Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:10, доклад
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека.
Цель исследования – изучить
теорию бихевиоризма как объяснительного
принципа человеческого развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «бихевиоризм»
и его зарождение.
2. Изучить этапы развития бихевиоризма.
3. Рассмотреть экспериментальные исследования,
проводимые бихевиористами.
4. Проанализировать сущность концепции
бихевиоризма.
Бихевиористы претендуют на «научность» своего метода на том основании, что они занимаются теми видами поведения, которые доступны визуальному наблюдению. Однако они не понимают, что невозможно адекватно описать «поведение» в отрыве от действующей личности. Основной бихевиористский тезис, согласно которому наблюдаемое поведение представляет собой надежную с научной точки зрения величину, совершенно ошибочен. На самом деле поведение различно в зависимости от различия мотивирующих его импульсов, а они-то часто скрыты от наблюдателя. О психологических экспериментах Если психолог ставит перед собой задачу понять поведение человека, то он должен выбрать такие методы, которые пригодны для изучения человека в жизни, тогда как бихевиористские исследования практически проводятся в пробирке
12 вопрос .
Печать Обсудить (0) Жалоба
В экспериментах с крысами,
бегающими по лабиринтам в поисках
пищи или выхода из них, Э.Толмен обнаружил,
что их поведение никак не может быть объяснено
примитивной связью стимула и реакции
на основе принципа обусловливания. В
одном из этих экспериментов крыса должна
была найти пищу, которая помещалась экспериментатором
всегда в одном и том же «тупике» лабиринта.
Рано или поздно крыса выучивала путь
в лабиринте к пище, что, согласно Дж.Уотсону,
происходило путем проб и ошибок, т.е. исключительно
механическим путем. После этого Э.Толмен
внезапно изменил путь к пище, закрыв проходы,
по которым крыса добегала до корма, и
открыв ходы, которые раньше были, напротив,
закрыты. Как вела бы себя крыса, если бы
прав был Дж. Уотсон? Крыса должна была
приобрести новую привычку (с помощью
опять-таки проб и ошибок) проходить лабиринт
другим путем. Но поведение крысы в этой
новой для нее ситуации было таково, что
Э.Толмен предположил наличие у крысы
некого плана, «когнитивной карты» лабиринта,
которая, очевидно, сформировалась при
прежних пробежках крысы по этому лабиринту.
Крыса сначала двинулась в старом направлении,
обнаружила, что ход закрыт, сделала еще
пару пробующих исследовательских движений
в определенной зоне лабиринта — и вдруг
без нового специального обучения путем
проб и ошибок выбрала совершенно правильный
и новый для нее путь к пище.
Э.Толмен предположил, что в связь «стимул
— реакция» вмешиваются «промежуточные» переменные,
которые опосредствуют влияние стимула
на реакцию. В данном случае этой переменной
выступила «когнитивная
(от англ. cognition — познание) карта».
Таким образом, нельзя было обойтись при
объяснении поведения без психологических
понятий, которые, казалось бы, навсегда
были изгнаны из бихевиоризма как ненаучные:
ведь когда Э.Толмен говорил о «когнитивной
карте», речь шла фактически о категории
образа (в данном случае образа лабиринта).
С данных экспериментов началось превращение
бихевиоризма в необихевиоризм,
в котором схема «стимул — реакция» превратилась
в более усложненную схему: «стимул —
какая-либо промежуточная переменная
— реакция».
Помимо когнитивной карты в качестве промежуточных
переменных в необихевиоризме были названы
цель и потребность, причем предполагалось
также сугубо объективное исследование
этих реалий (без привлечения каких-либо
интроспективных процедур). Так, например,
то, что поведение крысы определяется
некой целью, можно обнаружить с помощью
измерения скорости ее пробежки по лабиринту
— она больше, чем ближе крыса к пище, которую
до этого она не раз находила в этом месте.
Или, скажем, в ряде экспериментов над
высшими животными (обезьянами) было обнаружено,
что, если показать животному банан и убрать
его в ящик, а потом, выпустив обезьяну
из клетки, дать ей возможность открыть
этот ящик, в котором банана уже нет (его
незаметно для обезьяны убирают), обезьяна
еще долго будет искать, где же банан. Значит,
ее поведение опосредствует некая цель
(как желаемый результат действий, который
обезьяна явно планирует достичь)1.
Наконец, силу потребности можно также
объективно измерить, например, величиной
силы тока, который пропускают по решетке,
перегораживающей лабиринт. Если крыса
при немалой силе тока все еще пытается
протиснуться через эту решетку для встречи
с крысой противоположного пола или пищей,
значит, ее потребность (сексуальная или
пищевая соответственно) достаточно велика.
В противном случае (когда крыса перестает
совершать подобные попытки) сила ее потребности
мала.
Надо отметить, что возвращение в психологию
изгнанных из нее категорий произошло
в необихевиоризме не без влияния некоторых
психологических концепций, возникших
одновременно с бихевиоризмом в Европе,
в частности гештальтпсихологии, к рассмотрению
которой мы перейдем в § 7 данной главы.
Однако прежде завершим разговор о бихевиорально
ориентированной психологии указанием
на дальнейшее развитие ее идей. Некоторые
позже возникшие концепции ближе по своим
методологическим основам к классическому
бихевиоризму Дж. Уотсона, другие — к необихевиоризму
в варианте Э. Ч.Толмена. К первым относится
«оперантный бихевиоризм» Б.Ф.Скиннера,
ко вторым — «социальный бихевиоризм»
А. Бандуры, получивший широкое распространение
в социально-психологических исследованиях.
Несмотря на то что бихевиоризм уже не
столь влиятелен в современной психологии,
его идеи в той или иной форме присутствуют
во многих общепсихологических и социально-психологических
разработках, а также в работах по педагогической
психологии.
Неосознаваемая сфера психики – это глубинные психические процессы, которые сформировались в процессе эволюции человека. В данную сферу входят: сноведения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям неосознаваемой сферы психики.
Рассматривая неосознаваемые психические процессы, важно помнить, что в классической психологии принято говорить о взаимосвязи трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Все эти три уровня действуют одновременно. При этом бессознательный и подсознательный уровни можно отнести к неосознаваемым психическим процессам.
Рассмотрим каждый из неосознаваемых уровней психической деятельности.
Согласно исследованиям Е.Н.Каменской, одним из таких неосознаваемых уровней является бессознательный уровень психической деятельности, который представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. На бессознательном уровне регулируются поведенческие акты, управляемые неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода). Конечно, данный процесс находится под контролем других более высоких и более совершенных мозговых структур. Однако, в критических ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.
Следующим уровнем неосознаваемых психических процессов можно считать подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития, Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, "вторая натура человека", "центр" индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.
При этом подсознание, имеет многоуровневую структур: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем.
14вопрос Фрейд. Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я.
Сверх-Я: система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человек руководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами.
Основные функции Сверх-Я:
Идеал - поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система моральных ценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он должен соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он должен стремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.
Самонаблюдение – Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этим идеалам.
Совесть – определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует на степень соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-идеале. Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать муки совести выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоятельности.
Происхождение. Сверх-Я не врождена, она формируется у ребенка в раннем детстве при участии родителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его место занимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная идентификация ребенка со Сверх-Я своих родителей.
Оно: примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся в биологической системе человека. Оно функционирует целиком в бессознательном. Выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Требования биологической природы являются императивными и неустранимыми до тех пор, пока не будут удовлетворены. Основной принцип, которым руководствуются влечения Оно - принцип удовольствия. Фрейд выделил сексуальное влечение - «либидо», которое является
Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).
Эго: часть личности, которая обращена к внешнему миру инаходится в прямом и непосредственном контакте с ним. В нем представлено разумное начало. Его ведущие способности: сознавать и воспринимать. Выполняет две функции в жизни человека: познавательная (благодаря сознаванию и восприятию может строить образ окружающего мира адекватный его свойствам) и регуляционная (Я регулирует поведение человека, приспосабливая требования влечений Оно и морально-этические требования Сверх-Я к реальным условиям и объектам. Эти притязания все время расходятся и Я часто не справляется с ними. Эго эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Основной принцип, которым руководствуется Эго – принцип реальности. Цель – сохранить целостность организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями.
1) Природный организм. Не природа как таковая, а телесные влечения, которые стали поводом, предпосылкой для определенных личностных проблем. Телесная энергия – источник развития. Любое психическое явление должно иметь конечную телесную причину. Фрейд подчеркивает «символику тела» – явления психосоматических заболеваний, в которых источником телесных недугов может быть неразрешенная проблема, связанная с психическими переживаниями.
2) Социальные отношения
вторичны. Они – последствия отношений
в семье, ребенка к отцу и
матери. Социальные предпочтения
смоделированы в раннем
3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие Я, сознания. Если Я слабое, то интеллект может быть источником неверных защит – рационализаций. Но Фрейд считал, что любая проблема может быть решена рационально.
Б) Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Не принимает понятия самости. Описанная им совокупность с телом и есть сущность человека. Источник личностного развития – в прошлом.
Характеристикой личности является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Это конфликт между культурным и природным началом, или конфликт между природными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороны общества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственную природу: биологическую и общественную.