Общая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:10, доклад

Краткое описание

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы по психологии ответы.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

    Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой.

. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального

самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает

себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

    Самосознание  – динамичное исторически развивающееся  образование,

выступающее на разных уровнях и в разных формах.

    Первой его  формой, которую иногда называют  самочувствием, является

элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей

и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве

существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже

предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид

самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто

существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы

«встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди

других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые

происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем

мире.

    Следующий, более  высокий уровень самосознания связан с осознанием себя

в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или

иной социальной группе.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает

относительность различия и противоположности объекта и субъекта,

неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт

самосознания показывает, что разделение действительности на объект и

субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что

и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух

формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и

в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания

33 вопрос Первое  отличие  всякой  деятельности  животных от  деятельности

  человека состоит  в том, что она является деятельностью  непосредственно

  биологической. Иначе  говоря, деятельность животного  возможна  лишь  по

  отношению  к предмету,  жизненной  биологической  потребности,  всегда

  оставаясь в  пределах  их  инстинктивных,  биологических  отношений  к

  природе. Это общий  закон. В связи с этим  и  возможности  психического

  отражения животными  окружающей  их  действительности  также  являются

  принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и  свойства

  предметов, связанные  с удовлетворением их биологических  потребностей.

  Поэтому  у  животных  в  противоположность  человеку   не   существует

  устойчивого объективно  предметного отражения  действительности.  Таким

  образом, для  животного  всякий  предмет  окружающей  действительности

  всегда выступает  неотделимо от его инстинктивной  потребности

        Но  восприятие  и  память  развитого  человека   отличаются   от

  аналогичных функций  у животных и новорожденных  младенцев. Эти  отличия

  проходят сразу по  нескольким линиям.

 

       Во-первых, у человека по сравнению  с  животными  соответствующие

  познавательные процессы  обладают  особыми  качествами:  восприятие  —

  предметностью,   константностью,   осмысленностью,    а    память    —

  произвольностью   и   опосредствованностью    (применение    человеком

  специальных, культурно  выработанных средств  запоминания,  хранения  и

  воспроизведения  информации).  Именно   эти   качества   приобретаются

  человеком при жизни  и развиваются далее благодаря обучению.

 

       Во-вторых, память животных по сравнению  с  человеком  ограничена.

  Они могут пользоваться  в своей жизни только той  информацией,  которую

  приобретают сами.  Следующим  поколениям  себе  подобных  существ  они

  передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось  в

  генотипе. Остальной  благоприобретенный опыт  при  уходе  животного  из

  жизни оказывается  безвозвратно утраченным для  будущих поколений.

 

        Иначе  обстоит  дело  у   человека.   Его   память   практически

  безгранична.   Он   может   запоминать,   хранить   и   воспроизводить

  теоретически бесконечное  количество информации благодаря  тому, что ему

  самому нет  необходимости  всю  эту  информацию  постоянно  помнить  и

  держать в своей голове. Для этого люди  изобрели  знаковые  системы  и

  средства для записи  информации.  Они  могут  не  только  записывать  и

  хранить ее,  но  также  передавать  из  поколения  в  поколение  через

  предметы  материальной  и  духовной  культуры,  обучение   пользованию

  соответствующими знаковыми  системами и средствами.

 

       Любая  группа, для того чтобы выжить, должна  обладать  средством,

  которое позволяло  бы ее членам  общаться  между  собой,  направлять  и

  координировать действия  каждого из них.

 

32вопрос  поведения формируется с изменением условий существования и с развитием коры головного мозга. Он проявляется особенно отчетливо у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что животное начинает воспринимать комплексные раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством субъективных образов объективного мира и приспосабливаться к меняющимся условиям. У животного на этом этапе развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные к предметному миру. Поэтому ведущим на этом этапе начинает становиться индивидуальное поведение; оно проявляется в отсроченных реакциях, о которых речь шла выше, в образовании условно – рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно формируются на основании анализа среды, совершаемого животными

Позвольте привести несколько примеров. Мы начнем с анализа наиболее элементарных форм отражения, которые немецкий психолог Кёлер проводил с курами.

Перед курицей размещались два квадрата: один квадрат был светлосерый, а другой – темносерый. На оба квадрата были насыпаны зерна, но только на одном, более темном квадрате они лежали свободно, а на другом, более светлом, они были приклеены так, что курица, которая пыталась клевать эти зерна, не получала эффекта. Постепенно курица приучалась направляться к более светлому квадрату.

Возникает вопрос: реагирует ли курица на абсолютный цвет квадрата, или же на относительно более светлый квадрат.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Кёлер предъявил курице два других квадрата – такой же темносерый и еще более темный. Прежний, более темный квадрат становился в новой паре относительно более светлым. К какому же квадрату шла курица? Оказывается она сразу же направлялась к более светлому квадрату, который был отрицательным, и игнорировала квадрат, которого прежде не было. Следовательно, она реагировала не на абсолютный цвет квадрата, а на отношение между двумя квадратами. Для того, чтобы окончательно подтвердить свое предположение, Кёлер сделал третий опыт: он дал светлосерый квадрат, который в первом опыте был положительным, и рядом с ним еще более светлый квадрат, почти белый, которого раньше не было. В этом контрольном опыте курица никогда не шла на светлосерый квадрат, и, наоборот, шла на белый, бывший ранее положительный квадрат, никогда не фигурировавший в ее прежнем опыте.

Таким образом, курица явно реагировала не на цвет, а на отношение между двумя цветами. Значит, уже на довольно раннем этапе развития существует восприятие не только свойств, но и их отношений, существует какой – то элементарный тип анализа ситуации и выделяются признаки не конкретные, а признаки, соотносящие один предмет к другому, типа разницы потенциалов.

Этот пример, ставший классическим, указывает еще на очень элементарное явление. Но можно привести другой пример восприятия отношений, который показывает эти же факты в значительно более интересных и сложных формах.

 


Информация о работе Общая психология