Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:10, доклад
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека.
Под психическими явлениями понимаются факторы внутреннего субъективного опыта, которые можно отнести к 4-м классам психических явлений:
Побуждения (мотивы, воля, ценности, нравственность).
Самосознание (знание о себе, оценка себя, локус контроля).
Переживания, 2 классификации:
а) На основе связи с типом потребности:
собственно эмоции (переживания, связанные с удовлетворением базальных потребностей)
чувства (переживания, связанные с удовлетворением вторичных потребностей)
б) На основе их интенсивности и длительности:
настроение
аффект
страсть
Познание
Чувственное познание (на уровне явлений воспринимаемых с помощью органов чувств; психические явления мы воспринимаем с помощью рефлексии/отражения
Опосредованное познание/мышление - знание об объектах, характеристиках, которые мы не наблюдаем; они не есть явления, т.к. мы их мыслим (вселенная - ее никто не видел, но есть теории о ней)
Память - общепсихический процесс, который есть и на эмоциональном уровне - память на образы-представления
Воображение - создание образов несуществующих объектов или с несуществующими характеристиками
Понимание - декодирование значений, данных в знаковых системах
Кроме этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования психики, объединенные в определенные типы:
способности (познавательная сфера),
характер (мотивация и самосознание),
темперамент (эмоциональная сфера)
Другая классификация:
Психические явления могут проявляться на следующих уровнях:
– сознательные явления
Познавательные процессы
- собственно познавательные процессы, их результат – знание о мире и представление о самом субъекте
Ощущения
Восприятие
Мышление
- универсальные психические процессы (+ внимание) – необходимые условия деятельности, их результат – отличительные характеристики психического (как процесса во времени, прошлое, настоящее, будущее)
Воображение
Память
Аффективные процессы
Потребности
Мотивы
Эмоции
Регуляционные процессы
Воля
Внимание
Личность
явления поведения
Реакции – любые внешненаблюдаемые изменения, которые происходят в организме человека под влиянием внешних раздражителей.
Действия – направлены и подчинены некоей цели (ходьба, письмо).
Поступки – действия более высокого ранга, более значимые.
- явления бессознательного
неосознаваемые механизмы сознательных действий;
а) неосознаваемые автоматизмы
б) явления неосознаваемой установки;
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
неосознаваемые побудители сознательных действий;
надсознательные процессы.
5вопросЭтапы развития психологии:
1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;
2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;
3) ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;
4) экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса;
5) 10-30-е гг. XX в. Методологический
кризис и разделение
6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;
7) современная психология
— вторая половина XX в. Совершенствование
экспериментальных методов
6 вопрос Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о
природе души и познания. "Душа, по Демокриту состоит из шарообразных
атомов, т.е. подобна огню".
Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества
субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности
чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).
Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из
ощущений не может быть никакого знания. "Сформулировав важную догадку о
взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания
механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические
формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение,
Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии
поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь. "Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни" (II, 2, с. 396). А чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию - критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что "жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь" (Метафизика, XII, 7, с. 221) Платон говорит о трёх началах души — «разумное», «яростное» и «вожделеющее» начала. «Яростное» и«вожделеющее» относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить эти два начала началу разумному. Душа неразумная подчиняется телу, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность; душа разумная не обращает внимания на тело и борется с неразумием. Таким образом, душе одолевать страсти помогает сама душа. 10вопрос Поведение как предмет психологии 10вопрос
Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.
Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.
Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 1930-х гг. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о "промежуточных переменных" как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего "ненаблюдаемые" познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе "классического" бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма
Все формы поведения можно представить в виде сложных комплексов, состоящих из элементарных и неразложимых простейших поведенческих актов – реакций, связанных между собой законами.
Основные проблемы (задачи) классического бихевиоризма:
Изучение поведения. Установление связей между стимулом и реакцией;
Управление поведением (моделирование таких стимулов, которые позволяют получить определенную реакцию)
Реакция – поведенческое изменение вызываемое внешним стимулом. S - R – единица поведения. Стимул – физическое воздействие, реакция – элементарная (безусловная, рефлекторная) двигательная реакция. Если под стимулом понимать стимульную ситуацию, то реакцией будет определенный способ поведения. Уотсон считал, что человек рождается с определенным набором врожденных реакций из которых в дальнейшем развиваются все элементы поведения. Врожденные реакции: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы. Приобретенные реакции образуются из элементарных путем обуславливания.
Классификация реакций:
Приобретенные - наследственные,
внутренние (скрытые) - внешние (наружные).
Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери;
Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции;
Внутренние приобретенные – мышление;
Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении.
Инстинкт – приспособления вызванные стимулами внешнего порядка.
Эмоции – приспособления вызванные стимулами внутреннего порядка и относятся к телу субъекта (например покраснение).
Практически поведение является результатом обучения. Отсюда навык и научение – главные проблемы бихевиоризма. Речь и мышление рассматриваются как виды навыков.
Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность.
Удержание навыков составляет память.
Трактовка мышления в классическом бихевиоризме
Мышление – поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис или любая другая форма мускульного усилия. Мышление является речью, но при скрытых мускульных движениях (как при разговоре). Когда индивид думает, работает вся его телесная организация (скрыто), каков бы ни был окончательный результат: речь, письмо, мысль. Работа тела, внутренняя активность выражается:
в скрытой деятельности рук (мануальная система реакций)
чаще – в форме скрытых речевых движений (вербальная система реакций)
иногда – в форме скрытых (или открытых) висцеральных, эмоциональных реакций.
Мышление может быть кинестетическим, вербальным или висцеральным. Если преобладают 1 и 3 форма, мышление протекает без слов. Поскольку речевые реакции, когда они имеются, обычно доминируют над остальными, то мышление можно представить как беззвучную речь.
Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности те лесных изменений, вторичности эмоциональных со стояний должна была устроить Уотсона. Но он решительно ее отверг на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом – в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением.
Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.