Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 19:52, реферат
Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.
Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными, мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается да них руками и, наконец, научается хватать предметы.
Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во второе полугодие.
3. Второе
полугодие жизни.
Ведущая деятельность
— предметно-манипулятивная. В этом
возрасте общение со взрослыми преобразуется
ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую,
которая "обслуживает" предметно-манипулятивную
деятельность. В процессе ситуативно-делового
общения ребенок начинает овладевать
культурно обусловленными действиями
с предметами, появление которых свидетельствует
о становлении собственно предметной
деятельности - ведущей на следующем возрастном
этапе - в раннем возрасте.
Основным психологическим новообразованием
во 2-ом полугодии выступает активность
ребенка как генетически первое личностное
образование. Оно проявляет себя в наличии
активной позиции младенца в отношении
к окружающим людям, предметному миру
и к самому себе. При нормальном физическом
и психическом развитии младенец во втором
полугодии овладевает все более сложными
передвижениями по пространстве: меняет
произвольную позу; научается садиться,
сидеть, ползать, вставать и делать первые
шаги; научается понимать речь взрослых
и произносить первые слова; осваивает
простейшие навыки (пьет из чашки, ест
с ложки, самостоятельно берет в руку и
откусывает хлеб, протягивает ногу или
руку при одевании и пр.).
Период младенчества завершается
кризисом одного года (кризис первого
года жизни), свидетельствующим о
формировании личности ребенка.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА — период в личностном
развитии ребенка на стыке младенческого
и раннего возраста, когда впервые "заявляет"
о себе консолидировавшееся ("сплотившееся",
утвердившееся) личностное образование.
Опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях
с окружающими людьми, предметным миром,
преломляющийся в отношении ребенка к
себе, качественно изменяет характер этих
отношений; они из непосредственных становятся
опосредованными двояко - отношением ребенка
к себе и его оценкой действий взрослого[6].
В поведенческом плане этот критический
период проявляется в симптомах, во многом
схожих с симптомами других "критических"
возрастов (кризис трех лет, кризис семи
лет), различных в зависимости от характера
отношений с окружающими взрослыми людьми.
При адекватном отношении взрослых к личности,
умениям и возможностям ребенка отмечаются
прогрессивные изменения в деятельности
и поведении: быстрое накопление навыков
и умений, появление уверенности, настойчивости
в достижении цели, в общении с близкими
и посторонними людьми. В случае завышенных
или, напротив, заниженных требований
взрослых к ребенку, а также при индифферентном
отношении, игнорировании личности малыша
и его достижений часто проявляются такие
симптомы, как обидчивость, капризность,
упрямство, агрессия, резкие аффективные
вспышки. Особенно характерны проявления
непослушания в режимных моментах: трудности
при укладывании спать, кормлении, одевании.
Обычно такие симптомы исчезают, если
родители начинают больше играть с ребенком,
положительно оценивая его умения, самостоятельные
действия, проявлять чуткость и уважение
к личности малыша, его желаниям, праву
на выбор действий, занятий и т. п. Если
родители не сумеют перестроить свое отношение
к ребенку, то может произойти подавление
его личности либо закрепление конфликтных
отношений[7].
Следует помнить, что при
дефиците эмоционального общения задерживается
становление предметно-
Заключение
На протяжении младенческого
возраста наблюдается, наряду с познавательным,
и эмоциональное развитие. Эта линия развития
тоже непосредственно зависит от общения
с близкими взрослыми.
В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После того как ребенок
научился узнавать и бурно радоваться
маме (с этого, собственно, и начинается
младенчество как возрастной период),
он доброжелательно реагирует на
любого человека. После 3-4 месяцев он
улыбается знакомым, но несколько
теряется при виде незнакомого взрослого
человека. Однако, если тот демонстрирует
свое доброе отношение, разговаривает
с ребенком и улыбается ему, настороженное
внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев
беспокойство при появлении незнакомых
резко усиливается. Особенно боятся дети
остаться наедине с незнакомым человеком.
В таких ситуациях одни отползают подальше,
отворачиваются, стараются не обращать
внимания на нового человека, другие —
громко плачут.
Примерно в это же время, между
7 и 11 месяцами, появляется так называемый
"страх расставания" — грусть или
острый испуг при исчезновении мамы (когда
ее долго нет или она просто на какое-то
время вышла).
Список использованной
литературы:
1. Бауэр М. Психологическое
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.–
М., 1988.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в
6 т. Т. 4 – М., 1984.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное
развитие ребенка. - М.,1985
5. Крайг Г. Психология развития, СПб, 1999.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.
М., Педагогика,1986.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,
личность. -М.,1975.
8.Психология детей дошкольного возраста
//Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.
- М.,1964.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.
10. Юнг К.Г. Структура психики и процесс
индивидуации. М., 1996.