Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:07, реферат
Основателями НЛП считаются американцы Д. Гриндер и Р. Бэндлер, в 1973 году
открывшие "код эффективного общения". Ученые обнаружили жесткую взаимосвязь
между жестами, мимикой человека и структурой его речи. Пользуясь этим кодом,
можно неявным образом управлять поведением человека и даже толпы. Первыми
использовали НЛП спецслужбы США. В России первыми, кто стали применять
американские психотехнологии, были КГБ и органы ЦК КПСС, занимавшиеся
агитацией и пропагандой. Конечно, делалось это в обстановке строжайшей
секретности. И только недавно о НЛП заговорила печать в связи с различными
выборными кампаниями.
Введение
1. Нейролингвистическое программирование
2. Подстройка. Простейшие методы НЛП
3. Речевые стратегии
4. Дискредитация как речевая стратегия
Заключение
Метод "полярной реакции".
Этот метод рассчитан на людей, чье поведение вполне вписывается в формулу "с точностью до наоборот". В своем стремлении делать все наперекор, они весьма уязвимы. Если в общении с такими людьми действовать по принципу "от противного", можно легко добиться желаемого.
К примеру, если вам нужно, чтобы человек промолчал, скажите о нем, глядя на другого или в сторону: «Сейчас скажет что-нибудь». Практически со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что, по крайней мере, в ближайшие минуты "клиент" будет нем, как рыба. Таким образом, Вы освободитесь от его "присутствия" во время разговора.
Пять речевых стратегий.
При речевом воздействии после установления раппорта в ход пускаются так называются. речевые стратегии. Необходимо отметить, что без наличия раппорта все эти методы, скорее всего, окажутся неэффективными.
1. Трюизмы.
Трюизм – это некое выражение или утверждение, как бы совершенно истинное:
1. Каждый человек хоть когда-нибудь спит.
2. Все мы можем что-нибудь забыть.
3. Москва – столица России.
4. Вы можете сесть на этот стул.
Не смотря на свою простоту, трюизмы очень хорошо действуют и весьма эффективны. Если вы, например, хотите помочь человеку измениться, вы можете начать с фразы:
– Все люди могут меняться.
Против такой конструкции никто возразить совершенно не в состоянии. Потому что, действительно, люди могут меняться. Но «клиент» тоже человек, следовательно и он на это способен. Часто встречающаяся ситуация при попытке решить какую-то проблему – это неверие человека в то, что он способен ее решить. А при помощи такой достаточно простой манипуляции вы можете обойти это его ограничивающее убеждение.
Трюизм помогает направить человека в нужное вам русло, задать некое
направление движения его мысли.
– Бизнесмены часто подписывают контракты.
– Люди покупают стиральные машины.
Еще один способ использования трюизма – вызвать определенное доверие к последующим утверждениям.
– Париж – столица красоты... Институт Волос "Элида" находится в Париже.
Для этой цели очень часто используют поговорки или пословицы, которые мы просто по привычке воспринимаем как некую истину:
– Кто рано встает, тому бог дает. Если вы придете ночью или рано утром, то вы
сможете купить товар дешевле.
2. Предположения.
– Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.
Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (вы сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете себя лучше). Здесь под термином "предположения" будет пониматься именно такие конструкции.
Ваша задача – связать между собой при помощи слов две обычно совершенно несовместимые вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию), с результатом, который вам нужен.
- Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы забудете все то, о чем мы с вами говорили.
- Если вы хотите, чтобы ваша фирма работала лучше, то вам совершенно необходимо взять меня на работу.
- После того, как вы выйдете за дверь, вы вспомните, что вам к следующему разу нужно принести выполненное домашнее задание.
В последнем примере действие, которое обязательно произойдет – "выход за дверь" (при чем не говорится, за какую конкретно – дверей много), а то, что вы хотите получить – "принести выполненное домашнее задание
Можно попробовать "кнут и пряник" объединить в одно утверждение:
- Если вы хотите закрепить материал еще лучше и не хотите получить взбучку, то к следующему разу принесете выполненное домашнее задание.
Учтите, что оба варианта связывания (с событием и с мотивацией) работают по разному. Связь с событием более безусловна и бессознательна: вышел за дверь – вспомнил о домашнем задании.
Итак, если от собеседника вам нужно просто конкретное действие (впадение в транс, исчезновение головной боли) – лучше связь с ситуацией, если вам нужно, чтобы человек что-то делал (готовил домашнее задание, мыл полы) – то лучше связь с мотивацией.
Наиболее часто употребляемые конструкции в предположениях:
1) как только,
2) после того, как;
3) сразу, как;
4) если, то;
5) когда;
6) прежде, чем.
3. Противоположности.
Этот метод основан
на использовании следующих
1) чем... тем
2) настолько... насколько
- Чем быстрее вы
замолчите, тем больше мы
Как всегда, связи никакой, но работает. То, на чем регулярно ловят детей:
- Чем быстрее ты заснешь, тем лучше выспишься.
- Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько больше ты будешь знать этот предмет.
Если в предположениях связываются между собой два события, то есть две статичные вещи, то здесь уже связываются два процесса (может быть, даже ведущие в разные стороны – отсюда и “противоположности”):
- Чем больше ты смеёшься, тем глубже погружаешься в транс.
Хотя смех погружению в транс не должен способствовать, здесь эти вещи связаны, и усиление одного приводит к усилению другого.
4. Вопросы.
– Осознаете ли вы, что уже начали понимать, что такое гипноз?
Еще одна ловушка. Здесь предполагается, что вы уже понимаете, что такое гипноз, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного "понимание гипноза" становится истиной. Глаголы, которые наиболее часто используются в вопросах:
1) осознаете
2) понимаете
3) знаете
4) замечаете
5) обратили внимание
6) вспоминаете
– Вы уже понимаете, что делаете все с каждым разом лучше и лучше?
(Лично я не знаю, что конкретно вы делаете, но вне зависимости от ответа, вы
делаете это лучше, не знаю по сравнению с чем).
– Замечаете ли вы наступающие изменения?
(Все уже заметили, что с вами что-то не так – как-то вы изменились, что-то
наверное с вами произошло. Вопрос только в том, заметили ли это вы сами.
Изменений может еще и не быть, но если человек начинает их искать, он их
обязательно найдет – а это означает, что они появятся).
5. Ложные выборы.
– Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?
– Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?
– Вам арбуз вырезать или возьмете так?
И уже всем надоевшая конструкция, которую так любят продавцы на рынке:
– Что вам взвесить?
Здесь вы предлагаете человеку выбор, который не важен... Важно то, что стоит
за этим выбором. Вам не важно, хочет человек, чтобы арбуз был вырезан, или
нет – вам важно, чтобы его у вас купили. Но язык великая вещь – вы взяли и
сместили акценты, вы сконцентрировали человека на выборе: вырезать или нет. А
вопрос "покупать или нет" отпал сам собой.
Все вышеперечисленные методы могут использоваться как по отдельности, так и в
сочетании друг с другом, причем надо отметить, что в последнем случае
достигается наибольший эффект речевого воздействия.
Дискредитация как речевая стратегия
Дискредитация – это подрыв доверия к кому-либо, чему-либо, умаление авторитета, значения кого-то или чего-то. Сама по себе дискредитация, разумеется, включает не только речевые действия: подрывать доверие может обнародование каких-либо негативных фактов или мнений, действия, сигнализирующие о недоверии (прямо или косвенно), и т. д. Нас же интересуют
именно речевые действия, цель которых - подорвать доверие, вызвать сомнение в положительных качествах кого-либо.
В русском языке для обозначения этих действий используются такие лексические приемы, как оскорбление, издевка, насмешка, нанесение обиды. При этом одной из коммуникативных задач (кроме информирования об отрицательной оценке) является отрицательное воздействие на чувства адресата: намерение унизить, уязвить, выставить в смешном виде. Общая речевая стратегия дискредитации реализуется в частных стратегиях когнитивного, семантического и риторического типа. Когнитивная стратегия определяется как "способ обработки информации в
памяти". Новое знание должно быть введено в модель мира адресата таким образом, чтобы он "принял его, соотнес с уже известным и осознал как свое, личное (так называемая "приватизация знаний").
Семантические стратегии определяют, как и какими языковыми средствами цель может быть достигнута. Следовательно, стратегии этого типа имеют непосредственное отношение к выбору семантических, стилистических и прагматических средств. Возможность достичь цели разными путями находит отражение в понятии речевой тактики.
Некоторые когнитивные
и семантические стратегии
свойствами. Риторический аспект речевых действий связан с приемами убеждения,
привлечения внимания (повторы, преуменьшения, преувеличения, метафоры и др.).
Заключение
Итак, НЛП с помощью речевых стратегий способно менять как поверхностные
поведенческие реакции того, на кого направлено воздействие: аудиторию,
клиента, пациента, участвующего в психологическом тренинге, — так и
глубинные, личностные структуры.
НЛП отличается тем, что делает работу по изменению глубинных структур психики
как на сознательном, так и на подсознательном уровне, более близкой и
доступной. Это достигается за счет технологизированных методов и способов
работы, четко описанных и выявленных механизмов, берущих свое начало в
анализе языка и речи.
Проблема использования
НЛП в настоящее время
связано с ростом необходимости воздействия на сознание человека со стороны
политиков, фирм, рекламирующих свою продукцию и т.д.
Гуманистически
манипулятивными, а порой и антигуманными. Вместе с тем, сам метод или
техника, конечно же, не являются гуманными или антигуманными, их значение
определяется теми целями, которые ставят перед собой люди и организации, их
использующие.