Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 11:06, реферат
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Стереотипы восприятия на рабочем месте. Стереотип восприятия имеет много прямых последствий для поведения в рамках организации. В этих рамках некоторые работники привыкли воспринимать окружающий их мир через общие очки, стереотипизированно.
В большинстве случаев, однако, научение приводит к значительным индивидуальным различиям. Примером разных подходов может быть случай с низкими показателями производственного отдела некоего предприятия. Инженер видит решение этой проблемы в улучшении конструкции станка. Менеджер по кадрам усматривает необходимость в дополнительной подготовке персонала и улучшении материального стимулирования. Начальник отдела считает, что решение вопроса следует искать в повышении эффективности организационной деятельности, планировании и контроле. Со своей стороны, рабочие могут воспринимать низкую производительность не без удовольствия, поскольку видят в этом возможность как бы "отомстить" своему начальнику, которого недолюбливают.
25. Проблема врожденного в
26. Проблема приобретенного в восприятии.
27. Восприятие и деятельность.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях. В частности, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством - сначала посредством хватательных движений, а затем передвижения. Эта связь с действием, с конкретной деятельностью определяет весь путь исторического развития восприятия у человека. Специфический аспект, в котором люди воспринимают предметы окружающей их действительности, преимущественное выделение в ней одних сторон перед другими и т.п. , несомненно, существенно обусловлен потребностями действия. В частности, развитие высших специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано со всем историческим развитием культуры, в том числе и искусства - живописи, музыки и т. п.
В специфических видах деятельности, например деятельности художника, эта связь восприятия с деятельностью выступает особенно отчетливо. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество обусловлено его восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство. В отношении художественного восприятия полную силу приобретает аналогия между соотношением восприятия и его изображением в рисунке, в живописи, с одной стороны, и между мышлением и его выражением в речи - с другой. Как речь, в которой мышление формируется, в свою очередь участвует в его формировании, так и художественное изображение воспринятого не только выражает, но и формирует восприятие художника. Оно вместе с тем воспитывает и, значит, формирует восприятие людей, которые на художественных произведениях учатся по - настоящему воспринимать мир.
Восприятие не только связано с действием, с деятельностью - и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета - для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. Восприятие - это форма познания действительности.
28. Психофизика ощущений.
Центральный вопрос психофизики — основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.
Основной вопрос психофизики — вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.
Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.
Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:
Е=1/y, где Е — чувствительность, у — пороговая величина раздражителя.
Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.
Наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностей двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения.
Такое соотношение Вебер выразил в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:
DУ/у = к,
где у обозначает раздражение, DУ — его прирост, к — постоянная величина, которая зависит от рецептора.
Оказалось, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки непостоянна.
Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин — величины раздражителей и величины ощущений, — и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители — в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:
Е = К\дУ + С,
где Е — сила ощущения, К — коэффициент пропорциональности, С — константа.
Эта формула названа психофизическим законом Фехнера-Вебера.
Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируют те или иные чувственные данные.
29. Восприятие пространства и движения.
В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В комплексе они позволяют судить об отношении собственного тела к вертикали, о пространственном положении и расстоянии до других объектов. В результате различных форм «разлада» между этими источниками информации о пространственном положении возникает ряд пространственных иллюзий.
Иллюзии - это искажения отражения действительности. Они могут вызываться физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером иллюзии, вызванной физической причиной, может служить восприятие ложки в стакане чая, кажущейся изломанной. Если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это пример иллюзии, вызванной физиологической причиной. Примером психологической причины иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном. Следует отметить также имеющую практическое значение психологическую иллюзию в переоценке длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными.
Иллюзии бывают не только восприятия, но и памяти, мышления, вообще всех форм отражения. Но все же иллюзии восприятия чаше других могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов. Поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться замерами измерительным инструментом.
Восприятие движения. Восприятие движения — это восприятие пространственно-временного перемещения, и оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением.
Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).
Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью перемещения объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия движения, как неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения изображения объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на сетчатке, но сопровождающемся движениями глаз.
Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать однотонно окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или вентилятор иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону. Чем дальше находится предмет, тем более медленным воспринимается его движение, а медленные движения, например, часовой стрелки зрением вообще не воспринимаются.
Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.
30. Константность восприятия.
Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Следует отметить, что явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.
Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Например, приведенная выше иллюстрация с грузовым автомобилем. Другой пример — рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольшой удаленности предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда факторов. Таким дополнительным, но весьма существенным фактором является напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. В результате информация о степени напряженности глазных мышц передается в мозг и учитывается в сложной аналитической работе перцептивной системы, выполняемой ею при оценке роста человека.
Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (например, можно смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной стороны и т. д.). Однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной.
Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
31. Предметность восприятия.
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
Информация о работе Общая характеристика психологии как науки