Национально-психологические особенности представителей различных народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Этнопсихология – это раздел социальной психологии, изучающий особенности психологии отдельных этносов. Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по этнопсихологии.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Кабардинцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну с ними группу адыгов. Балкарцы - результат слияния аланов с тюркскими племенами.

Национально-психологические особенности  кабардинцев в своем проявлении выглядят более динамичными и  менее устойчивыми. У балкарцев  они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.

У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется  внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же, по сравнению с кабардинцами, в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.

Кабардинцы склонны проявлять  независимость в своих действиях  и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению.

Потребность в общении у кабардинцев  реализуется свободнее и конкретнее. У балкарцев же прослеживается более  высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, самоуверенность48.

 

6.3. Дагестанцы

Дружная жизнь - длинна, недружная  жизнь – коротка.

Дагестанская пословица

Представители дагестанского народа очень самобытны, впечатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями, с лучшей стороны зарекомендовали себя, по свидетельству социологов и социальных психологов, в деятельности в экстремальных условиях. Большинство из них достаточно слабо знают русский язык, в многонациональных коллективах держатся независимо, в их среде очень сильны родоплеменные связи.

На первых порах для них характерны замкнутость, скованность в общении  с сослуживцами, настороженность  в поведении.

В сфере межличностных отношений  не стремятся занимать лидирующее положение, отличаются при соответствующих условиях общительностью и веселым нравом.

У большинства дагестанцев высоко развито чувство национального  достоинства и чести, в сельских районах сохранились любовь к  холодному оружию, пережиток кровной  мести. У них относительно низкий по сравнению с представителями других народов Кавказа общеобразовательный уровень. Часто они очень религиозны.

 

6.4. Чеченцы

Куда не заглянет гость - туда не заглянет добро.

Чеченская пословица

Чеченцы - жители Ичкерии, традиционно проживали в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX в. также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чеченцы вместе с ингушами перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клановые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор находятся в полном расцвете. Историю Чечни в XIX-XX вв. можно охарактеризовать как период постоянной борьбу против колонизации ее Россией.

У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тэйпа). Причем внутриродовые связи здесь часто более тесны, чем у других этнических общностей. Они поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тэйпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования49.

У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом соблюдении национальных традиций и обычаев. Для основной части чеченцев приверженность традициям носит гипертрофированно преувеличенный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием.

Существенной особенностью национальной психологии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести). Неотмщение за родственника позором ложилось на весь род. Неспособность человека отомстить за убийство или оскорбление родственника говорило о слабости рода и тем самым подвергало его опасности нападения. Личностным эмоциональным фактором для кровной мести в то же время выступали впечатлительность и эмоциональная горячность чеченцев. Сюда же можно прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спокойно жить, когда оскорблен родственник, ведь оскорбление одного члена тзйпа было равносильно оскорблению всех его представителей.

Одной из древнейших черт национального  характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю - это чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в национализм, шовинизм.

Национальной особенностью чеченцев стало гостеприимство. «Куда не заглянет гость - туда не заглянет добро». В этой пословице выражается все отношение народа к этой традиции. Прихода гостя ждут постоянно, и ничто не должно отпугнуть его от дома. Ему уделяется особое внимание - все что есть лучшего в доме - для гостя. Пока человек в гостях, он под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно оскорблению хозяину. Однако некоторые преступники в Чечне таким образом скрывались от правосудия.

Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство. Чувство это  чрезвычайно сильно. Побратимы всегда верны дружбе, вместе делят радость  и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это не стоило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение.

В многонациональных коллективах  чеченцы держатся независимо. Как  правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них  характерны замкнутость и настороженность. Но, освоившись, чеченцы могут занимать в группе лидирующие положение50,51.

 

 

6.5. Ингуши

Ингуши - родственный чеченцам вайнахский народ, представителям которого свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.

Ингуши предпочитают улаживать  свои отношения с представителями  других этнических общностей на основе взаимопонимания и сотрудничества, корректного отношения к обычаям и привычкам других народов.

Нормы поведения ингуша-мужчины:

  • выдержка и простота в действиях и поступках, отсутствие зазнайства, спокойствие;
  • мужество, но разумное, без драк и ссор, так как за смерть противника будет отвечать весь род;
  • немногословие, стремление не проговориться, неспешность, осторожность в высказываниях и оценках других людей;
  • должное поведение дома, сдержанность в оценке жены, детей, отстранение жены от мужских дел и обязанностей52.

 

6.6. Осетины

Боль от ушиба проходит, а боль от дурного слова не проходит.

Осетинская пословица

Осетины - представители одного из самобытных кавказских народов, для которого свойственны такие национально-психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это им не стоило.

В их среде сильны патронимические (кровнородственные) связи и отношения, которые восходят своим содержанием к строгому соблюдению своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами, ради поддержания которых осетины никогда не поступятся своими принципами и идеалами53.

 

Заключение

 

Из вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. Национальные (этнические)группы является сложным этносоциальным образованием, единством объективных (территория, язык, культура) и субъективных (национальное самосознание) признаков.
  2. Национально-психологические особенности становятся частью образа жизни всего народа и каждого его представителя благодаря своему внедрению в душевную жизнь человека.
  3. Национально-психологические особенности народностей как научная категория имеет долгую историю становления.
  4. Национально-психологические особенности этнических групп России связаны с цивилизационной спецификой нашей страны. Они сформировалась в результате влияния:

- природно-климатических условий;

- особенности организации социальной жизни;

- специфики духовной жизни;

- своеобразия форм и методов национальной системы воспитания.

Зная национально-психологические особенности представителей различных народов России, можно найти подход к каждому человеку, помочь адаптироваться в новых условиях, избежать конфликта, выработать оптимальные варианты соседства и формы сотрудничества.

 

 

Список литературы

 

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М, Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., 1999.
  2. Бадмаева З. Нацинально-психологические особенности калмыков: дис. канд. психол. наук. - М., 1997.
  3. Бердяев Н.А. Душа России. - М., 1992.
  4. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. - Л., 1994.
  5. Бурыкин А. А.. Малые жанры эвенского фольклора. - СПб., 2001.
  6. Вашутин М. К возрождению славяно-русского самосознания. - Петроград, 1911.
  7. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары, 1970.
  8. Вопросы этнической психологии. - Нальчик, 1979.
  9. Вундт В. Психология народов. В 10 т. - СПб, 1902.
  10. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - М., 1990.
  11. Доржиева И.Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят. - Новосибирск, 1980.
  12. Дуброва Я.И. История калмыцкого народа. - Элиста, 1968.
  13. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. - Ижевск, 1994.
  14. Исторический путь психологии. - М., 1992.
  15. Карельские пословицы и поговорки./ зап. и обр. Макарова Г.Н., пер. Макарова Г.Н., Одно предложение: афоризмы, поговорки, определения. – М.: «София», 2000.
  16. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. - Улан-Удэ, 1997.
  17. Карнышев А.Д. Социальная психология и образование.- Улан-Удэ, 1993.
  18. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.,1993.
  19. Крживщкий Л. Психологические расы: опыт психологии народов. - СПб, 1992.
  20. Крысько В.Г., Деркач А.А., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Ч. 1-2. - М., 1992.
  21. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М., 1996.
  22. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций.- М.: «Экзамен», 2002.
  23. Мацейкив М.А. Некоторые аспекты этнической психологии в наследии А.А. Потебни // Мишина А.И. – Петрозаводск: «Карелия», 1984.
  24. Ненецкие пословицы, поговорки, заг<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Национально-психологические особенности представителей различных народов России