Общее представление об эмоциональных явлениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:35, сочинение

Краткое описание

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения эмоциональных процессов и состояний
.1 Понятие эмоций
.2 Классификация эмоциональных процессов и состояний
Глава 2. Эмоциональные процессы, их характеристика
.1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
.2 Настроение, собственно эмоции и чувства
.3 Методы изучения эмоциональных процессов и состояний
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе по психологии.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, аффект и стресс - это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человека выделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства, о которых пойдет речь дальше.

 

2.2 Настроение, собственно  эмоции и чувства

 
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д. Именно так С.И.Ожегов и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств.

 

Прийти к какому-то однозначному определению настроения невозможно. Поэтому необходимо рассмотреть разные характеристики настроения.

Говоря о видах настроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, оптимизмом.

Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.

Говорят также об общественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладание чувства и настроения коллектива, социальной группы. То есть настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое и т.д.

Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.

 

Собственно эмоции - это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающего с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.

Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства. Они тесно связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами; с одной стороны, потребностями человека, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

 

2.3 Методы изучения  эмоциональных процессов

 
Поскольку возникновение эмоций связано с изменением физиологических параметров, естественно стремление исследователей, диагностирующих наличие того или иного эмоционального состояния, опираться на эти «объективные» показатели.

Среди вегетативных показателей наиболее часто используются частота сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальваническая реакция, реже - газообмен и энерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967 и др.).

О.В.Овчинникова и Н.Н.Наенко (1968) для измерения эмоциональной напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором - повышена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции - это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.

Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 
1. Анохин П.К. Эмоции // Психология  эмоций: Тексты - М., 1984.

. Бэн А. Психология. - М., 1996. - Т.2, кн.3-4.

. Вилюнас В.К. Психология  эмоциональных явлений - М., 1984.

. Выготский Л.С. Лекции  по психологии. СПб., 1999.

. Выготский Л.С. Учение  об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.

. Гельгорн Э. Эмоции и  эмоциональные расстройства. М., 1966.

. Додонов Б.И. В мире  эмоций. - Киев, 1987.

. Додонов Б.И. Эмоция как  ценность. - М., 1978.

. Дубровина И.В., Данилова  Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е  изд., - М., 2003.

. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.

. Ильин Е.П. Эмоции и  чувства. - СПб., 2001.

. К работе Ч.Дарвина  «Выражение эмоций у человека  и животных». М., 1977.

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

. Ладанов И.Д. Управление  стрессом. М., 1989.

. Лазарус Г. Теория стресса  и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970.

. Левитов Н.Д. О психических  состояниях человека. - М., 1964.

. Немов Г.С. Психология. Уч-к. В 3-х кн. // Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1999.

. Никифоров А.В. Эмоции  в нашей жизни. М., 1974.

. Мироненко В.В. Хрестоматия  по психологии - М., 1977.

. Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 1966.

. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. СПб., 2003.

. Рогов Е.И. Эмоции и  воля // Особенности чувственной  сферы. М., 2001.

. Симонов П.В. Эмоциональный  мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология  эмоций. - М., 1986.

. Симонов П.В. Теория отражения  и психофизиология эмоций. - М., 1970.

. Селье Г. Стресс без  дистресса. - М., 1982.

. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М., 1998.

. Шингаров Г.Х. Эмоции  и чувства как форма отражения  действительности - М., 1971.

 

 

 


Информация о работе Общее представление об эмоциональных явлениях