Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:37, контрольная работа
1. Характеристика темперамента, характера и способностей.
2. Типология личности.
3. Основные модели и методы изучения темперамента.
4. Волевые свойства личности.
5. Развитие способностей у человека.
Содержание работы:
1.Выбор характеристик темперамента, характера и способностей.
Характеристике темперамента
соответствует –в) индивидуальные
особенности человека, определяющие динамику
его деятельности и поведения
Характеристике характера соответствует - б) совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.
Характер — это целостное
образование личности, определяющее
особенности деятельности и поведения
человека и характеризующееся устойчивым
отношением к различным сторонам
деятельности.В характере выражаются
наиболее типичные, существенные особенности
человека, знание которых позволяет в
какой-то мере предвидеть, как человек
будет поступать в тех или иных случаях.
Становление характера происходит в условиях
включения личности в различные по уровню
развития социальные группы (семья, дружеские
компании, трудовой или учебный коллектив
и т.д.). Характер обусловлен общественным
бытием личности, усвоением социального
опыта, формированием определенной системы
отношений человека к действительности
и самому себе. Типические черты характера
определяются типическими обстоятельствами
жизненного пути человека в конкретных
исторических условиях
2.Типология личности.
Типология
личности - фундаментальная проблема психологического
познания. Одним из первых ее постановку
и тщательный анализ осуществил Карл Густав
Юнг в классическом труде «Психологические
типы». Следует отметить, что вопросы типологии
не ограничиваются общими принципами
группировки отдельных личностных свойств
и подструктур, но предполагают рассмотрение
личности как цельного субъекта, отличающегося
от других субъектов не только по темпераменту
и характерологическим проявлениям, но
и по специфическому образу жизни, способу
восприятия окружающего мира, мировоззрению,
системе ценностей и т.д.
Как видно из краткого обзора классификаций
темперамента и характера, при выделении
типов личности учитываются ее устойчивые
индивидные или социально сформированные
характеристики, такие как особенности
телесной конституции, свойства нервной
системы, акцентуации и т.д. Однако наряду
с психофизиологическими и психиатрическими
критериями оценки, могут быть выделены
наиболее общие основания, позволяющие
типизировать личность в ее целостности
и специфике психической деятельности.
Одна из таких попыток была осуществлена
Иваном Петровичем Павловым, который,
наряду с описанием четырех типов темперамента,
выделил три «сугубо человеческих типа»
высшей нервной деятельности: мыслительный,
художественный, средний. В основе павловской
типологии лежит соотносительное участие
первой и второй сигнальной системы в
восприятии мира и организации активности
человека.
У людей художественного типа преобладает
активность первой сигнальной системы
правого полушария головного мозга и наблюдается
развитое образное мышление, на которое
накладывают отпечаток высокая эмоциональность,
яркость воображения, непосредственность
и живость восприятия действительности.
Их интересуют, прежде всего, искусство,
поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют
себя в писательском и художественном
творчестве. В противоположность скептицизму
мыслительного типа, личности художественного
склада нередко оказываются «романтическими
натурами».
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой
середине», среднему типу. В их характере
незначительно преобладает рациональное
или эмоциональное начало, и это зависит,
главным образом, от воспитания и жизненных
обстоятельств. Проявляться указанные
типологические особенности начинают
к 12-16 годам: одни подростки большую часть
времени отдают литературе, музыке, искусству,
другие - шахматам, физике, математике,
поэтому подростковый возраст вполне
благоприятен для предварительной профориентации.
Другой пример системной разработки проблем
типологии личности - теория психологических
типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические
различия с двумя факторами: 1) преобладание
определенной установки сознания в психической
деятельности индивида; 2) доминирование
одной из основных психических функций.
В теории Юнга выделяются две установки
или ориентации сознания, соответствующие
двум направлениям психической энергии:
интроверсия и экстраверсия.
Интроверсия предполагает направленность
психической активности на феномены и
содержания внутреннего мира субъекта,
его мысли, фантазии, переживания. В данном
случае мотивирующая сила поступков исходит
от самого субъекта и в меньшей степени
зависит от внешних («объективных») обстоятельств.
Интроверт - это человек, обращенный вглубь
себя, прислушивающийся к «внутреннему
голосу», ведущий интенсивную внутреннюю
жизнь и проявляющий незначительный интерес
к окружающему.
Экстраверсия, наоборот, обращает человека
к миру внешних явлений и событий. При
этом наблюдается преимущественная направленность
вовне, на объект: зависимость от него
или повышенный интерес к нему. Экстраверт
в своих мыслях, чувствах и поступках склонен
подчиняться «объективным» внешним требованиям
или «притягательной силе» объекта. Юнг
подчеркивал, что эти два типа не являются
жестко закрепленными.
Интроверсия и экстраверсия наблюдаются
в душе любого человека и в естественном
жизненном процессе закономерно сменяют
друг друга, чередуются, подобно фазам
систолы (сокращение сердца, тогда кровь
нагнетается в артерии) и диастолы (расширение
полостей сердца вследствие расслабления
его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность
или экстравертированность означают лишь
преимущественную направленность сознания.
(Отметим, что понимание Юнга не совпадает
полностью с трактовками интроверсии
и экстраверсии, положенными Г. Айзенком
в основу его знаменитого теста).
Второй значимый фактор дифференциации
психологических типов - максимальная
выраженность одной из четырех психических
функций, к которым относятся: мышление,
чувство, ощущение и интуиция. Та или иная
функция становится определяющей в жизни
индивида, другая оказывается подчиненной
и вспомогательной, еще две - остаются
недифференцированными (неразвитыми)
и действуют преимущественно на бессознательном
уровне. В зависимости от этого фактора
человек в своем восприятии мира и поведении
преимущественно опирается либо на рациональное
суждение, либо на эмоциональную и этическую
оценку событий; либо на факты и впечатления,
либо на интуитивное (целостное и до конца
не осознанное) понимание.
По данному критерию выделяются следующие
типы:
* мыслительный,
* эмоциональный,
* сенсорный и
* интуитивный.
Каждый тип может быть интровертированным
или экстравертированным, поэтому всего
Юнгом детально описаны восемь возможных
типов личности.
Типологии личности могут строиться по
самым разным критериям, например, по характеру
направленности личности, ее интересов,
идейных ориентиров и убеждений, а также
в соответствии с культурно обусловленными
типами мировоззрения.
К данной группе относятся «идеологические»
типологии, в частности, классификация
Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть
типов личности, на основе шести универсальных
ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером
ценности присущи в определенной мере
всем людям и являются стержневыми в человеческой
жизни. У различных людей наблюдаются
те или иные комбинации приведенных ниже
ценностей, с преобладанием какой-либо
одной из них.
* Теоретическая. Человек, придающий приоритетное
значение этой ценности, прежде всего,
заинтересован в раскрытии истины.
* Экономическая. «Экономический» человек,
в первую очередь, ценит то, что полезно
и выгодно,
* Социальная. Наивысшей ценностью для
«социального» человека является любовь
и признание людей.
* Политическая. Доминирующий интерес
политического типа - впасть. Ему соответствует
«человек силы».
* Религиозная. Люди этого типа, главным
образом, заинтересованы в понимании мира
как единого целого, управляемого высшими
силами, Богом, абсолютом или первопринципом.
Аналогичного аксиологического (ценностного)
подхода придерживался и Гордон (Уиллард)
Олпорт, полагавший, что типы личности
должны определяться в соответствии с
различиями в ценностных системах разных
индивидуумов. По Олпорту, ценности можно
представить как наиболее сложные, глубинные
личностные черты или диспозиции, служащие
главным критерием отнесения человека
к определенному типу.
Другими примерами типологии, могут служить
классификации, построенные на основе
различий в профессиональных ориентациях,
или социально-психологические классификации,
в которых критерием выступают социальные
роли личности, стиль лидерства (классификация
К. Левина) и т.д.
Специфика современных разработок проблем
психологической типологии в отечественной
науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской,
Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается
в стремлении анализировать личность
не как автономный комплекс устойчивых
свойств, но в плане личностной активности,
носящей типологический характер, в свете
сложного отношения «человек - жизненный
путь». В этом направлении создаются качественно
новые типологии: инициативы, ответственности,
семантического интеграла активности
личности, личностной способности к организации
времени, социального мышления и ряд других.
3.
Основные модели и методы
По мнению
И.П. Павлова, темпераменты являются "основными
чертами" индивидуальных особенностей
человека. Их принято различать следующим
образом:
· сангвинический,
· флегматичный,
· холерический,
· меланхолический.
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен,
легко переключается с одного вида деятельности
на другой, но не любит однообразной работы.
Он легко контролирует свои эмоции, быстро
осваивается в новой обстановке, активно
вступает в контакты с людьми. Его речь
громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается
выразительными мимикой и жестами. Но
этот темперамент характеризуется некоторой
двойственностью. Если раздражители быстро
меняются, все время поддерживается новизна
и интерес впечатлений, у сангвиника создается
состояние активного возбуждения и он
проявляет себя как человек деятельный,
активный, энергичный. Если же воздействия
длительны и однообразны, то они не поддерживают
состояния активности, возбуждения и сангвиник
теряет интерес к делу, у него появляется
безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства
радости, горя, привязанности и недоброжелательности,
но все эти проявления его чувств неустойчивы,
не отличаются длительностью и глубиной.
Они быстро возникают и могут так же быстро
исчезнуть или даже замениться противоположными.
Настроение сангвиника быстро меняется,
но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен,
спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности
проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое
до конца. Все психические процессы у флегматика
протекают как бы замедленно. Чувства
флегматика внешне выражаются слабо, они
обычно невыразительны. Причина этого
- уравновешенность и слабая подвижность
нервных процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в меру
общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического
темперамента проявляется и в отношении
его к событиям и явлениям жизни флегматика
нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.
У человека флегматического темперамента
легко выработать выдержку, хладнокровие,
спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества -
большую подвижность, активность, не допускать,
чтобы он проявлял безразличие к деятельности,
вялость, инертность, которые очень легко
могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение
к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно
подвижны, неуравновешенны, возбудимы,
все психические процессы протекают у
них быстро, интенсивно. Преобладание
возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко
проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика.
Отсюда и выразительная мимика, торопливая
речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента
сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику,
ярко связывается и в его деятельности:
он с увеличением и даже страстью берется
за дело, показывая при этом порывистость
и быстроту движений, работает с подъемом,
преодолевая трудности. Но у человека
с холерическим темпераментом запас нервной
энергии может быстро истощиться в процессе
работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают, настроение резко падает. В общении
с людьми холерик допускает резкость,
раздражительность, эмоциональную несдержанность,
что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве
он создает конфликтные ситуации в коллективе.
Излишняя прямолинейность, вспыльчивость,
резкость, нетерпимость порой делают тяжелым
и неприятным пребывание в коллективе
таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические
процессы, они с трудом реагируют на сильные
раздражители; длительное и сильное напряжение
вызывает у людей этого темперамента замедленную
деятельность, а затем и прекращение ее.
В работе меланхолики обычно пассивны,
часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность
всегда связана с сильным нервным напряжением).
Чувства и эмоциональные состояния у людей
меланхолического темперамента возникают
медленно, но отличаются глубиной, большой
силой и длительностью; меланхолики легко
уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения,
хотя внешне все эти переживания у них
выражаются слабо. Представители меланхолического
темперамента склонны к замкнутости и
одиночеству, избегают общения с малознакомыми,
новыми людьми, часто смущаются, проявляют
большую неловкость в новой обстановке.
Все новое, необычное вызывает у меланхоликов
тормозное состояние. Но в привычной и
спокойной обстановке люди с таким темпераментом
чувствуют себя спокойно и работают очень
продуктивно. У меланхоликов легко развивать
и совершенствовать свойственную им глубину
и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость
к внешним воздействиям.
Знание темперамента, знание особенностей
прирожденной организации нервной системы,
оказывающей влияние на протекание психической
деятельности человека, необходимо учителю
в его учебной и воспитательной работе.
Следует помнить, что деление людей на
четыре вида темперамента очень условно.
Существуют переходные, смешанные, промежуточные
типы темперамента; часто в темпераменте
человека соединяются черты разных темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются
относительно редко. Темперамент
и методы его изучения
Темперамент - динамическая характеристика
психической деятельности.
Динамические особенности: интенсивность,
скорость, темп, ритм психических процессов.
Небылицин: 3 сферы проявления:
1. Общая активность - инертность, пассивность,
спокойствие, активность, инициативность,
стремительность;
2. Моторная сфера - темп, быстрота, ритм,
общее количество движений;
3. Эмоциональная впечатлительность, чувствительность,
импульсивность.
Два компонента, активность и эмоциональность
присутствуют во всех классификациях.
На протяжении всей истории изучения темперамент
всегда связывался с физиологическими
особенностями организма.
Теории: гуморальная (Гиппократ, Гален)
связывает состояние организма с соотношением
различных жидкостей, 4 типа - сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик; конституциональная
(Кречмер, Шелдон) - различие в конституции
органов; физиологическая (Павлов) - учет
влияния ЦНС на динамические особенности
поведения.
Основные свойства НС: сила, уравновешенность,
подвижность (возбудительного и тормозного
процесса). Четыре типа ВНД - сильный, уравновешенный,
подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный,
инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный
(холерик), слабый (меланхолик). Чистых
типов практически нет. Темперамент относительно
устойчив и мало подвержен изменениям
под влиянием среды и воспитания, однако
он изменился в онтогенезе. Темперамент
не характеризует содержательную сторону
личности, однако свойства темперамента
могут благоприятствовать или наоборот
формировать некоторые черты личности.
Каждому типу нервной системы тип поведения.
Павлов изучал условные рефлексы, легкость
их выработки.
О
Лабораторном, комплексном (
, по мнению его сторонников, позволяет
максимально освободиться от маскирующего
влияния прошлого опыта. В таком эксперименте
можно точно измерять реакции, что особенно
важно для получения их временных характеристик
и для оценки энергетических параметров
поведения. Наконец, лишь в лабораторных
условиях можно измерять непроизвольные
реакции, не поддающиеся сознательному
контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие
свойственные ему подлинные особенности
темперамента.
Значение
этих условий, типичных для лабораторного
эксперимента, подчеркивают главным
образом те психологи, которые занимаются
изучением типов нервной
Многие
исследователи, особенно те, кто занимается
изучением темперамента у детей,
проводят для диагноза темперамента
естественный эксперимент, который, обладая
основными чертами
Ребенок не знает о том, что он является
объектом наблюдения, что его реакции
и формы поведения подробно регистрируются
и направляются заранее запланированной
экспериментальной ситуацией.