь современного человека начинает походить на ускоренное движение кинопленки, когда все сложнее рассмотреть то, что происходит на экране: смешение событий, фактов, действий, звуков – кажется, еще мгновение и все сольется в один единственный звук, точку, или все взорвется и экран очистится. Все это вызывает тревогу и внутреннее беспокойство. Именно в таком состоянии находится огромное количество наших сограждан, и неудивительно, что результатом их жизненного сценария становятся психические нарушения и личностные деформации. С профессиональной точки зрения вполне объяснимы немотивированная агрессия, суициды, моральные и духовные падения, отчуждение и экзистенциальная фрустрация, захлестнувшие в последние годы население страны. Как ответ на социальную нестабильность на поверхность вновь как в 90-е годы стала подниматься пена в виде псевдоцелителей, экстрасенсов, разного рода провидцев, оракулов и предсказателей, которые обещают в одночасье решить все проблемы. От безысходности человек часто попадает в яму желаемого быстродействия, из которой не всегда способен выбраться.
В качестве противодействия такому наплыву «всезнающих» и «всемогущих» должен выступить профессионал, способный на научной основе объяснить суть происходящего с психикой человека, помочь найти действенный путь реабилитации личности.
Психология и научно-технический прогресс. XX столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой.