Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 18:06, доклад

Краткое описание

Часто неудовлетворение потребностей, влечений и желаний вызывает у человека сильное психическое напряжение. В этом случае для уменьшения его и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд физиологических и психологических защитных механизмов саморегуляции. Одним из первых обозначил некоторые из этих механизмов 3. Фрейд. Он говорил о вытеснении, проекции, регрессии поведения и о сублимации. Вытеснение представляет собой процесс «изгнания» из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, переживаний, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, переживаясь в форме тревоги, страха и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ВЛЕЧЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ  И ВЛЕЧЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Часто неудовлетворение потребностей, влечений и желаний вызы¬вает у человека сильное психическое напряжение. В этом случае для уменьшения его и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд фи¬зиологических и психологических защитных механизмов саморегуляции. Одним из первых обозначил некоторые из этих механизмов 3. Фрейд. Он говорил о вытесне¬нии, проекции, регрессии поведения и о сублимации.

Вытеснение представляет собой процесс «изгнания» из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, пере¬живаний, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, пе¬реживаясь в форме тревоги, страха и т. п.

Проекция — осознанное или бессознательное перенесение  субъектом соб¬ственных свойств, состояний на внешние объекты; она осуществляется под влия¬нием доминирующих потребностей и ценностей индивида. Защитная проекция по 3. Фрейду— это неосознаваемый механизм, с помощью которого чувства и по-буждения, неприемлемые для человека, приписываются внешнему объекту и про¬никают в сознание как измененное восприятие мира.

Регрессия поведения характеризуется  возвращением к ранним, связанным  с дет¬ством типам поведения, переходом на предшествующие, более примитивные уров¬ни психического развития и использованием успешных в прошлом способов реаги¬рования, чтобы пережить удовлетворение, чувство удовольствия.

Сублимация — снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформа¬ции инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, например переключение энергии полового влечения на процесс творчества и другие действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкциониоо-ванной общественной моралью.

Эти механизм-ы (кроме, пожалуй, второго) могут использоваться и при возник¬новении мотивационного напряжения, связанного с неудовлетворением потребно¬стей и влечений.

В последующие годы состав способов саморегуляции потребностного возбуж¬дения, его «разрядки» был значительно расширен (Г. Фримен [G. Freeman, 1948]; А. А. Крауклис, 1963; Д. В. Колесов, 1991 и др.). При этом используются различ¬ные каналы разрядки: двигательный, речемыслительный, вегетативный.

С использованием двигательного  канала связаны такие способы  разрядки, как длительная ходьба, бытовые  двигательные действия, физические упражнения, т. е. переключение на деятельность по реализации другой мотивационной установки, другой потребности. При этом замещающая деятельность может выполняться  субъектом с удвоенной энергией.

Менее эффективны такие способы  двигательной разрядки потребностного воз¬буждения, отражающего досаду, злость из-за постигшей неудачи, как топание но¬гой, удары кулаком по столу, хлопанье дверью и т. п.

Речемыслительный канал  разрядки задействован в таких способах, как фантази¬рование, проигрывание в уме желаемой ситуации с мнимым достижением цели, при¬носящим человеку удовлетворение и переживание положительных эмоций. Сюда же можно отнести и сознательное изменение значимости недостигнутой цели; субъект начинает убеждать себя в том, что «не так уж мне этого хотелось», «есть вещи и поважнее», «не так уж это было мне нужно» и т. п. Кроме того, может ис¬пользоваться дискуссия «про себя» с сопровождающими эмоциональными пережи¬ваниями, как компенсация того, чего не удалось достигнуть в реальном споре с оп¬понентом. Наконец, как неадекватный и малоэффективный способ разрядки через речемыслительный канал может использоваться ругань.

Однако такое «выпускание  пара» не может продолжаться долго  и не решает глав¬ную проблему — удовлетворение потребности и реализацию намерения (мотива). Следствием этого является невроз.

Нервно:психические расстройства, объединяемые под названием неврозы, вызы¬ваются различными психотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворении потребностей, влечений, желаний человека. Клинически выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Неврастения возникает преимущественно  при длительно действующих психо-травмирующих факторах. Для человека с неврастенией характерны легкая возбуди¬мость при быстрой истощаемое™, изменчивость эмоций, неустойчивое, часто пони¬женное, настроение. Изменяется и вегетативная сфера вследствие разнообразных нарушений нервной системы. Нарушается сон, в некоторых случаях появляются тревога или страх.

Истерия разнообразна по формам своего проявления. Наиболее часты  двига¬тельные расстройства (нарушения координации движений, параличи), расстройства болевой чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота), речи.

Невроз навязчивых состояний  проявляется в раздражительности, повышен¬ной утомляемости, нарушении сна, вегетативных расстройствах, но характерным является наличие у человека навязчивых идей, часто в виде фобий.

Все эти формы невроза  являются результатом внутренних конфликтов, возника¬ющих у людей по разным поводам.

Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между  стремле¬нием личности, при завышенных к себе требованиях, и ее возможностями. К невра¬стении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворять. Они отличаются большой ответственностью, различные правила воспринимаются ими догматично, без учета ситуации, пересмат-риваются с большим трудом при столкновении с реальной действительностью; му¬чительно переносят неясность ситуации, неизвестность.

Истерический конфликт возникает  из-за чрезмерно завышенных претензий  лич¬ности, требования к другим при этом превышают требования к себе. Желание выде¬ляться, удовлетворять свои прихоти сочетается с недооценкой или полным игнори¬рованием реальных условий и требований окружающих.

Психастенический конфликт обусловлен противоречивыми потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными  при¬вязанностями. При этом резкое усиление нервно-психического напряжения наблю¬дается при доминировании одной потребности (влечения), но продолжающемся про¬тиводействии другой.

К неврозу иной раз приводит и жизнь без определенных целей.

Среди теорий, объясняющих  возникновение невроза, следует  остановиться на учении 3. Фрейда. С  его точки зрения, движущими силами развития личности явля¬ются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Поскольку удовлетво¬рение этих влечений (желаний) наталкивается на препятствия со стороны окружа¬ющих, они вытесняются, образуя область бессознательного.

Эти первоначальные представления  были затем развиты 3. Фрейдом в учении о структуре личности, которая, согласно ему, состоит из «Оно» («Ид»), «Я» («Эго») и «Сверх-Я» («Супер-эго»), «Оно» является источником энергии побуждений и состав¬ляет биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, ко¬торое блокируется «Сверх-Я» — «цензорным» компонентом личности, совестью. «Сверх-Я* складывается из интериоризованных в ходе социализации индивида со¬циальных нормативов и ценностей. «Цензура* сознания подавляет энергию бессо¬знательных влечений, которая прорывается обходными путями в виде невротиче¬ских симптомов, сновидений и т. п.

«Эго» выступает у 3. Фрейда в роли посредника между «Оно»  и «Сверх-Я». «Эго» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраня¬ет ее в памяти и регулирует ответные действия человека в интере'сах его самосохра¬нения. Но поскольку требования к «Эго» со стороны «Оно» и «Сверх-Я» несовмести¬мы, возникает внутренний конфликт, психоэмоциональное напряжение, от которо¬го индивид спасается с помощью защитных механизмов: вытеснения, проекции, регрессии, сублимации.

При недостаточной выработке  мер защиты, пишет 3. Фрейд, возникает  невроз, в основе которого лежат  психотравмирующие переживания  раннего детства, связан¬ные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителям противо¬положного пола (комплекс Эдипа или Электры).

Положения 3. Фрейда о решающей роли полового влечения и ранних детских  переживаний в мотивации поведения  и в возникновении неврозов вызвали  критику большинства психологов, в том числе и среди учеников 3. Фрейда. В связи с этим возникло новое направление в психоанализе — неофрейдизм, представители кото¬рого пытались «исправить» Фрейда.

Так, Карен Хорни (1997) считает, что за невротическое развитие личности отве¬чает вся совокупность детских переживаний, а не только ограниченное их число, в основном — сексуальные переживания, как это имеет место у 3. Фрейда. Невроти¬ческие личности появляются оттого, пишет К. Хорни, что в детстве человек чув¬ствовал отчуждение в семье и среди сверстников, т. е. не удовлетворялись его по¬требности в общении, любви, дружбе, внимании окружающих. Это порождает тре¬вогу и создает благоприятные условия для развития особой структуры характера, из-за которого и проистекают в дальнейшем трудности.

К. Хорни выступает против представлений 3. Фрейда о неизменяемости челове¬ка после пяти лет и о рассмотрении всех дальнейших реакций и переживаний чело¬века только как воспроизведения вытесненных в детстве желаний и страхов. Они не подвергаются, по Фрейду, влиянию со стороны приобретаемого человеком опыта и рассматриваются им как застывшие в бессознательном привязанности и образцы поведения человека. К. Хорни считает, что глубинное переживание ранних детских впечатлений не исключает их последующего развития. Прошлое, пишет она, всегда содержится в настоящем, но не в виде его воспроизведения, а в виде его развития. В процессе развития никогда не возникает простых повторений или регрессии к пре¬дыдущим стадиям. Согласно К. Хорни, ранние переживания глубоко влияют на нас не потому, что создают фиксации, заставляющие человека воспроизводить прими¬тивные, недоразвитые формы реакций и поведения, а потому, что обусловливают наше отношение к окружающему миру. Последующие переживания тоже влияют на наше отношение к миру, и оно выливается в способы защиты и черты характера взрослого человека. Характер человека — продукт всех предыдущих взаимодей¬ствий его психики и окружающей среды.

Мотивационный (потребностный) подход к возникновению неврозов развивает и А. Маслоу (1998), но у него ведущими причинами являются: неудовлетворение потребности в сохранении жизни и в безопасности, в самоуважении и в сопричаст¬ности, в любви, уважении и признании. А. Маслоу пишет, что невроз по самой сво¬ей сути и с самого начала является «болезнью обездоленных», его порождает не¬удовлетворенность, связанная с потребностями, с недостаточностью. Удовлетворе¬ние этих основных потребностей дает возможность перейти к удовлетворению потребности в самоактуализации, связанной с творчеством, реализацией своих воз¬можностей. Неудовлетворение этой потребности тоже приводит к неврозу.

 

Самосознание - относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представлений индивида о самом себе, включающая изначальные  основы самосознания (притязания на признание  своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних  физических данных; притязания на социальное признание; притязания на признание  своей сущности как представителя  пола); историю их развития во времени (прошлое, настоящее, будущее) и существование  в социальном пространстве (самость  личности, долг перед людьми, права  среди других) .

Наиболее близкими к понятию  «самосознание» являются понятия «Я -концепция», «Я - эго», «Я - образ». Термин «Я - эго», «Я - образ» чаще трактуется как результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой в отношении прошлого, настоящего и будущего. Понятие «Я» всегда соотносится и нередко даже сливается, с одной стороны, с понятием личности, а с другой - с понятием самосознания. «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В тоже время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым.

Самое общее значение термина  «Я» - самость, т.е. интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость - это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания. Понятие идентичности, широко употребляемое в психологической и социологической литературе, обозначает не формальное тождество субъекта самому себе («Я»=«Я»), а его осознанную принадлежность к определенной категории людей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.п.), т.е. некоторый аспект личности и ее самосознания.

Исходя из анализа понятийного  ряда, выделяют следующие функциональные характеристики феномена «самосознания»: осознание представлений о самом  себе; понимание самого себя; образ  себя; отношение к себе; признание  себя на индивидном, субъектном, личностном уровнях; ощущение себя, своих состояний; приобретение жизненного опыта; переосмысление жизни; определение мотивов действий, новых связей между различными функциями.

Другое условие взаимосвязи  всех компонентов самосознания есть познание внешнего мира. При этом самосознание развивается и наиболее полно  и адекватно осуществляется в  процессе активного воздействия  на внешний мир и его познания. Лишь в процессе осознания внешнего мира и, прежде всего, социального мира и в меру этого осознания осуществляется наиболее полное и адекватное самосознание. По мнению Мерлина, благодаря обусловленности  самосознания коллективной деятельностью  и познанием внешнего мира, отдельные  его компоненты в большей или  меньшей степени соответствуют  друг другу, согласуются друг с другом, образуют органическое единство, целостность  самосознания. Взаимная связь компонентов  самосознания определяется их взаимным влиянием друг на друга, при этом нарушение  одного из компонентов может сопровождаться нарушением других. Самосознание становится определяющим фактором развития личности только тогда и только в той  степени, в какой оно совпадает с направлением общественного сознания.

Информация о работе Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности