Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:56, реферат
Подросткам чаще, чем взрослым свойственно объединяться в неформальные группы. Это объясняется и естественным стремлением объединяться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.д. К формированию подростковых неформальных групп приводит: 1. личная неустроенность и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия)
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Реферат на тему
«Неформальные подростковые группы»
Подросткам чаще, чем взрослым свойственно объединяться в неформальные группы. Это объясняется и естественным стремлением объединяться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.д. К формированию подростковых неформальных групп приводит: 1. личная неустроенность и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия);
2. неспособность или неприятие
активных форм самоутверждения,
3. потребность в общении, в референтной группе (когда выбирается, например, не алкоголь, а компания);
4. интеграция неформальных групп как следствие давления социального контроля.
Многие подростково-молодежные группы
социально нейтральны или признаются
обществом. Другие же носят выраженный
антиобщественныйхарактер. Примерная
типология объединений с
1.Случайная группа – например,
затевающая драки на
2. Ретристская группа (группы, объединяющие людей, стремящихся к уходу от дейсвительности ). Обычное занятие ретристских групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.
3. Агрессивная группа – основана
на наиболее примитивных
Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда – примитивный уровень мышления. В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами. В нашей стране довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали «мальчишескими»
шалостями. В результате жестко организованные уголовниками группировки называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют. Подросток в своем сложном и жестоком мире куда меньше защищен, чем в годы детства. Поэтому, часто не принимая стиля отношений в группировке, он вынужден оставаться в ней. Иначе он – изгой. Ибо для подростка самое важное – это общение, чувство «мы», осознание своего «Я». Криминальную направленность группы характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: наличие в группе ранее судимых участников, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, увлекаются азартными играми, а также наличие в группе признанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность, формирование собственной субкультуры (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т.п.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений. Социологи, криминологи и психологи выделили следующие типы членов группировок.
1. «Аутсайдер» - человек, оказавшийся
в жизненном тупике, неудачник,
не нашедший признания в
2. «Маргинал» - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт и нередко пытающаяся самоутвердиться путем безнравственного поведения.
3. «Конформист» - человек, который легко поддается влиянию авторитетов, хорошо адаптируется в новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые ценности и нормы.
4. «Приспособленец» - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счет этого – и престижа в обществе.
5. «Фанат» - человек, преданный
ценностям и символам группы,
неукоснительно соблюдающий
6. «Вождь» - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий неплохими для этого способностями.
7. «Попутчик» - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, чем групповыми целями и нормами.
8. «Имитатор» - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.
9. «Скучающий» - человек, для которого одним из мотивов вступления в группу является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения. В криминогенных компаниях «модель поведения» убого-примитивная: слабый – пропадай, сильный – выживай. Под «силой» нередко понимается групповая расправа над одиночками, чем-то не угодившими требованиям группы. В подростковых компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда – жестокость, доходящая порой до садизма, развязность, гнусные оскорбления по адресу «чистеньких мальчиков и девочек», которые «сидят дома, читают книги и хорошо учатся».Так утверждается беспрекословное подчинение «лидерам» и «вожакам» уличных компаний, навязывается стремление «быть ведомым».
Девиантные неформальные молодежные группировки
Девиантное поведение
ХИППИ
Хиппи– группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни. Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе – об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20-х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel. Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь. Это одно из старейших неформальных течений молодежной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов". Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. Случалось, что в этом "движении за" черный ход (травка1, игла2, колеса3) использовался куда чаще, чем парадный (медитация и прочие психотехники). 60-е дали движение, может быть, безнадежное и неправильное. Но ведь была попытка выскочить за пределы "человеческого". Хиппи, как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий «хипповский прикид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения – феньки. Фенька может быть какой угодно.
Само слово произошло от вольной интерпретации английского "thing". Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки, которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну. Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, вещи из second hand, традиции free love5, музыка "Дорз" и Дженис Джоплин6 - ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Ведь главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея – пацифизм.
Само слово – пацифизм, происходит от латинского – pacificus (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как - борьба за мир и стремление жить без войны. Конечно, это верная точка зрения, но уж очень упрощѐнная ведь, пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Смысл пацифизма заключается в отказе от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Это включает в себя не только отказ от войн, но и провозглашает абсолютное ненасилие. Истинный пацифист никогда не прибегнет к насилию, даже для собственной защиты или защиты своих родных и близких. Но тогда возникает непроизвольный вопрос: ―А как же тогда бороться со злом, не уничтожая его? У пацифиста есть ответ на этот вопрос, - Ведь если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться), то зло в мире не только не исчезнет, но и наоборот – его станет в два раза больше. Точно также многие люди, не имеющие с хиппи ничего общего, любят надеть на себя фенечки, ксивники, хайратники. Сами хиппи иронично называют таких людей – клюхами (аббревиатура от насмешливого выражения - Клуб Любителей Хиппи). В наши дни хипповская атрибутика вошла в моду. Многие символы носятся людьми - просто так. Как видим – не все люди, внешне напоминающие хиппи ими являются. Влияние моды на людей – неизбежно.
ПАНКИ
Панк культура (хотя уместнее будет сказать – антикультура) возникла практически одновременно с хиппи – в начале 60-х годов в США. Первоначально она называлась - гаражным роком, оттого, что начинающим музыкальным панк группам некуда было податься, кроме гаражей. В России панков можно разделить на несколько категорий: пионеры, бывалые панки, nazi-панки, прогрессивные панки. У нас они появились в начале 80-х, в противовес культуре хиппи. Это были начинающие панки (или пионеры). Их вид ужасал окружающих: рваные джинсы, косухи, банданы, ирокезы. Для панк-моды, какой бы она не была (а многие панки принципиально против моды), характерны черный цвет, тяжелые рабочие ботинки и короткие или необычные прически (гребни, всклокоченные волосы или скинхедовская стрижка наголо). Иногда волосы красятся в необычные цвета. Наклепки с названиями групп и панк-лозунги отличают кожаные куртки панков от других субкультур. Внешний вид, однако, весьма разнообразен: не одежда делает панков панками. Как субкультура, панк, заряжается творческим, динамичным напряжением между ценностями общества и ценностями индивидуализма.
Это общество нонконформистов, которые думают за себя (Think for yourself ), но поддерживают друг друга. Это очень пестрое собрание отверженных молодых людей, взгляды которых нередко противоречивы, которые стремятся усилить связи друг с другом и в то же самое время сохранить различия. Панк безжалостно реалистичен и одновременно идеалистичен до мозга костей. Носители панк-этноса (его перспективы, ценностей, позиции, обычаев, традиций) должны беспрестанно образовывать последующие волны новичков, многих из которых привлекают сенсационные репортажи в mass media, другие приходят от heavy metal13 к радикально иным ценностям панка. Когда в панк-среде возникает какое-либо новое течение, присущие панку бунтарство и дух сопротивления немедленно порождают оппозицию этой моде. Таким образом, сохраняется разнородность.
Принципы панка.
Конечно, существует огромное разнообразие, и, возможно, никакой отдельно взятый панк не отвечает чистому архетипу, но, по-видимому, панк вообще обладает следующими характеристиками: Неравнодушие, предпочтение столкнуться скорее с враждебностью, чем с самодовольным безразличием. Близость к рабочему классу стилем и позицией, хотя и не всегда социально-экономическим происхождением. Несогласие, странность, стремление вызвать шок, абсолютный реализм, направленность против лицемерия, напыщенных фраз, желание столкнуть людей носом с реальностями, которых они не хотят признавать. Сердитость, агрессивность, конфрантационность, жестокость, драчливость - однако это поза вытекает из внутренней ранимости, ибо архетипичный панк молод, тщедушен, беден, бессилен и очень хорошо это осознает. Скептицизм, особенно по отношению к властям, романтике, бизнесу, школе, средствам массовой информации, обещаниям и будущему.