Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:35, творческая работа
В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков.
Некоторые
исследователи (например, см. Котляров
А. В. «Другие наркотики или Homo
Addictus: Человек зависимый») выделяют и другие
виды поведенческих аддикций (в соответствии
с искусственными реальностями, которые
их создают). Можно назвать такие поведенческие
аддикции:
1. Зависимость от внешности
2. Экономическая (от иерархии
и денег)
3. Зависимость от обладания
4. Виктимная зависимость, аутоагрессивное
поведение (мазохизм, склонность к суициду,
стокгольмский синдром и т. д.), агрессивное
поведение (садизм, терроризм, преступная
жизнь и т. п.)
5. Зависимость от перенесённых
расстройств, травм, болезней (постстрессовый
синдром, последствия тяжёлых болезней,
утрат и т. п.)
6. Ряд других зависимостей: графомания,
«запойное чтение», синдром скупости,
транжирства и т. п.
Профилактическая
деятельность при аддиктивном поведении
Аддиктивная
стратегия взаимодействия с действительностью
приобретает все большие масштабы. Сложившаяся
в нашем обществе традиция бороться с
последствиями не решает проблему должным
образом. Борьба с последствиями требует
огромных затрат: физических, моральных,
финансовых. Само по себе избавление от
алкогольной или наркотической зависимости
еще не означает полного исцеления. К сожалению,
недооценивается разрушительный характер
общих для всех видов аддиктивного поведения
механизмов, в основе которых лежит стремление
к уходу от реальности. Эти механизмы не
исчезают со снятием зависимости. Избавившись
от одной зависимости, человек может оказаться
во власти другой, потому что неизменными
остаются способы взаимодействия со средой.
Молодое поколение заимствует эти образцы.
Образуется замкнутый круг, выйти из которого
очень непросто. Детское аддиктивное поведение
- явление довольно распространенное.
Но уделять внимание важно не только крайне
тяжелым формам этого явления. Большого
внимания требуют к себе те, чей уход от
реальности пока еще не нашел своего яркого
выражения, кто только начинает усваивать
аддиктивные паттерны поведения в трудных
столкновениях с требованиями среды, кто
потенциально может оказаться вовлеченным
в разные виды аддиктивной реализации.
Профилактика аддиктивного поведения
особую значимость приобретает в подростковом
возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный
период развития, отражающий не только
субъективные явления процесса становления,
но и кризисные явления общества. А во-вторых,
именно в подростковом возрасте начинают
формироваться очень важные качества
личности, обращение к которым могло бы
стать одной из важнейших составляющих
профилактики аддикции. Это такие качества
как стремление к развитию и самосознанию,
интерес к своей личности и ее потенциалам,
способность к самонаблюдению. Важными
особенностями этого периода являются
появление рефлексии и формирование нравственных
убеждений. Подростки начинают осознавать
себя частью общества и обретают новые
общественно значимые позиции; делают
попытки в самоопределении.
Этапами
профилактической деятельности могут
стать следующие составляющие:
Диагностический, включающий
в себя диагностику личностных особенностей,
которые могут оказать влияние на формирование
аддиктивного поведения (повышенная тревожность,
низкая стрессоустойчивость, неустойчивая
я-концепция, низкий уровень интернальности,
неспособность к эмпатии, некомуникабельность,
повышенный эгоцентризм, низкое восприятие
социальной поддержки, стратегия избегания
при преодолении стрессовых ситуаций,
направленность на поиск ощущений и др.),
а также получение информации о положении
ребенка в семье, о характере семейных
взаимоотношений, о составе семьи, о его
увлечениях и способностях, о его друзьях
и других возможных референтных группах.
Информационно-просветительский
этап, представляющий собой
расширение компетенции подростка в таких
важных областях, как психо-сексуальное
развитие, культура межличностных отношений,
технология общения, способы преодолевания
стрессовых ситуаций, конфликтология
и собственно проблемы аддиктивного поведения
с рассмотрением основных аддиктивных
механизмов, видов аддиктивной реализации,
динамики развития аддиктивного процесса
и последствий.
Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных
особенностей и форм поведения, включающие
формирование и развитие навыков работы
над собой.
Заключение:
Характерной чертой
всех аддикций (как химических, так и поведенческих)
является то, что любая
форма аддикции легко переходит в другую
форму (реципрокность). При этом химическая аддикция может
перейти в поведенческую. Возможен и обратный
вариант.
На этом, кстати, стоятся многие методы
работы с аддиктами. Например, алкоголики
имеют успешную ремиссию, перейдя в социально
приемлемую форму поведенческих аддикций.
Так, посещая группу анонимных алкоголиков,
они становятся зависимыми от общения
в этой группе, но спиртное не употребляют.
Одна зависимость (более вредная) заменяется
другой (гораздо менее вредной).
В то же время, бывают ситуации, когда зависимость
менее вредная переходит в зависимость
с более негативными последствиями.
При устранении аддикции лучше всего руководствоваться
правилами: «Не навреди» (с учётом того,
что аддикция может нести в себе значительную
вторичную выгоду), а также «Из двух зол
выбирают меньшее».
В некоторых случаях социально приемлемых
аддикций (например, трудоголизм, спортивная
аддикция) помощь нужна, как правило, если
сам человек просит её оказать. Всё же
надо учитывать, что, избавившись от такой
зависимости, человек может с лёгкостью
окунуться в другой вид аддиктивной деятельности
(в том числе, и не социально приемлемой).
Основа
работы с аддиктами – это не
выработка отвращения к аддиктивному
поведению. Влечение и отвращение, так
же как любовь и ненависть не являются
противоположностями. По сути, это одно
и то же, только с разным знаком. Если алкоголик
в состоянии ремиссии стал дурно отзываться
о пьющих, а тем более затеял ссору с пьяницей
на улице из-за недостойного поведения
последнего – это верный признак предстоящего
срыва. Через день-другой он сам уйдёт
в запой. Если мужчина, бросивший любовницу,
начинает её ругать последними словами,
скорее всего он уже готов к ней вернуться.
Противоположностью любви и ненависти,
влечения и отвращения является равнодушие.
Создание равнодушного
(безразличного) отношения к аддиктивной
деятельности и является целью при избавлении
от аддикции.
Как правило, избавление от аддикции –
не единичный акт, а процесс. Часто долгий
и нелёгкий. Хотя бывают случаи, когда
человек избавляется от аддикции единомоментно.
И тем не менее, это бывает обычно тогда,
когда он уже заранее подготовлен к этому
целым рядом жизненных обстоятельств.
Литература:
1) Блейлер
Е. Руководство по психиатрии. Берлин,
Изд. т-ва «Врач». - 1920.
2) Бондарев
Н.В. Психическая дезадаптация лиц, вовлеченных
в религиозные культы//
Ананьевские чтения – 2006. Мат-лы научно-практической
конференции 24-26 октября 2006 г./ Под ред.
Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб, Изд-во
СПбГУ. - 2006. - С. 335-336.
3) Веснина
О. Общество анонимных трудоголиков// www.newsinfo.ru. - 2004.
4) Городнова М.Ю.,
Аксенова О.Э. Средства и методы адаптивной
физической культуры в реабилитации наркозависимых
подростков// Адаптивная физическая культура.
- 2002. - №3 (11). - С. 36-37.
5) Егоров А.Ю. Нехимические
(поведенческие) аддикции (обзор)// Аддиктология.
-2005. - № 1. - С. 65-77.
6) http://www.narcom.ru
Спасибо за внимание!