Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 02:03, курсовая работа
Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими — грубо и бесцеремонно.
Приведем основные клинические шкалы MMPI и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих и в другие шкалы).
Шкала ипохондрии (HS) – определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности:
Шкала депрессии (D) – предназначена для определения субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):
Шкала истерии (Hy) – разработана для выявления лиц, склонным к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):
Шкала психопатии (Pd) – направлена на диагностику социопатического типа личности:
Шкала мужественности
- женственности (Mf) – предназначена
для измерения степени
Шкала паранойи (Pa) – позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности:
Шкала психастении (Pt) – устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):
Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности:
Шкала гипомании (Ma) – определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности:
Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки:
Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал.
Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».
Шкала «лжи» (L) – предназначена для оценки искренности обследуемого10.
Шкала достоверности (F) – создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемых), а также аггравации и симуляции.
Шкала коррекции (K) – введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.
Соотношения между
этими показателями, полученными
по этим шкалам, позволяют судить о
достоверности результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личности, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.
Это понимание характера, связывающее его с побуждениями, как будто приходит в противоречие с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей большого дыхания, живущих высокими благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами, а с другой стороны, нередко можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: «Какой у него хороший, легкий характер!», а у человека этого вы не найдете ни высоких целей, ни поистине больших душевных побуждений. Объяснения этому надо искать не только в том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому как в способности инкорпорируются общественно выработанные операции или способы действия, в характер как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам. Эти способы поведения, не выражающие непосредственно соответствующих личных побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или соображений другого порядка. Между способами поведения и побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, нет поэтому непосредственного совпадения или соответствия. В результате и получается или может получиться расхождение между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и освоенными им по привходящим соображениям побуждениями, готовыми способами поведения. Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений и не непосредственно ими порожденных способов поведения, усвоенных человеком. Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализован-ности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные человеком шаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их «манерам», поверхностно судит о них.
В практической части курсовой работы, мы провели исследование характерологических особенностей студентов педагогического ВУЗа. На основании полученных данных следует, что все студенты имеют индивидуальные особенности характера.
Гипотеза, поставленная в начале работы, подтвердилась.
Список использованной
литературы
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2009.
2 Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. 2005
3 Петровский А.В., Абраменкова
В.В., Зеленова М.Е. Социальная
психология: учебное пособие для студентов
пед. институтов, М., 2007
4 Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер - СПб.: Питер, 2007
5 Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. В кн. Очерк теории темперамента. М., 2005
6 Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2006
7 Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы
социальной психологии., Л.,
2005
8 Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2006
9 Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии., Л., 2005
10 Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005
Информация о работе Необходимость изучения характерологических особенностей личности