Неполные семьи: факторы риска и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:49, реферат

Краткое описание

Дети, растущие в бедной семье, где главой является мать, подвержены риску во многих отношениях. Отсутствие отца снижает как их социальный, так и экономический статус. Женщины, возглавляющие такие семьи, нередко отличаются психологической неуравновешенностью вследствие постоянного напряжения и непрекращающейся борьбы за существование. Многие из них страдают депрессией и невротической тревогой, что мешает им быть внимательными и заботливыми матерями.

Вложенные файлы: 1 файл

Неполные семьи.docx

— 31.64 Кб (Скачать файл)

Неполные семьи: факторы риска и возможности

Дети, растущие в бедной семье, где главой является мать, подвержены риску во многих отношениях. Отсутствие отца снижает как их социальный, так и экономический статус. Женщины, возглавляющие такие семьи, нередко  отличаются психологической неуравновешенностью  вследствие постоянного напряжения и непрекращающейся борьбы за существование. Многие из них страдают депрессией и невротической тревогой, что  мешает им быть внимательными и заботливыми  матерями.

Дети, растущие в таких  семьях, могут испытывать разного  рода затруднения, которые сказываются  как на психологической зрелости, так и на их умственном развитии. В результате они, как правило, реже, чем другие дети, повышают свой социально-экономический  статус, когда становятся взрослыми. Многие из них повторяют путь родителей  и оказываются родителями-одиночками. Таким образом, эти проблемы передаются следующему поколению. [14; стр.287]

Исследователями предпринимались  попытки определить факторы, способствующие разрыву замкнутого круга депрессии  и безысходности, характерных для  семей с низким доходом и неполных семей. Они обнаружили, что в случае, когда работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравилась, их дети отличались более  высоким уровнем самоуважения и  более сильным чувством семейного  единства и солидарности по сравнению  с теми, чьи матери не работали либо работа вызывала у них сильную  неприязнь. Работающие матери-одиночки оказывают особенно сильное влияние  на своих дочерей, которые придают  большое значение личной и материальной независимости, престижу семьи и  отличаются в школе более высокой  успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полных семей.

Особенно трудно приходится тому родителю, который воспитывает  детей один. Подавляющее большинство  таких родителей составляют работающие матери. В середине 1970-х годов  у каждого седьмого ребенка часть  детства проходила без отца. С  той поры число семей с родителем-одиночкой  увеличивалось в 10 раз быстрее, чем  количество семей с двумя родителями. Эта тенденция особенно характерна для молодых женщин. Наибольшее количество разрывов отношений приходится на первые 7 лет брака, а средняя продолжительность  совместной супружеской жизни у  разведенных пар составляет около 7,2 года. Хотя разводы имеют место  у людей любого возраста, наиболее вероятны они у молодых взрослых. [10; стр.471]

Семьи матерей-одиночек. Что  стоит за стремительно растущим количеством  семей, возглавляемых матерями-одиночками? Существует целый ряд факторов. В 60-х и 70-х годах XX века это было связано с увеличением числа  разводов, сопровождавшихся традицией  вверять заботу о детях матери. Еще один сильный прирост числа неполных семей произошел в связи с увеличением числа матерей, никогда не состоявших в браке.

Ученые уже давно подчеркнули, что важным фактором этих перемен  является улучшение социальных и  экономических условий жизни  женщин. Они сделали вывод, что  лучшие шансы найти работу и повышение  статуса матерей-одиночек позволяют  им и их детям существовать без  мужей и отцов, по крайней мере в течение какого-то периода времени. Действительно, для ряда матерей-одиночек подобная ситуация является лишь временной, поскольку многие снова выходят замуж. Но немало и таких родителей, для которых выбор остаться одинокими является вполне реальным.      

Расширенные семьи наиболее часто включают а себя одного из родителей одинокой матери, а также других членов семьи и людей, не состоящих с ней в прямом родстве. Таким образом, эти семьи являются источником дополнительных финансовых, психологических и социальных ресурсов для матери-одиночки, и она может чувствовать себя не столь одинокой или перегруженной заботой о ребенке. Кроме того, если другие члены семьи участвуют в домашнем хозяйстве, на плечи матери ложится меньше рутинной работы по дому.

Семьи отцов-одиночек. Хотя по сих пор не так много отцов  остается опекунами своих детей  после развода, их число постепенно увеличивается.

Отцы-одиночки во многом сталкиваются с теми же проблемами, что и одинокие матери. Однако их финансовое положение  обычно более прочное. Одно из исследований отцов-одиночек показало, что многие из них до развода принимали самое  активное участие в воспитании своих  детей.

Большинство отцов-одиночек сохраняют тесные эмоциональные  контакты со своими детьми, отдают много  сил и средств заботе о них  и очень переживают, если им не удается  удовлетворить их запросы или  проводить с ними достаточно времени. Родительский опыт, однако, не всегда подготавливает их к тем трудностям, с которыми они встречаются, когда им приходится работать и одновременно с этим воспитывать  детей. Многие отцы-одиночки испытывают те же чувства одиночества и подавленности, что и одинокие матери. Одиноким отцам, так же как и матерям-одиночкам, бывает трудно сохранить круг своих  друзей и получить иную эмоциональную  поддержку. [10; стр.474]        

Семь указаний одинокому  родителю

1.      Принятие ответственности и всех возникающих проблем. Это требует позитивной установки и ясного ощущения, что решение может быть найдено.

2.      Признание приоритета родительской роли. Родители, добивающиеся успеха в воспитании, готовы охотно пожертвовать своим временем, деньгами и энергией для удовлетворения потребностей своих детей.

3. Соблюдение твердой,  но не ставящей во главу  угла наказание дисциплины.

4. Стремление к большей  открытости в общении с детьми. Повышение доверия между членами  семьи и открытое выражение  своих чувств.

5.      Поощрение индивидуальности в рамках функционирования семьи как целого.

6.      Признание необходимости заботы о себе. Родители должны уделять себе достаточно внимания, чтобы быть в состоянии помогать детям.       

7. Внимание к ритуалам  и традициям, в том числе  соблюдение режима дня, традиции  отмечать праздники и проводить  другие семейные мероприятия. [8; стр.203]

3.3. Дети развода

Психологические последствия  развода. Распад семьи имеет для  детей много последствий. На развитие ребенка оказывают влияние оба  родителя, а развод означает, что  контакт с ними обоими уже не будет  одинаково частым. Кроме того, до развода родителей дети в течение  долгого времени живут в напряжении. Возможно, они уже слышали слово  «развод», произносимое (порой –  весьма громко) в их доме в течение  многих месяцев или даже лет и  сопровождаемое плачем, криками и, возможно, драками. Когда отношения между  родителями нарушаются, даже очень  маленькие дети понимают это. Дети хотят  знать, что случится с ними после  развода родителей.

Когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома. Многим детям (особенно маленьким) кажется, что это они виноваты в разводе родителей и если бы они вели себя лучше, то, возможно, папа и мама не расстались. Иногда они пытаются вновь соединить родителей, стараясь вести себя безупречно либо погружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители еще больше усложняют ситуацию тем, что вначале не уверены в окончательности развода и, возможно, делают неудачные попытки опять соединиться, рождая, таким образом, в детях ложные надежды.

Во время и после  развода отношения ребенка с  обоими родителями изменяются. Дети иногда становятся непослушными и несговорчивыми, а в подростковом возрасте могут  эмоционально отдалиться от семьи. Им часто приходится выслушивать взаимные обвинения родителей. Дети могут оказаться в центре битвы за то, с кем они должны остаться после развода, и каждый из родителей пытается привлечь ребенка на свою сторону. Порой родители соревнуются за любовь детей и стараются подкупить их подарками или позволяют делать то, чего не разрешает противоположная сторона. После развода родители часто находятся в состояние сильного стресса и бывают неспособными проявлять по отношению к детям достаточно душевного тепла и осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко они бывают менее внимательны к ребенку, непоследовательны в требованиях дисциплины, малообщительны и равнодушны к его проблемам. Кроме того, порой дети болезненно реагируют на попытки родителей найти себе нового партнера. Например, оставшийся с матерью мальчик иногда принимает роль «главы семьи» и может почувствовать угрозу, когда на сцене появится «соперник». [28; стр.265]

Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются следующие.

1.      Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у них чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся особенно уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии за родительские права, скандалы при дележе имущества, решении вопросов о режиме свиданий с ребенком уходящего из семьи родителя и о материальной поддержке еще более осложняют ситуацию как для взрослых, так и для детей.

2.      Количество перемен, совершившихся в образе жизни ребенка. Если ребенок продолжает жить в том же доме, посещать ту же школу и вокруг него остались те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребенка претерпевает большие изменения и теперь ему приходится жить то в одном доме, то в другом, расставаться со старыми друзьями, переходить в новую школу, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни с большой степенью вероятности подвергаются потрясению. Чем больше изменений претерпевает жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новым условиям.

3.      Характер отношений родителей с детьми. Любовь и поддержка, которые проявляют оба родителя, существенно помогают ребенку. Некоторые исследователи наблюдали, что характер продолжающихся отношений между родителем и ребенком гораздо важнее, чем присутствие обоих родителей дома. На самом деле, иногда развод является более позитивным вариантом для ребенка, чем совместное проживание с обоими родителями, которые постоянно спорят и борются друг с другом. [6; стр.188]

Последствия развода, проявляющиеся  в повседневной жизни. Сразу после  развода родителей дети, особенно в возрасте от 5 до 7 лет, часто кажутся  сбитыми с толку, растерянными. Они  проявляют признаки неустойчивого  поведения дома, а также в школе. Их повседневная жизнь претерпевает серьезные изменения, и их понимание  социального мира нарушается. Привычный  образ семейной жизни развалился на глазах. Если в прошлом этот мир  был предсказуем: каждый вечер все  возвращались с работы, садились ужинать, а ровно в 9 часов ребенка укладывали спать, то теперь все изменилось. Поэтому дети часто проверяют, насколько справедливы эти привычные правила, чтобы увидеть, остался ли мир таким, каким он был прежде. От своей матери ребенок может услышать: «Я знаю, не очень-то хорошо, что папа больше не приходит домой. Но это не значит, что ты не должен ложиться спать в 9 часов. Тебе все равно завтра нужно рано вставать и идти в школу. И отдых тебе все так же необходим».

Для многих детей негативные эффекты развода и последующая  демонстрация ими негативных моделей  поведения минимальны и являются относительно временными. Однако, другие дети испытывают проблемы и в социальной, и в эмоциональной, и в учебной сфере. Даже у тех из них, кто вначале, казалось, хорошо справлялся с последствиями развода, серьезные проблемы с адаптацией иногда возникают позже, при вступлении ,в подростковый возраст, в начале достижения половой зрелости. «По сравнению со своими сверстниками из полных семей подростки из разведенных семей с удвоенной или даже утроенной вероятностью могут бросить школу, забеременеть или начать демонстрировать асоциальное и делинквентное поведение. Подобные проблемы могут оставаться актуальными и в период ранней взрослости.

Однако, для детей, забираемых из домов, среда которых отличается разрушительностью и жестокостью, это часто является благоприятным  событием. В долговременной перспективе  большинство детей оказываются  достаточно жизнестойкими и адаптивными, чтобы справиться с разводом родителей. И опять же, в значительной степени  это зависит от того, как именно разъезжаются родители и что они  делают после этого. [7; стр.26]

Влияние развода родителей  на детей. Психические последствия  развода для детей Развод родителей  для ребенка глубокий психотравмирующий  фактор. Реакции детей отличаются друг от друга, однако им присущи следующие  общие характеристики: • Страх. Большинство детей испытывают страх, особенно в период выяснения отношений между родителями перед окончательным их разрывом. Наиболее травмируют детей проявления враждебности и насилия. • Самообвинение. Дети часто центр противоборства между родителями, что внушает им чувство вины. Столкновения и ссоры могут быть для родителей тривиальными событиями, однако ребенок склонен обвинять в этих ссорах себя. • Самоуничижение. У ребенка возникает представление, что он нелюбим, и это снижает у него чувство собственного достоинства. Если один из родителей уходит из семьи, то ребенок считает, что покинули и обрекли на одиночество именно его. Хотя родители находят для этого другие объяснения, дети считают, что развод связан с их собственной несостоятельностью. После развода и связанных с ним переживаний внимание к ребенку оставшегося родителя может быть недостаточным, что может нанести вред чувству самоуважения ребенка. • Депрессия. Дети переживают развод родителей как утрату. В отличие от других печальных событий, например смерть одного из родителей, чувства, связанные с разводом, могут вновь оживать и повторяться в течение многих лет. Например, если отец из-за внезапной командировки отказывается провести выходные вместе с ребенком, который с радостью ожидал этого события, то чувство утраты вспыхивает с новой силой. Точно так же как и взрослые, дети часто реагируют на утрату депрессией, внезапное изменение ситуации может вызвать состояние растерянности. • Повышенная обидчивость и негативизм. Дети воспринимают развод родителей и нарушение привычного для них порядка жизни как хаос и реагируют на него, помимо депрессии, чувством гнева. Дети переживают развод как обиду и отказ' родителей от любви к ним, на что реагируют повышенной чувствительностью, ранимостью и отказом воспринимать реальность. • Аутсайдерство. В связи с семейными конфликтами дети чувствуют себя лишними. Сравнивая себя с другими, они воспринимают себя менее ценными и любимыми, чем их сверстники. У них возникает чувство, что они не такие, как остальные. Чувство вины, связанное с разводом, стыд за стычки между родителями, примеры их враждебных взаимоотношений усиливают представления ребенка о том, что он является аутсайдером. Преданность ребенка своей семье ограничивает его возможность поделиться с другими своими переживаниями и тем самым усиливает его изоляцию. Влияние развода родителей на детей. Изменения поведения Психические реакции детей на развод чаще всего проявляются в изменении их поведения, особенно после того, как происходит фактическое расставание с одним из родителей. У детей до 12 лет часто возникают ранее несвойственные им реакции. Страхи ребенка, внутренняя сосредоточенность на семейных проблемах могут проявляться в виде вызывающего поведения, гримасничанья на уроках, вспышек агрессивности, невнимательности, беспокойству, что отражается школьной успеваемости. Способ реагирования на развод часто зависит от пола ребенка. Девочки больше склонны к депрессии с повышенной плаксивостью, мальчики – к депрессии с проявлениями агрессивности, грубости и враждебности. Возрастной фактор Психические реакции детей на развод родителей зависят от их возраста. До двух лет дети не имеют представления о том, что такое брак и развод. По мере того как ребенок вступает в контакт с обоими родителями, могут возникать реакции в виде плохого настроения или капризности, как правило, кратковременные. Более старшие дети испытывают страх, беспокойство по поводу изменения их повседневной жизни. Развод особенно остро воспринимается в 5-6-летнем возрасте, так как он связан с так называемой эдиповой фазой межличностного конфликта. Это период, который характеризуется развитием у ребенка сильного чувства по отношению к родителю противоположного пола и чувством ревности по отношению к родителю одного с ним пола. Если отец маленькой девочки в этот период ее развития оставляет семью, то она испытывает глубокое чувство одиночества и покинутости. Если отец покидает сына, то это, как правило, вызывает у него чувство выигрыша в конкуренции за любовь матери и одновременно возмущение тем, что отец их «бросил». В 9 или 10 лет усиливается идентификация ребенка с родителем одного с ним пола. Так как обычно из семьи уходит отец, сын особенно страдает от такой утраты. Девочки и мальчики в этом возрасте испытывают печаль, страх, одиночество и гнев против родителей, которые решили разводиться. Хотя подростки более способны к самостоятельному осмыслению факта развода, они же и более предрасположены к эмоциональным реакциям на это событие. Так же как и маленькие дети, подростки часто испытывают острое чувство гнева и боли, сочетающееся со страхом перед будущим. Развод наносит удар их чувству независимости и самоидентификации и представляет собой столь серьезное и внезапное изменение связи между родителями и ребенком, что у подростка, может быть, впервые в его жизни, возникает отчетливое чувство утраты родителей. Есть основания утверждать, что развод оказывает значительное влияние на отношения подростков к другому полу и в конечном счете на их отношение к собственному будущему браку. Влияние развода родителей на детей. Личностный фактор Личность каждого ребенка имеет решающее значение для характера и способа его реагирования на развод. Развод родителей может сопровождаться утратой доверия ко всему миру и изменением привычных связей и отношений. Часто это означает смену жилья, поступление в новую школу и, быть может, впервые для ребенка, необходимость довериться новым для него людям. Вследствие такого сотрясения основ существования, которое приводит к повышенной самокритичности и структурной перестройке личности, страх, депрессия и враждебность ребенка выражены тем сильнее, чем меньше он способен критически относиться к самому себе и анализировать создавшуюся ситуацию. Некоторые дети склонны отрицать происходящие события или не придавать им значения. Внешне они не выглядят особенно озабоченными и расстроенными. Хотя они не способны анализировать свои чувства и тем самым избегают психического конфликта, имеется опасность того, что в более позднем возрасте у них возникнут психические проблемы. Психотерапия искусством для детей «Печальный монстр» Этот рисунок нарисовала маленькая девочка во время сеанса психотерапии по поводу посттравматической (психогенной) реакции. На нем изображено чудовище, сидящее на голове. Это показывает угнетающее ребенка «давление», возникающее из-за постоянного беспокойства. В начале психотерапевтического сеанса девочка заявила, что может рассказать о «многих плохих событиях». Монстр нарисован в конце сеанса. Финансовый фактор Развод в большинстве случаев приводит к тому, что отец, будучи главной финансовой опорой семьи, уходит из общего дома и меняет место жительства. В этом случае мать ребенка часто вынуждена начать работать вне дома либо работать вдвойне. Для ребенка это означает новую ситуацию с существенной утратой близости одного из родителей и сокращением продолжительности общения с другим. С учетом новых требований мать не может уделять ребенку привычных для него внимания и заботы, к которым он привык и в которых нуждается. Так называемый «ребенок с ключом», который после школы возвращается в пустую квартиру и вынужден там оставаться до тех пор, пока мать не возвратится с работы, страдает от одиночества, что может проявляться в форме депрессии или плохого поведения. Такому субъективному чувству утраты родительского внимания и поддержки может противостоять организация свободного времяпрепровождения ребенка или его забота о брате или сестре. Отдаленные последствия Исследования психологов показывают, что развод вызывает не просто кратковременные кризы, но представляет долговременную травму, оказывающую влияние на эмоциональное и психическое самочувствие вплоть до достижения зрелости. Большинство детей в течение десяти лет после развода испытывают чувство обиды, печали и беспокойства, что проявляется в их взаимоотношениях с другими и страхе перед браком и личными связями. В подростковом и юношеском возрасте их тревожит то, что они тоже могут пережить измену, оскорбление или уход близкого им человека. У большинства детей, которые как будто благополучно справились с разводом родителей, позже, при наступлении зрелости, возникают психические проблемы. В начале зрелого возраста, когда перед взрослым возникают проблемы половой связи, любви и сексуальности, этим лицам требуется преодолеть опасения и страх. Ключевой фактор: как родители реагируют на их развод Отношение родителей к разводу оказывает большое влияние на психическое здоровье детей. Исследования показывают, что дети разведенных родителей, которые поддерживают стабильные отношения и не допускают грубости по отношению друг к другу, имеют значительно меньше психических проблем, чем дети из формально сохраняющихся семей, в которых преобладают ссоры и враждебность. Иногда высказывается мнение о том, что психическая нагрузка на ребенка вследствие развода больше выражена тогда, когда роль родителя выполняется недостаточно. Это означает, что разведенные родители имеют меньше возможности уделять время ребенку, меньше заботятся о его дисциплине, менее чувствительны к нуждам и потребностям ребенка. Вследствие развода родители нередко утрачивают душевное равновесие или даже впадают в депрессивное состояние, что оказывает на детей психическое и эмоциональное воздействие. Кроме того, изменение эмоциональной атмосферы в семье приводит к предъявлению ребенку повышенных требований, которые, в сущности, должны выполнять родители. Собираясь разводиться, родители должны быть готовы к преодолению собственных психических реакций, для чего необходимо попытаться их понять и осмыслить. Наиболее частым видом реакции партнера по браку бывают переживание катастрофы, гнев и чувство вины по отношению к отставленному партнеру либо чувство утраты, частично являющееся следствием идеализации ушедшего партнера. Поиск помощи Развод выводит большинство детей из эмоционального равновесия. К сожалению, трудно найти такого нейтрального по отношению к ситуации развода взрослого, который мог бы понять, что ребенок разведенных родителей нуждается, по крайней мере, в однократной консультации у психотерапевта. Хороший психотерапевт может оказать помощь по многим направлениям. Он пользуется случаем для того, чтобы расположить ребенка к рассказу о своих переживаниях утраты и постепенно убеждает его в том, что он не виноват в разрыве отношений между родителями, а также разъясняет ему, что он не должен втягиваться в этот конфликт. Одновременно психотерапевт помогает родителям осмыслить собственное поведение и понять, какое влияние оно оказывает на ребенка. Возможно, он найдет и другие возможности для того, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию и избежать ее обострения. Для разрешения проблем, от которых страдают все члены семьи, можно прибегнуть к семейному консультированию как в рамках общего собеседования, так и в форме проведения индивидуальных психотерапевтических сеансов с ребенком. В некоторых консультациях и социотерапевтических центрах созданы группы для детей разведенных родителей. Маленьких детей побуждают выражать свои чувства с помощью игр и использования кукол. С помощью игровых методов ребенку разъясняют, что у него нет оснований для стыда или чувства вины. Как можно помочь ребенку пережить развод Для того чтобы помочь ребенку лучше преодолеть последствия развода, родители должны принять во внимание следующее: • Объясните ребенку, что разрыв между вами носит окончательный характер. Многие дети цепляются за фантазии о том, что их родители однажды помирятся и семья снова восстановится. Для того чтобы ребенок пережил и переработал факт развода, он должен реалистически смотреть на создавшееся положение. • Для маленького ребенка особенно важно, чтобы родители в конкретной и спокойной форме объяснили ему, как будет протекать его будничная жизнь в дальнейшем. Ребенку следует рассказать, где он будет спать, где будут размещаться его игрушки, как часто он будет видеться с отцом или матерью. Он должен быть уверен в том, что родители навсегда останутся для него родителями и всегда будут его любить. • Старайтесь свести к минимуму споры и взаимное выяснение отношений. Нет никаких сомнений в том, что ребенок расстраивается сильнее в тех случаях, когда родители постоянно ссорятся. Особенно страдают те дети, которые втягиваются родителями в конфликт между собой. • Успокойте ребенка и объясните ему, что у него нет повода для беспокойства, если визиты одного из родителей отменяются или становятся более редкими. Участливость нейтрального взрослого, которым может быть отчим, тетя или дядя может оказать ему помощь в таком случае. • Позвольте ребенку выразить свой гнев и помогите ему простить своих родителей. Хотя это дается нелегко, родители должны пытаться воспринимать гнев ребенка и относиться к нему, как к нормальной эмоциональной реакции. Объясните ребенку также, что он не несет никакой вины за развод. Ребенок должен осознать, что сможет сохранять хорошие отношения с обоими родителями после их развода.

Информация о работе Неполные семьи: факторы риска и возможности