Необходимость изучения характерологических особенностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 02:03, курсовая работа

Краткое описание

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими — грубо и бесцеремонно.

Вложенные файлы: 1 файл

характерологические особенности.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Приведем основные клинические шкалы MMPI и примеры  утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих и в другие шкалы).

Шкала ипохондрии (HS) – определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности:

  • Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота.
  • У меня бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.

Шкала депрессии (D) – предназначена для определения субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):

  • У меня беспокойный, прерывистый сон.
  • Любая работа дается мне ценой больших усилий.

Шкала истерии (Hy) – разработана для выявления  лиц, склонным к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):

  • Я никогда не падал(-а) в обморок.
  • Часто я ощущаю «комок» в горле.

Шкала психопатии (Pd) – направлена на диагностику социопатического типа личности:

  • Иногда мне очень хочется уйти из дома.
  • В школе меня вызывали к директору за прогулы.

Шкала мужественности - женственности (Mf) – предназначена  для измерения степени идентификации  обследуемого с ролью мужчины  или женщины, приписываемой обществом:

  • Я очень люблю охоту.
  • Я люблю поэзию.

Шкала паранойи (Pa) – позволяет судить о наличии  «сверхценных» идей, подозрительности:

  • Я думаю, что за мной следят.
  • Большинство людей честны только потому, что боятся наказания.

Шкала психастении (Pt) – устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):

  • Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума».
  • В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом.

Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику  шизоидного (аутического) типа личности:

  • Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.
  • Я опасаюсь пользоваться ножом, другими острыми и колючими предметами.

Шкала гипомании (Ma) – определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности:

  • Я – значительная личность.
  • Временами мысли у меня бегут быстрее, чем я могу их высказать.

Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика степени  соответствия интровертированному  типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки:

  • Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).
  • Мне нравится ходить туда, где шумно и весело.

Особенностью MMPI является использование в нем  четырех оценочных шкал.

Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».

Шкала «лжи» (L) – предназначена для оценки искренности  обследуемого10.

Шкала достоверности (F) – создана для выявления  недостоверных результатов (связанных  с небрежностью обследуемых), а также  аггравации и симуляции.

Шкала коррекции (K) – введена для того, чтобы  сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Соотношения между  этими показателями, полученными  по этим шкалам, позволяют судить о  достоверности результатов обследования.

 

 

Глава 4. Анализ экспериментального исследования характерологических  особенностей студентов

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер  человека — это закрепленная в  индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личности, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.

Это понимание характера, связывающее  его с побуждениями, как будто приходит в противоречие с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей большого дыхания, живущих высокими благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами, а с другой стороны, нередко можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: «Какой у него хороший, легкий характер!», а у человека этого вы не найдете ни высоких целей, ни поистине больших душевных побуждений. Объяснения этому надо искать не только в том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому как в способности инкорпорируются общественно выработанные операции или способы действия, в характер как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам. Эти способы поведения, не выражающие непосредственно соответствующих личных побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или соображений другого порядка. Между способами поведения и побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, нет поэтому непосредственного совпадения или соответствия. В результате и получается или может получиться расхождение между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и освоенными им по привходящим соображениям побуждениями, готовыми способами поведения. Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений и не непосредственно ими порожденных способов поведения, усвоенных человеком. Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализован-ности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные человеком шаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их «манерам», поверхностно судит о них.

В практической части курсовой работы, мы провели исследование характерологических особенностей студентов педагогического ВУЗа. На основании полученных данных следует, что все студенты имеют индивидуальные особенности характера.

Гипотеза, поставленная в начале работы, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  

  1. Анастази А. Психологическое тестирование - СПб.: Питер, 2010
  2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005
  3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология // под ред. Дубровиной И.В. - М.: Академия, 2003
  4. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 2010
  5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 2010
  6. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 2010  
    Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юридическая литература, 2005
  7. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 2008
  8. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии., Л.,  
    2005
  9. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2005
  10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у характера у школьников - СПб, Питер, 2006
  11. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2006
  12. Мельник В. С. В сб. "Очерк теории темперамента", изд.2. Пермское книжное издательство, 2004
  13. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. В кн. Очерк теории темперамента. М., 2005
  14. Небылицын В.Д. Темперамент. В кн. Психология индивидуальных различий. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Тексты М.: Изд-во МГУ, 2006
  15. Небылицын. В.Д. Темперамент - Воронеж: МОДЭК, 2008
  16. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос,2009
  17. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер - СПб.: Питер, 2007
  18. Рогов Е. И. Общая психология - М. ВЛАДОС, 2007
  19. Маклакова А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2006
  20. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В, Типы темперамента в практической психологии - М.: Речь, 2003
  21. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 2010
  22. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. Социальная  
    психология: учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 2007
  23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология - М.: Академия, 2008
  24. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология  
    коллектива, Учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 2008
  25. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других, М., изд. "АСТ-Пресс Книга", 2009
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2009.
  27. Руденко Л.П. Дьякова С.Л. Связь типологической принадлежности собак с особенностями их поведения при вариациях между вероятностьюи ценностью подкрепления // Журнал высшей нервной деятельности. 2003
  28. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. 2005
  29. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 2004  

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2009.

2 Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. 2005

3 Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. Социальная  
психология: учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 2007

4 Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер - СПб.: Питер, 2007

5 Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. В кн. Очерк теории темперамента. М., 2005

6 Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2006

7 Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии., Л.,  
2005

8 Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2006

9 Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии., Л., 2005

10 Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005

 


Информация о работе Необходимость изучения характерологических особенностей личности