Общение, его роль в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:56, реферат

Краткое описание

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Роль общения в формировании личности……………………………………….....4
1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека…………………………………………………...4
1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми………………………………………………………………………………...…7
Заключение……………………………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

Психология реферат1.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

«Общая психология»

на тему: Общение, его роль в развитии личности

 

 

 

 

                                                                 Исполнитель: студент гр.

   

                           Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013 г 
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Роль общения в формировании личности……………………………………….....4

1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека…………………………………………………...4                                                                                                         

1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми………………………………………………………………………………...…7

Заключение……………………………………………………………………………..10                                                                                                           

Список литературы…………………………………………………………………….11

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. 

Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень разнообразны. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обменивались информацией, накапливали, сохраняли ее. Благодаря такому общению люди имеют современные научные и житейские знания. 

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает  благодаря общению с людьми. Те свойства личности, которые со временем проявятся у ребенка, а также  новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает взрослый человек, изначально присущи людям, с которыми этот ребенок или этот взрослый человек лично общаются. 

Цель данной работы –  рассмотреть, каким образом общение  человека с окружающими сказывается  на его психологическом развитии.  
 
1. Роль общения в формировании личности

 

    1. Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека

 

С рождения у ребенка  никаких способностей нет, имеются  лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими (взрослыми) людьми, то это в значительной степени задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Широко известны случаи, описанные в научной и другой литературе, свидетельствующие о том, что, будучи лишенным возможности общения с людьми, человек или не развивается психологически вообще (случаи обнаружения детей среди зверей), или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, т.е. фактически возвращается к животноподобному образу жизни. Наиболее известный из этих случаев произошел в начале ХХ века в Индии, где в логове волков были обнаружены два ребенка, оказавшиеся среди животных. Девочка 3-х лет и мальчик 7 лет не были приспособлены к человеческому образу жизни. 

Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт  с взрослыми людьми, особенно с  матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о  том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных процессов. 

Строго говоря, ни одна из человеческих способностей не может  возникнуть вне общения данного  человека с людьми. Окружающие люди, во-первых, являются единственными носителями способностей, которые осваиваются людьми. Во-вторых, взаимодействие с этими людьми необходимо человеку для того, чтобы он мог усвоить эти способности. В-третьих, речь идет не просто о взаимодействии как таковом, а об организованном, учебно-развивающем общении. В-четвертых, процесс развития способностей необходимо контролировать и оценивать, а это также делается в непосредственном общении того, у кого эти способности формируются, с теми, кто эти способности формирует. 

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребенок, овладевая членораздельной речью легко произносит первые созвучия "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Взрослый соотносит эти созвучия с конкретными лицами – матерью, отцом, бабушкой, что способствует закреплению у ребенка связи каждого из этих созвучий с конкретным лицом из его ближайшего окружения ("это баба"). 

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка  в слово, которое он использует для  организации своего взаимодействия с окружающими. 

Одновременно развивается  и невербальная коммуникация: мимика, жесты, интонационное разнообразие речи. Формируются обратные связи в процессе коммуникации – ребенок научается дешифровать выражение лица собеседника, улавливать одобрение или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего и усиливающего слово взрослого человека. Все это позволяет ему корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в обществе. 

В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с  ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Так в раннем детстве, черты характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние общение ребенка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми. 

Воля также развивается  под воздействием общения с другими  людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и желанием добиться цели, которые сознательно направляются взрослым человеком и стимулируют ребенка на преодоление препятствий.

Для того, чтобы повторить  связанные с этими стимулами  приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом  организованное общение взрослых с ребенком становится фактором, под воздействием которого развивается воля ребенка. 

Чувства, проявляемые  в межличностном общении, формируются  и развиваются под влиянием общения  с людьми. Другие виды чувств также  находятся под влиянием общения  с другими людьми. Так, например, эстетические чувства человеку сообщают другие люди, понимающие прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может. 

Мотивы и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения можно представить себе следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете, мотивы поведения других людей, одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения. 

Таким образом, человек  как личность во всех ее существенных проявлениях формируется и развивается  в процессе общения с людьми.  
1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми

 

Зависимость психологического развития человека как личности зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недоразвитие чувств.

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с  людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с 3-х летнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение. 

Став взрослым, человек  продолжает развиваться в речевом  плане через общение с людьми и другие источники речевого развития, например, книги, становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок  испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии. 

Если человек испытывает дефицит общения с другими  людьми, у него не могут в достаточной  степени развиться коммуникативные  навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных с человеческой культурой, а так же вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка. 

Что касается слабого  развития интеллекта, то оно выступает  как результат дефицита общения  человека с людьми по следующим причинам. Во-первых, по причине слабого развития речи, во-вторых, по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом.

В начале своего развития дети, играя вместе с другими детьми или людьми или занимаясь вместе с ними какими-либо делами, решают совместно, в непосредственном общении разнообразные задачи. Взрослые люди и более опытные партнеры по совместной деятельности демонстрируют ребенку способы решения задач, объясняют их и помогают овладеть ими. Ребенок развивает свой интеллект не только подражая другим людям, но и под их руководством, что исключено, в случае отсутствия активного общения. Примерно то же самое характеризует и интеллектуальное развитие взрослых людей. 

Недоразвитость чувств выступает как следствие недостатка общения с людьми по следующим причинам. Когда люди находятся вместе и тем более, когда они общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому, который ему сопереживает. Это происходит за счет особого социально-психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, которое известно как "заражение". Эмоционального заражения не происходит, если люди не общаются. Кроме того, через другой механизм обучения, - "подражание", люди общаясь и наблюдая друг за другом, учатся переживать, то есть, в соответствии с культурными нормами выражать свои чувства. 

Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что  длительное пребывание в гермокамере  ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Однако при этом, серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии. 

Интересным и полезным материалом для понимания того, как  действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно  или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения. Все они в условиях изоляции вскоре начинают говорить вслух. Сначала это своего рода комментарии уведенного или происходящего. Потом появляется потребность обратиться к кому-нибудь или чему-нибудь; некоторые разговаривают сами с собой: подбадривают, дают советы, отдают команды, задают вопросы. 

Основная причина такого поведения человека, заключается  в том, что у него нет возможности  для удовлетворения потребности  в общении. Поэтому он компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым. 

 

Заключение

 

Общение людей друг с  другом имеет даже большее значение для психологического развития, чем  деятельность. В общении друг с  другом решаются задачи, которые не доступны отдельно взятому человеку. 

Именно благодаря общению в совместной деятельности люди когда-то сумели преодолеть свой животный, естественный образ жизни, подняться над собственной биологической ограниченностью, создать общество и культуру. 

С первых дней жизни младенец начинает общаться со взрослыми людьми, и это общение не прерывается в течение всей жизни. С помощью такого общения ребенок усваивает все, что психологически делает его человеком вообще и современным человеком в частности. Это касается и человеческих особенностей его познавательных процессов, их произвольности и опосредованности; и человеческих особенностей его поведения (мораль, этика, культура поведения); и человеческих особенностей его личности (воля, способности, характер, потребности, чувства); и человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность, отзывчивость и пр.). 

Информация о работе Общение, его роль в развитии личности