Образ мужчины и женщины у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа направлена на изучение восприятия образа мужчины и женщины у подростков. Раскрытие понятия «гендер» с психологической точки зрения. Показать представления о мужественности и женственности у подростков, обусловленные наличием в обществе полоролевых стереотипов.
Рассматриваются различные подходы к изучению проблемы формирования и дифференцирования гендерных различий. Описано как влияют эмоциональные и когнитивные компоненты на поставленную проблему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...4
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………....6
1.1.Основные понятия...…………………………………………………….…6
1.2. Половая дифференциация. Психологические аспекты различий …….12
1.3. Особенности половой идентичности…………………………………....14
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……….15
2.1.Общие понятия ………………………………………………..…….……15
2.2. Специфика социальной перцепции ………………………………….....16
Глава III. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ У ПОДРОСТКОВ ………..……………...22
3.1. Проблема изучения психологического пола ……………………….….22
3.2. Исследование гендерных стереотипов …………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..25
ССЫЛКИ …………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Образ мужчины и женщины у подростков.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

– эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

– ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах. [9]

Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Очевидно, существует и обратная связь – социометрический статус зависит и от поведенческих особенностей подростка, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых", склонные к нонконформизму – в группу "отвергаемых" Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения. [9]

Сравнив реальную статусную структуру классов и ее оценку работающими в этих классах учителями, Я.Л. Коломинский (1976)  нашел, что учителя невольно сглаживают статусную дифференциацию, преуменьшая значение крайних категорий. А без умения оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю трудно найти индивидуальный подход к нему. [9]

В группах подростки приобретают умения разрешать конфликтные ситуации.

Основа этого явления – противопоставление "Мы" и "Они" по территориальному принципу – существует практически везде.

Ослабление влияния семьи создает так называемый "эффект стаи" – повышение степени идентификации мальчика-подростка с группой сверстников, вызываемое ослаблением влияния семьи, особенно отцовского начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ У ПОДРОСТКОВ

 

3.1. Проблема изучения  психологического пола

До настоящего времени представления учащихся о психологических особенностях мужчин и женщин формировались стихийно. По данным ряда исследований, половые различия детей в поведении, интересах, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах становятся наиболее явно выраженными начиная с 11—12 лет. В этом возрасте пробуждается половое влечение, обостренный интерес подростков к взаимоотношениям между мужчинами и женщинами. Л.С. Выготский (1896 – 1934) писал, что с наступлением полового созревания происходит всестороннее и глубокое изменение организма. Ребенок вступает как бы в новую фазу своего существования, появляется новый, прежде находившийся в латентном, или скрытом, виде фактор - пол. Поэтому перед системой образования встают новые проблемы, имеющие непосредственное отношение к формированию психологического пола.

Один из существенных показателей решения данных проблем — осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.

Проблема изучения психологического пола предполагает прежде всего выделение предмета исследования. Таким предметом являются образы мужчин и женщин, эталоны мужественности и женственности. Знание содержания и структуры «половых» образцов не только помогает выявить те сферы жизнедеятельности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко выступают особенности личности мужчин и женщин, но и судить о степени сформированности (в этом отношении) у них психологического пола. Практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Эти представления в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в VIII классе — семейно-бытовые взаимоотношения, в VIII и особенно в IX классе — более близкие им отношения между юношами и девушками, причем прежние представления не углубляются с возрастом, а заменяются другими. Такая смена сфер общения имеет принципиальное значение для формирования психологического пола.

У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности — это, по-видимому, просто усвоенные соответствующие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков как мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

У старших школьников основа для формирования идеальных представлений о мужественности и женственности — значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя как человека определенного пола (в сфере межполовых взаимоотношений), идеальные образы мужчин и женщин как субъектов и объектов общения. Эти представления о себе и о других проверяются на практике, в непосредственной деятельности общения. Однако система определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, т.е. все, что относится к понятию «психологический пол», формируется в этом возрасте только в названной сфере. Поэтому относительно старшего школьного возраста можно сказать, что это лишь один из этапов формирования психологического пола, но никак не окончание этого процесса. [5]

 

3.2. Исследование гендерных  стереотипов

 

В. Е. Каган (1989) опрашивал школьников VII–X классов трех регионов страны, какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности, описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками, во многом оказались сходными. Для того и другого стереотипа были характерны доброта, отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаятельность. Сходство по ряду признаков обнаружилось и при описании мальчиками мужественности и девочками – женственности; это решительность, энергичность, уверенность. Различия же состояли в следующем. [6]

Таким образом, характеристика мужчин и женщин у подростков в исследовании Е. В. Кагана получилась скорее андрогинной.

 

 

 

 

.

                                         

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы.

Сегодня социальный прогресс и демократизация отношений полов,

стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом.

В данной работе  исследовались образы мужчин и женщин у подростков.

Так, гипотеза о том, что представления о мужественности и женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности подтвердилась частично.

 У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности — это, по-видимому, просто устаревшие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков   мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал  не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

У старших школьников основа  формирования идеальных представлений о мужественности и женственности — значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя человека определенного пола (в   сфере  межполовых  взаимоотношений идеальные образы мужчин и женщин) как субъектов и объектов общения,  представления о себе и о других сверяются на практике, в непосредственной деятельности общения.

Таким образом, происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения подростков. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и принципиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, является более адаптивной, нежели жесткая приверженность традицией» полодиморфическим стандартам. Однако здесь очень много спорного проблематичного, неясного.

Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого изучения образов, половых ролей у подростков  и «реабилитации» категории пола в отечественной психологии.

 

 

 

 

 

                    

ССЫЛКИ

 

[1] Бендас Т. В. - Гендерная психология

[2] Жеребкина И.А.  - Введение в гендерные исследования

[3] Астафьев П. Е. - Понятие психического ритма как научное основание психологии полов

[4] Отто Вейнингер - Пол и характер

[5] http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853084.htm

[6] Ильин Е. П. -  Пол и гендер

[7] Бендас Т.В. — Психология лидерства

[8 ] Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов»

[9]http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx

[10] Драгунова Т.В. Учебное пособие

[11] Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина  А. С. - «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии.»

[12] Юферева Т.И. - Образы мужчин и женщин в сознании  подростков

[13] Юферева Т.И. - Формирование психологического пола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.:  Питер, 2006.
  2. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
  3. Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. — М.: 1899.
  4. Отто Вейнингер «Пол и характер»: Латард; 1997
  5. Интеренет-ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853084.htm
  6. Ильин Е. П. «Пол и гендер» - Спб.: Питер, 2010
  7. Бендас Т.В. — «Психология лидерства»: Учебное пособие  - СПб.: Питер, 2009
  8. Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» : СПб.: Питер, 2006
  9. Интеренет-ресурс: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx
  10. Драгунова Т.В. Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000
  11. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии.» – 1990.- №4.
  12. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании  подростков.//Вопросы психологии №3, 1985
  13. Юферева Т.И. Формирование психологического пола.//    Формирование личности в переходный период: От подросткового к Юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ мужчины и женщины у подростков