Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:10, реферат
Цель данной работы – изучить образовательное право как отрасль права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть аспекты, функции образовательного права;
• охарактеризовать источники образовательного права;
• изучить принципы образовательного права.
Введение
1. Образовательное право: аспекты, функции
2. Источники и принципы образовательного права
2.1 Источники образовательного права
2.2 Принципы образовательного права
Заключение
Библиографический список
- непрофильные законы, содержащие
правовые нормы, регулирующие
отношения в сфере образования;
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:
Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
Постановления Правительства
РФ, посвященные регулированию
Нормативные правовые акты
федеральных органов
1) нормативные правовые
акты Министерства образования
и науки РФ (до 9 марта 2004 года -
Министерство образования РФ) (приказ
Минобразования России от 25.03.2003
№1154 «Об утверждении Положения
о порядке проведения практики
студентов образовательных
2) нормативные правовые
акты иных федеральных органов
исполнительной власти, в том
числе: а) «профильные», т.е. принятые
для регулирования отношений,
складывающихся исключительно
Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации
Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. 5
К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ "Об образовании". Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии - законы "Об образовании".
Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области "О правовом регулировании сферы образования Курганской области", Закон Челябинской области "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке" и другие.
Третья группа – "экономические законы". Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.
Четвертая группа – достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.
К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.
Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" и др.
Седьмая группа – это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений.6
2.2 Принципы образовательного права
Образовательное право в полной мере обладает таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права.7
Принципы образовательного права остаются неизвестными действующему законодательству. Вместо них в Законе РФ «Об образовании» закреплены принципы государственной политики. В статье говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер
образования, приоритет
2) единство федерального
культурного и
3) общедоступность образования,
адаптивность системы
4) светский характер образования
в государственных и
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
Все изложенные принципы, так или иначе, лежат в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал образец их соблюдения и творческого воплощения в тексте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации закона, его воплощения в конкретных правоотношениях. 8
В этой ситуации возникает вопрос: можно ли принципы государственной политики, примененные в законотворческой деятельности при подготовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принципами образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некоторые дополнительные пояснения.
Система действующих норм образовательного права основывается не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую роль среди которых играют конституционные принципы.
Не может противоречить конституционным нормам и принципам и образовательное право. Призванная обеспечивать реальное действие конституционного права жителей России на образование, данная отрасль права органично переводит положения Конституции РФ на уровень конкретных нормативных предписаний.
Хотя в конкретных отраслях права применяются практически все конституционные принципы, однако в ранг принципов отрасли права переходят лишь те из них, которые прямо и непосредственно относятся к предмету соответствующей отрасли права. Так, в УК РФ принципами уголовного права признаны принципы: законности; равенства граждан перед законом и др. Принципами семейного права признаются такие конституционные положения, как равенство прав супругов, право и обязанность родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Поэтому можно полагать, что принципами образовательного права выступают общедоступность и бесплатность образования, закрепленные ст. 43 Конституции РФ.
Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:
1) общедоступность образования;
2) обязательность основного общего образования;
3) бесплатность общего, начального
профессионального и на
4) государственная социальная помощь обучающимся;
5) свобода и плюрализм
в образовании (право
6) светский характер образования.
В конечном итоге современная номенклатура понятий образовательного права в полной мере отражает специфику ее предмета и метода правового регулирования и позволяет законодателю без какого-либо труда формулировать нормативные предписания, способные полно и всесторонне отразить специфику регулируемых ими отношений. 9Для образовательного права, имеющего собственную теоретическую основу в виде его принципов и развитой номенклатуры понятий, характерна своя структура, т.е. устойчивая система связей на уровне норм права, объединенных в правовые институты, которые образуют единое целое – отрасль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд основных выводов.
Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется.
Образовательное право – отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании
В самом общем плане можно выделить следующие основные значения данного термина:
а) образовательное право как комплексная отрасль права;
б) образовательное право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство);
в) образовательное право
как элемент системы
г) образовательное право как элемент образовательных прав участников образовательных отношений;
д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;
е) образовательное право
как актуальное направление теоретико-
ж) образовательное право как элемент (сторона) системы образования в целом.
Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения.
К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).
Кроме базовых законов, выделяются профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования и непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:
1) общедоступность образования;
2) обязательность основного общего образования;
3) бесплатность общего, начального
профессионального и на