Общая характеристика расстройств личности с точки зрения П.Б. Ганнушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

П.Б. Ганнушкин – русский психиатр, ученик С.С. Корсакова и В.П. Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы. Профессор кафедры психиатрии. С 1918 г. директор психиатрической клиники Московского университета, с 1930 – 1-го Московского медицинского института. Создатель концепции малой психиатрии. Разработал учение о патологических характерах. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» им была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально–глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально–лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е. Личко [1].

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика расстройств личности с точки зрения П.Б. Ганнушкина….……………………………………………...………………4
2 Динамика расстройств личности……………………………………………...7
3 Типология расстройств личности П.Б. Ганнушкина…………………..……10
Заключение……………………………………………………………………....13
Список использованных источников…………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Взгляды Ганнушкина на расстройства личности.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Общая характеристика расстройств  личности с точки зрения П.Б. Ганнушкина….……………………………………………...………………4

2 Динамика расстройств личности……………………………………………...7

3 Типология расстройств личности П.Б. Ганнушкина…………………..……10

Заключение……………………………………………………………………....13

Список использованных источников…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

П.Б. Ганнушкин – русский психиатр, ученик С.С. Корсакова и В.П. Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы. Профессор кафедры психиатрии. С 1918 г. директор психиатрической клиники Московского университета, с 1930 – 1-го Московского медицинского института. Создатель концепции малой психиатрии. Разработал учение о патологических характерах. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» им была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально–глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально–лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е. Личко [1].

Расстройства личности возникают в основном в детском и подростковом возрасте, некоторые же расстройства, например, параноидальное, - после 20 - 25 лет. Однако, возникнув, расстройства личности продолжаются весь период взрослой жизни человека, проявляясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в мышлении и стиле межличностного общения. Пациенты, отягощенные расстройствами личности, не в состоянии реально воспринимать себя, окружающих, устанавливать с ними эмпатические отношения. Отрицательные реакции окружающих постоянно провоцируют социальную дезадаптацию лиц, подверженных расстройствам личности [1]. Для того, чтобы оказывать эффективную психологическую помощь лицам с расстройствами личности, необходимо владеть информацией об особенностях данного нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика  расстройств личности с точки  зрения П.Б. Ганнушкина

 

 

Расстройства личности (психопатии) – это такие аномалии характера, которые, по словам П.Б. Ганнушкина, «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде» [2, с. 36].

Расстройства личности представляют собой комплекс глубоко укоренившихся, ригидных и дезадаптивных личностных черт, обусловливающих специфическое восприятие и отношение к себе и окружающим, снижение социального приспособления и, как правило, субъективный дистресс [3, с.93].

П.Б. Ганнушкин особое значение в диагностике психопатий отводил клиническим критериям, которые вошли в психиатрию как триада Ганнушкина:

1) выраженность патологических  свойств личности до степени  нарушения социальной адаптации;

2) их относительная стабильность, малая обратимость;

3) тотальность патологических черт  личности, определяющих весь психический  облик.

Общими симптомами для диагностики личностных расстройств являются:

1) стойкие стереотипы восприятия  и поведения, которые отличаются  от социально ожидаемых и общепринятых норм;

2) аффективные проявления, интенсивность  которых чаще всего не адекватна  характеру житейских коллизий;

3) наличие у пациентов своего  собственного страдания, что оказывает  негативное воздействие на социальное окружение;

4) отклонения в поведении пациентов  длительны, стабильны и наблюдаются  с детского или подросткового  возраста;

5) исключено наличие органических повреждений, повреждение или нарушение функций мозга [4, с.45].

Личность, страдающая указанной патологией, начинает обнаруживать свой тип характера еще с дошкольного возраста – во взаимоотношениях со сверстниками, со старшими, в семье, с посторонними, в дошкольных (школьных) учреждениях, на производстве, в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, а также в чрезвычайных ситуациях. Гипертимная личность кипит энергией, шизоидная – отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидная – жаждет привлечь к себе внимание. Кардинальные изменения характера должны настораживать, т.к. могут являться маркерами возникновения психических процессуальных расстройств. Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко оказываются за рамками расстройств личности. Но наиболее ярко видны проявления расстройств личности в подростковом возрасте.

Подростковый возраст представляет собой наиболее критический период для возникновения расстройств личности, именно в этом возрасте заостряются черты личности, хотя каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно определить с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо уже при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится особенно ярко выраженным с подросткового возраста. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже, уже в молодые годы. Сенситивный тип складывается обычно лишь к 16–19 годам – в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, припадает на 30–40 лет [2, с. 48].

Социальная дезадаптация в случаях расстройств личности обычно проходит через всю жизнь человека. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей человек не удерживается ни в школе, ни в вузе, быстро бросает ту работу, на которую еще только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются любые межличностные отношения (семейные, производственные и др.). Страдающий расстройствами личности либо вообще не способен устанавливать контакты с окружающими, либо отношения бывают полными конфликтов.

В практическом отношении к расстройствам личности недопустимо относить такие отклонения в характере и поведении, которые целиком обусловлены неблагоприятными условиями воспитания и социальной среды и при которых отсутствуют клинически выраженные стереотипы отклоняющегося поведения, приводящего к стойкой социальной дезадаптации. Отступление от этого правила ведет к отрицательным последствиям: необоснованному помещению в психиатрические учреждения и психиатрическому лечению психически здоровых лиц, ограничению прав и обязанностей субъекта (освобождение от воинской службы, от уголовной ответственности в случае совершения преступления, ограничения в приеме на работу и др.) [5, с.251].

Таким образом, к расстройствам личности принято относить широкую гамму состояний, на одном полюсе которых находятся отклонения в характере и поведении, обусловленные семейно-педагогической запущенностью и неблагоприятными условиями социальной среды, а на другом – аномалии характера, связанные преимущественно с нарушением биологических функций центральной нервной системы. Между ним существует цепь переходных вариантов, в происхождении которых в одних случаях перевешивает роль социальных, в других – биологических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Динамика расстройств  личности

 

Основы учения о динамике психопатий в отечественной психиатрии заложены П.Б. Ганнушкиным. Ученый решительно отвергал существовавший в то время взгляд на психопатии как на застывшие, не меняющиеся в течение жизни аномалии, решительно выступил против статической характерологии. «Хотя мы и противопоставляем, - писал П.Б. Ганнушкин, -  психопатии как стационарные состояния психозам-процессам, однако статика эта очень условна: она сводится главным образом к сохранению известного единства личности, на фоне которого развертывается сугубая динамика» [2, с. 77].

Расстройства личности проходят этапы компенсации и декомпенсации. Психопатические личности отличаются не только аномальным складом характера, но и значительно большей по сравнению со здоровыми людьми ранимостью, повышенной чувствительностью к влиянию как внутренних – биологических (возрастные кризы, менструальный цикл, беременность, роды и т.д.), так и внешних – психогенных, социальных и соматогенных факторов.

Как указывает П.Б. Ганнушкин, способность психопатов терять психическое равновесие и приводит к тому, что «психопатическая почва», как правило, обусловливает гораздо более яркую и разнообразную динамику, чем нормальная [2, с. 78].

В ряде случаев лишь динамика патохарактерологических свойств, обусловленная воздействием тех или иных патогенных для данной личности факторов, «проявляет» психопатические свойства личности и они достигают степени клинически очерченной аномалии.

Динамика расстройств личности больше определяется внешними причинами, нежели относительно четко биологически детерминированными закономерностями, которым подчиняется течение эндогенных психозов. Чрезвычайно широкому диапазону возможных внешних влияний, в свою очередь, соответствует многообразие психопатических проявлений на протяжении жизни аномальных личностей.

Динамика психопатий может изменяться в связи с присоединяющимся алкоголизмом и злоупотреблением наркотиками.

Клиническая картина декомпенсаций (особенности клинических проявлений, тяжесть и длительность), а также тенденции к дальнейшему развитию расстройств личности после декомпенсации определяются не только внешними воздействиями, но и выраженностью и типологическими различиями психопатических изменений. При разных типах расстройств личности конфликты и реакции возникают по разным причинам, имеют разное содержание. Так, шизоидные и психастенические личности лучше адаптированы в семейных условиях, но легко декомпенсируются в связи со служебными конфликтами. Возбудимые, наоборот, прежде всего окружены семейными неурядицами. Они нетерпимы в семье и представляют значительно меньшие трудности в производственных условиях. Истеричные «истеричны» всюду, но лишь в соответствующей ситуации.

Динамика психопатий тесно связана с возрастной эволюцией. На протяжении жизни аномальных личностей, как правило, происходит ряд сдвигов, чаще всего совпадающих с возрастными кризами. Наиболее опасны в плане декомпенсации период полового созревания и инволюции. Первый из них можно разделить на две фазы: подросткового и юношеского возраста [5, с.253].

Возможности адаптации у психопатических личностей в этом возрасте особенно часто нарушаются при изменении привычного жизненного стереотипа (перемена работы или места жительства, выход на пенсию и т.п.). Наступающие при этом состояния декомпенсации проявляются обычно аффективными нарушениями с пессимизмом, чувством уныния, неуверенностью в себе, с тревогой за будущее. Иногда декомпенсация затягивается. Нередки массивные истерические проявления, депрессивно-ипохондрические состояния с повышенной заботой о своем здоровье и преувеличенным вниманием к малейшим соматическим недомоганиям. Возможно также резкое усиление конфликтности с утрированным правдоискательством и сутяжничеством. В целом динамике психопатий свойственны две основные тенденции: компенсации и декомпенсации; они определяются взаимодействием ряда факторов (тяжестью и типом психопатии, социальными условиями, возрастом и др.).

В периоды преобладания тенденции к компенсации психопатические личности, как правило, не нуждаются в медицинской помощи и остаются вне поля зрения врача; при этом реакция на внешнюю среду, соматические изменения, возрастную эволюцию приближаются к проявлениям нормального развития личности. По сути дела, это уже не форма патологии личности, выявляющаяся на тех или иных этапах жизненного пути, а естественное движение по жизни («шаги по жизни»), приобретающее индивидуальные формы, свойственные каждой человеческой судьбе. П.Б. Ганнушкин говорил в связи с этим о компенсированных, или «латентных», психопатиях и отмечал, что возможности установления психического равновесия сохраняются до 25–30 лет. При благоприятных жизненных условиях лица с нерезкими психопатическими чертами характера после периода декомпенсации, например в юношеском возрасте, постепенно становятся психически более зрелыми, их духовная жизнь обретает черты внутренней гармонии. Большинство из них достаточно полноценно приспосабливаются к окружающей среде, корригируют свои реакции и поведение, осознают и критически оценивают свои поступки, ведут наполненную смыслом жизнь [5, с.254].

Наиболее благоприятны перспективы компенсации в группе расстройств личности астенического полюса (астенические, сенситивные шизоиды и т.д.). При уже установившейся компенсации социальная адаптация при этом типе расстройств личности, даже в очень трудных жизненных условиях, нарушается меньше, чем у лиц возбудимого и истерического типа. У них любое изменение ситуации, приводящее к ограничению их своевольных требований или ущемлению интересов, может повлечь за собой серию конфликтов, нередко с алкогольными эксцессами, увольнением с работы и т.п.

Существуют данные, что достаточно полная социальная адаптация наступает у 2/3 психопатических личностей, ранее нуждавшихся в связи с декомпенсацией в медицинской помощи и даже госпитализации. Механизмы адаптации таких лиц в обществе могут быть различными в зависимости от типа психопатии, социальных и других условий.

П.Б. Ганнушкин выделил два основных направления дифференцировки механизмов адаптации. При первом из них определенное равновесие психопатической личности со средой достигается путем сужения сферы его деятельности и ограничения связи с окружающим до пределов их выносливости. Такой компенсаторный механизм чаще наблюдается при преобладании аномалий астенического, сенситивного полюса [2, с. 96].

Второй путь адаптации психопатических личностей – повышенная активность, стремление к практическим успехам и приобретению материальных благ [2, с. 96].

В соответствии с систематикой П.Б. Ганнушкина к патологической динамике относятся:

Информация о работе Общая характеристика расстройств личности с точки зрения П.Б. Ганнушкина