Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:10, доклад
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой.
. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального
самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает
себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание
– динамичное исторически
выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является
элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей
и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве
существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже
предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид
самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто
существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы
«встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди
других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые
происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем
мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя
в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или
иной социальной группе.
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает
относительность различия и противоположности объекта и субъекта,
неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт
самосознания показывает, что разделение действительности на объект и
субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что
и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух
формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и
в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания
33 вопрос Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности
человека состоит
в том, что она является
биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по
отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда
оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к
природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического
отражения животными окружающей их действительности также являются
принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства
предметов, связанные
с удовлетворением их
Поэтому у животных в противоположность человеку не существует
устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким
образом, для животного всякий предмет окружающей действительности
всегда выступает
неотделимо от его
Но восприятие и память развитого человека отличаются от
аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия
проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие
познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие —
предметностью, константностью, осмысленностью, а память —
произвольностью и опосредствованностью (применение человеком
специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и
воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются
человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена.
Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую
приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они
передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в
генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из
жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически
безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить
теоретически бесконечное
количество информации
самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и
держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и
средства для записи информации. Они могут не только записывать и
хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через
предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию
соответствующими знаковыми системами и средствами.
Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством,
которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и
координировать действия каждого из них.
32вопрос поведения формируется с изменением условий существования и с развитием коры головного мозга. Он проявляется особенно отчетливо у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что животное начинает воспринимать комплексные раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством субъективных образов объективного мира и приспосабливаться к меняющимся условиям. У животного на этом этапе развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные к предметному миру. Поэтому ведущим на этом этапе начинает становиться индивидуальное поведение; оно проявляется в отсроченных реакциях, о которых речь шла выше, в образовании условно – рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно формируются на основании анализа среды, совершаемого животными
Позвольте привести несколько примеров. Мы начнем с анализа наиболее элементарных форм отражения, которые немецкий психолог Кёлер проводил с курами.
Перед курицей размещались два квадрата: один квадрат был светлосерый, а другой – темносерый. На оба квадрата были насыпаны зерна, но только на одном, более темном квадрате они лежали свободно, а на другом, более светлом, они были приклеены так, что курица, которая пыталась клевать эти зерна, не получала эффекта. Постепенно курица приучалась направляться к более светлому квадрату.
Возникает вопрос: реагирует ли курица на абсолютный цвет квадрата, или же на относительно более светлый квадрат.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Кёлер предъявил курице два других квадрата – такой же темносерый и еще более темный. Прежний, более темный квадрат становился в новой паре относительно более светлым. К какому же квадрату шла курица? Оказывается она сразу же направлялась к более светлому квадрату, который был отрицательным, и игнорировала квадрат, которого прежде не было. Следовательно, она реагировала не на абсолютный цвет квадрата, а на отношение между двумя квадратами. Для того, чтобы окончательно подтвердить свое предположение, Кёлер сделал третий опыт: он дал светлосерый квадрат, который в первом опыте был положительным, и рядом с ним еще более светлый квадрат, почти белый, которого раньше не было. В этом контрольном опыте курица никогда не шла на светлосерый квадрат, и, наоборот, шла на белый, бывший ранее положительный квадрат, никогда не фигурировавший в ее прежнем опыте.
Таким образом, курица явно реагировала не на цвет, а на отношение между двумя цветами. Значит, уже на довольно раннем этапе развития существует восприятие не только свойств, но и их отношений, существует какой – то элементарный тип анализа ситуации и выделяются признаки не конкретные, а признаки, соотносящие один предмет к другому, типа разницы потенциалов.
Этот пример, ставший классическим, указывает еще на очень элементарное явление. Но можно привести другой пример восприятия отношений, который показывает эти же факты в значительно более интересных и сложных формах.