Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 21:01, статья
В настоящее время, одной из актуальных проблем современного общества является усвоение ребенком норм и правил, соответствующих своему полу в процессе социализации.
Философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества[5].
Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином социализация процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т. д [2].
Одно из исследований свидетельствует о том, что мальчики уже в 2 года могут осознавать и выражать желание подражать сценариям, соответствующим их полу, - это еще одно подтверждение того, что гендерная социализация происходит раньше и сильнее у мальчиков, чем у девочек, по крайней мере в нашей культуре [8].
На возрастном промежутке между 4 и 6 годами ребенок осваивает более тонкий и сложный набор ассоциаций в отношении собственного пола - что дети этого же пола любят и что не любят, как они играют, разговаривают, с какими людьми они общаются. Приблизительно к 8 - 10 годам у ребенка появляется эквивалентное сложное представление о противоположном поле [8].
Можно сказать, что каждая из теорий несовершенна, так как имеет свои положительные и отрицательные моменты.
Теорию социального
научения нельзя считать достаточной.
В реальной жизни родители не столь
последовательно и часто
Теория Л. Колберга ( Теория когнитивного развития) не может объяснить тот очевидный факт, что дети демонстрируют четко дифференцированную половую роль, например предпочтение определенных игрушек, задолго до того, как они достигают полного осознания половой принадлежности [8].
Теория гендерной схемы не является последним словом. Она также имеет ограничения. Например, когда исследователи измеряют уровень осознания половой принадлежности у дошкольников и затем проверяют, насколько соответствует полу их поведение, они часто обнаруживают только очень слабые связи (Bussey & Bandura,1992; Martin, 1993). Поэтому 3-летние дети, которые отдают явное предпочтение в игре детям одного с ними пола, не обязательно обладают самым лучшим когнитивным пониманием половой принадлежности [8].
Ключевое различие между этой теорией и теорией Л. Колберга заключается в том, что для формирования первичной гендерной схемы ребенок не нуждается в осознании постоянства пола. Примерно в 5 или 6 лет, когда приходит осознание гендерной константности, у детей формируется более сложное представление или схема «что делают такие люди, как я» и они рассматривают это «правило» так же, как и любое другое правило: они его абсолютизируют. В позднем детстве и раннем подростковом возрасте подростки понимают социальную условность этих правил, и их представления о половой роли становятся более гибкими (Katz& Ksansnak, 1994). Более того, подросток начинает отвергать устойчивые утверждения о том, что поведение представителей его пола предпочтительнее и лучше (Powlishta et al., 1994). Очень небольшая часть подростков начинает понимать, что они обладают как маскулинными, так и фемининными чертами [8].
Таким образом, самая распространенная современная теория, теория гендерной схемы, считает, что дети начинают формировать правила о том, что должны делать мальчики и что девочки, как только они понимают различия между полами, и это схема образует основу выбора поведения, соответствующего полу [8].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Информация о работе Некоторые аспекты понятия гендерная социализация