Начало периода зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 12:40, лекция

Краткое описание

Начало периода зрелости – очень бурное время. В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы, что основано на инволюции тканей тела. Каждый орган человеческого тела имеет собственную кривую жизни. Каждый зрелый человек знает из опыта, что легочная ткань становится менее эластичной. Вся мускулатура также теряет эластичность; это приводит к тому, что зрелый человек для одной и той же работы тратит больше энергии, чем в молодые годы.
Эти изменения происходят постепенно. За период зрелости в организме человека происходят очень серьезные половозрастные изменения, во многом предопределяющие стрессовые состояния. Начинают подкрадываться и развиваться болезни.

Вложенные файлы: 1 файл

Начало периода зрелости.docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

В 1932 г. сторонник неонансийской школы суггестии немецкий невропатолог из Берлина Иоганнес Генрих Шульц разработал и утвердил метод «аутогенной тренировки» (АТ) (от греч.autos — сам, genos — род).

ЛЕКЦИЯ 2. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ СУГГЕСТИИ

Суггестия применяется и проявляет себя в следующих областях:

— религия;

— медицина (суггестотерапия);

— педагогика (суггестопедия);

— спорт;

— военное дело;

— профессиональное обучение;

— театрально-сценическая деятельность;

— художественная литература;

— живопись;

— музыка;

— аутогенная тренировка.

ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУГГЕСТИИ

Суггестология, суггестизм (от лат. suggestio — внушение,  намек и греч. logos — учение, наука) — современная наука об особом воздействии на психическую сферу человека (с целью привития ему особых психофизических состояний), называемом суггестией.

Суггестотерапия  (от лат. suggestio — внушение, намек и греч. terapia — лечение (коррекция психического и соматического состояния) суггестивным воздействием на больного (раздел психотерапии).

Суггестопедия (от лат. suggesto — внушение, намек и греч. реdia — воспитание) использование суггестии в процессе обучения и воспитания (раздел педагогики).

Суггестия (от лат. suggestio — внушение, намек) — процесс привития психической сфере человека посторонней идеи (волевого решения в виде мыслей, эмоций, актов) помимо его «я»  (с черного хода психики). Подвергнутое суггестивному воздействию лицо воспринимает поступающую в его мозг информацию без ее понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием. Само содержание суггестии в последующем носит навязчивый характер, представляя собой совокупность «суггестированных (внушенных) установок».

Суггестия представляет собой:

— компонент человеческого общения;

— специфический вид коммуникации;

— противоположность убеждения.

Суггестия осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушение).

Суггеренд — объект гетеросуггестии. Возможные суггеренды: отдельный человек, группа ("толпа"), социальный слой и т.д.

Сугтестор — источник гетеросуггестии. Возможные суггесторы: индивид, группа, средства массовой информации. Последние два суггестора являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное (внушающее) значение (сплетни, реклама, мода, обычаи, господствующие взгляды, предрассудки, поверия и т.д.).

Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда.

Эффективность суггестии определяется:

1. свойствами суггестора

а) социальный статус;

б) обаяние;

в) волевое превосходство;

г) интеллектуальное превосходство;

д) характерологическое превосходство.

2. особенностями суггеренда

а) степень суггестостабилыюсти (внушаемости);

3. отношениями, складывающимися  между ними

а) доверие;

б) авторитетность;

в) зависимость.

4. способом конструирования  сообщения

а) уровень аргументированности;

6) характер сочетания  логических и эмоциональных компонентов;

в) подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т.д.).

 

Суггестабильность, суггестивность (от нем. suggestibiliitar;с франц. suggestibilite — внушаемость) — степень восприимчивости  к суггестии, определяемая субъективной готовностью подвергнуть и подчиниться суггестивному воздействию. Суггестабильность является характеристикой индивида, зависящей от ситуативных и личностных факторов.

Повышенной суггестабильности благоприятствуют следующие свойства личности:

1.неуверенность в себе;

2. низкая самооценка;

3. чувство собственной  неполноценности (комплекс);

4. покорность;

5.робость;

6.стеснительность;

7.доверчивость;

8. тревожность;

9. экстравертированность (преимущественная направленность личности на мир внешних объектов);

10. повышенная эмоциональность;

11.впечатлительность;

12. слабость логического  мышления;

13. медленный темп психической  деятельности.

Эти свойства личности суггеренда (факторы суггестабильности) выявляются специальными тестами, перечнями и опросниками и включаются в его психологическую характеристику.

На повышение индивидуальной суггестабильности влияют следующие ситуативные факторы..

I. психофизическое состояние  субъекта;

а) покой;                                                                                     

б) релаксация (расслабление);                                                  

в) сильное змоциональноее возбуждение (экстаз);              

г) утомление;                                                                                                                                                                          

е) гипноз,                                                                                     

2.низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом  вопросе или выполняемом виде  деятельности.

3. малая степень его  значимости для личности.

4. дефицит времени для  принятия решения.

Суггестабильность — это неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно к тому или иному содержанию и виду деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться суггестабильным.

Суггестабильность представляет различные степени восприимчивости к суггестии, зависящие от возраста, пола, профессии, класса, умственного развития, силы воли, физического и психического здоровья и т.д.

С помощью факторного анализа выявлено два типа суггеста-бильности. Первичная суггестабильность лежит в основе восприимчивости к аутосуггестии, гипнозу. Вторичная суггестабильность связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.

Суггестабильность представляет собой:

— производное «стадного инстинкта» (подчинение вожаку);

— основное свойство нервно-психического аппарата животных и человека;

— следствие инфантильно-сексуального отношения (сексуально-эротического влечения) суггеренда к суггестору (мазохизм), в котором первый угадывает какие-либо черты своих родителей. Сеанс суггестии в этом случае проходит в инфантильной ситуации, заставляющей суггеренда пассивно воспринимать обаяние суггестора в форме авторитетности и строгости отца или мягкости и нежности матери;

  • противоположность критичности.

Суггестировать — внушать. Сам глагол «внушать» происходит от древнеславянского «вън уши» — вносить в уши.

Суггестарий — место, обстановка, где проводится суггестия.

Десуггестировать — снимать внушение, наложенное ранее.

 

В данном разделе разбираются три звена суггестии:

— суггеренд;

— суггестор;

— суггестарий.

ЛЕКЦИЯ 9. СУГГЕРЕНД

Суггеренд по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на него. Поэтому, чтобы не расчленяй описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только способы оценки личности потенциального суггеренда, необходимые для выбора метода суггестивного воздействия. Эти способы позволяют составить психологический портрет, habitus (облик) личности потенциального суггеренда. Все остальные сведения о суггеренде (гипнотике, перципиенте) будут освещены в соответствующих главах следующих разделов.

Основным методом личности потенциального суггеренда является психологическое тестирование. Тест (от англ. Test — опыт, проба) — система заданий, предъявляемых испытуемому с целью оценки его реакций в конкретных условиях. В суггестологии применяются три группы тестов:

1. Опросники — это группа  тестов, построенная в виде анкетного вопроса о поведении, вкусах, привычках и т.п. Опросники применяются для выявления свойств личности, благоприятствующих повышенной суггестабильности (факторов суггеста-бильности). Эти свойства были перечислены в первом разделе. На каждого потенциального суггеренда с учетом его ответов суггестором составляется психологическая характеристика, исходным материалом для которой являются результаты предварительного тестирования.

В связи с тем, что методика психологического тестирования занимает огромный раздел целой науки психодиагностики (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать), осветить ее в рамках одной главы не представляется возможным. В качестве основного методического пособия по психологическому тестированию можно порекомендовать «Компендиум объективных тестов личности и мотивации» Р.Б. Кэттелла и Ф.В. Варбуртона. Там приводится 400 различных тестов, которые в той или иной степени могут быть полезны суггестору для оценки личности потенциального суггеренда.

Факторный анализ позволяет многомерно исследовать личность потенциального суггеренда и дает возможность предвидеть его поведение в конкретных условиях сеанса суггестивного воздействия. Каждый испытуемый может быть представлен точкой в пространстве факторов индивидуально психологических особенностей его личности в системе собранных о нем данных.

Одними из наиболее известных многомерных тестов для оценки личности являются Миннесотский многофазный перечень (ММР1 — Minnesota Multiphasic Personality Invertory) и Шестнадцатифакторный личностный опросник (16P — Sixteen Personality Factor Questionnaire). Эти тесты можно порекомендовать суггестору для работы. Из множества факторов личности, рассмотренных в этих тестах, он без труда найдет факторы суггестабильности. Именно на их выявление и должна быть направлена вся психодиагностическая работа суггестора. Необходимо заметить, что каждому фактору суггестабильности соответствует фактор контрсуггестабильности — фактор критичности. Личность суггеренда — это конгломерат различных факторов суггестабильности и критичности (неуверенность в себе — самоуверенность, низкая самооценка — высокая самооценка, чувство собственной неполноценности — самонадеянность, покорность — настойчивость, зависимость — напористость, робость — смелость, стеснительность — развязность, доверчивость — подозрительность, тревожность — приспособленность, зкстраверсия — интраверсия, повышенная эмоциональность — сдержанность, впечатлительность — равнодушие, слабость логического мышления, низкий интеллект — сила логического мышления, Низкий интеллект, медленный теми психической деятельности — быстрый темп психической деятельности).

2. Наблюдения за внешностью  и поведением — это группа  тестов, позволяющая «вычислить»  личность потенциального суггеренда по его внешнему облику и поведению в обыденной жизни. Суггестор одномоментно, свернуто «схватывает» внутренний мир личности потенциального суггеренда, его ум, характер, моральный облик, уровень смысловых, целевых и операционных установок. Психодиагностическое чутье (от греч. psyche— душа и gnosis — знание) подсказывает суггестору, как поведет себя потенциальный суггеренд в конкретной ситуации суггестивного воздействия. Ориентирами здесь служат его разговор, смех, унижения, почерк и т.п. Подобное человекоощущение развивается постоянным общением, а также рисованием физиогномических портретов людей (от греч. physis — природа и gnomon — тающий) по памяти и по представлению с последующим изучением, анализом и комментарием. Под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том или ином пространственном положении, в котором находился этот объект в момент его зрительного восприятия. Термин «рисование по представлению» означает процесс воспроизведения па бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении.

3. Тесты суггестабильности — это группа тестов, выявляющая степень восприимчивости потенциального суггеренда к суггестивному воздействию данного конкретного суггестора, Они проводятся суггестором в виде пробных императивных и кооперативных суггестий суггеренду.

 

ЛЕКЦИЯ 10. СУГГЕСТОР

Суггестор по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на суггеренда. Поэтому, чтобы не расчленять описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только сведения о внешнем виде суггестора, общие для всех видов суггестии.

У многих народов нашей планеты сложился своеобразный стереотип суггестора. Глаза необыкновенной черноты или серо-стальные, непроницаемые или пронзительно-голубые или змеино зеленые или желтовато-карие, открыто горящие; острый сверлящий взгляд, зависящий от своеобразного строения век (тяжелые глаза с нависшими малоподвижными веками), необычная величина или форма глаз (глаза небольшие, тусклые, с какой-то особой постановкой век, может быть, необычный угол схождения, — и вам трудно смотреть в них и трудно отвести взор; восточные, узкие глаза, с совершенно загадочным выражен, пием; буравчики, прогрызающие вас насквозь), при которой над радужкой или под пей в большей степени, чем обычно, выступают белки, густые брови, нависшие (глубокий мерцающий взгляд седого, как лунь, старика из-под нависших бровей; толстовский, рембрандтовский, наполеоновский — исподлобья) или, наоборот, дающие мощный мефистофельский взмах (могучий взлет бровей; смоляная цыганская чернота; орлиность), малая подвижность взора, редкое мигание, связанное с притуплением чувствительности роговой оболочки, лохматая грива, борода. В этом случае импозантность внешности суггестора заставляет суггеренда видеть за ней еще что-то магическое.

Информация о работе Начало периода зрелости