Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:07, доклад
Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов. Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели
В промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п. Так, в условиях нервно-психической напряженности, вызванной необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки (ситуации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энергосистем и т.п.), оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятельность без особых ошибок и срывов. Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.
Психологические проблемы проектирования и эксплуатации современной техники взаимосвязаны с развитием всех крупных научно-технических направлений (атомной энергетики, морского, воздушного и наземного транспорта, химических технологий, освоения космоса, автоматизации и роботизации промышленного производства), с новыми областями теоретических исследований (кибернетикой, системологией, теорией принятия решений, искусственным интеллектом, синергетикой). Не менее важны поднимаемые в философии техники проблемы анализа сущности техники, особенностей и закономерностей функционирования, ее связей с природой и обществом, разработки концепций человека, создающего и использующего технику, этические и нравственные аспекты научно-технического прогресса и проблема ответственности за его возможные негативные последствия для природы и общества. Такие аспекты психологических проблем проектирования и эксплуатации техники, как определение типа структурной организации технических систем, оценка системных критериев, признаков и оснований их классификации, описание специфики реальных технических объектов, раскрытие их многомерности, многоуровневости и динамики развития, свойств сложности, неопределенности, потенциальности, являются предметом анализа в системологии, системотехнике, синергетике. Таким образом, комплекс теоретических оснований методологических подходов к человеку и технике должен отражать как общие теоретические позиции рассмотрения техники и субъект-объектных отношений в ней, так и познавательные средства анализа системно-структурной организации и типологии объектов; он должен концентрироваться на особенностях познавательной и предметно-практической деятельности и социально-личностных отношений субъектов-профессионалов, специфики субъект-объектных отношений в различных классах технических объектов.
Заключение. Инженерная психология, являющаяся особой научной дисциплиной, пограничной для технических и психологических наук, возникла как ответ на нужды научнотехнического прогресса. Ее объектом являются системы «человек — машина», а предметом — процессы информационного взаимодействия человека и техники. Создание новых образцов техники и новых технологических процессов неизбежно сопровождается изменениями требований к человеку как субъекту труда; изменяются орудия и условия труда, формируются новые виды трудовой деятельности. Каждый новый шаг в развитии техники и технологии порождает и новые проблемы, требующие инженерно-психологического исследования. Это значит, что инженерная психология есть наука непрестанно развивающаяся. Ее развитие органически связано с научно-техническим прогрессом. С ходом научно-технического прогресса роль инженерной психологии возрастает. В современном обществе инженерная психология, как и все другие науки, поставлена на службу человеку труда. Главная задача инженерной психологии —это разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой, с одной стороны, и трудовой деятельностью человека — с другой, возникающих в процессе развития производства. Ее цель — повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологии.