Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть структуру, содержание и формы общения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, содержание и структуру общения;
- изучить типы и виды общения;
- рассмотреть общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, структура и содержание общения 5
1.1 Понятие, содержание и структура общения 5
1.2 Типы и виды общения 10
2 Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей 14
2.1 Формы общения и их культура 14
2.2 Механизмы взаимопонимания и взаимодействия людей в процессе общения 15
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

Структура, содержание и формы общения.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Исследование аттракции  в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Без общения не может  существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.11

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого  человека, данное от природы, и непростое  искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой  процесс взаимодействия личностей  и социальных групп, в котором  происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

передаётся и усваивается  социальный опыт;

происходит изменение  структуры и сущности взаимодействующих  субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

В общении индивид  получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания  и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения  достигается необходимая организация  и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место  общения в жизни человека и  общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует  формы общения внутри различных  социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные  социальными причинами.

Психологи рассматривают  как форму деятельности и поведения  человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в  структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают  взаимосвязи между типами культур и формами общения.

Лингвисты исследуют  языковую и речевую природу социального  и межличностного общения.

Социальная природа  общения

Социальность человеческого  общения проявляется в его  следующих качествах:

историческая связь  актов общения друг с другом;

способность общения быть выразителем общественного сознания;

способность общения  формировать и использовать культуру.

Профессор Ю.В.Рождественский пишет об этом так: "Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи".12

Членораздельность речи, по мнению ученого, "является социальной чертой акта общения, так как позволяет  строить новые высказывания из материала  прежних и тем самым удовлетворять потребность роста культуры, изменения общественного сознания и организации производства".

Всякий акт общения  включен в историческую последовательность других актов социальной речевой  деятельности, а отдельные высказывания соотносятся с другими по форме и по содержанию. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность.

Внешней причиной актов  общения являются общественные отношения  людей, которые устанавливаются  и развиваются с помощью языка.

Разделение труда и обмен его продуктами, организация коллективной жизни социальных групп и всего общества не возможны без речевого общения.

С помощью актов речи можно описывать и прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении  дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни общества. Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными.

Во многих актах общения  происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.

Социальный аспект речевого общения включает:

статутные и ролевые различия между людьми;

общественные стандарты  и требования, предъявляемые к  тем или иным формам речевого поведения;

социальные различия между говорящими в их отношении  к собственным и чужим моделям  речевого поведения;

социальные различия между говорящими в их отношении к выбору языковых средств;

социальную значимость речевых актов.

 

Заключение

 

 

Искусство общения, знание психологических  особенностей и применение психологических  методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним , расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми –  это наука и искусство. Здесь  важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Изучением тех или  иных сторон общения занимаются разные науки: Философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение»  свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

Общение имеет огромное значение в  формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был  лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно большое значение для  психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

 

Глоссарий

 

 

п/п

Новое понятие

Определение

1

Аттракция

процесс формирования привлекательности  какого-то человека для воспринимающего, продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения

2

Деловое общение

направлено на организацию  какой-либо совместной деятельности, того или иного дела

3

Знак 

любой материальный объект (предмет, явление, событие), который  выступает в качестве указания и  обозначает и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации

4

Идентификация

выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых  способов понимания другого человека является уподобление себя ему

5

Кодирование информации 

способ передачи информации

6

Общение 

сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека

7

Паралингвистика или  просодика 

особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации и контакта

8

Содержание общения 

информация, которая в  межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому

9

Средства общения 

способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому

10

Цель общения 

отвечает на вопрос «Ради  чего существо вступает в акт общения?»

11

Эмпатия 

способность к постижению эмоционального состояния другого  человека в форме сопереживания


 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
  2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. —   М.: Изд-во  МГУ, 1982.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.
  5. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.
  6. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994.
  7. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
  8. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.
  9. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987.
  10. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997.
  11. Лабунская.В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.
  12. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. —   М.: Наука, 1975.
  13. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985.
  14. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения.  – С.-Петербург, 2000;
  15. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
  16. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.     
  17. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 160 с
  18. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агенство, 1996.
  19. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
  20. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1983. ISBN: 5-89357-245-9
  21. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
  22. Резников Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
  23. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: Добросвет, 2000. – 344с. ISBN S-7913-0010-7  
  24. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. -  М., 1982.
  25. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
  26. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.

Информация о работе Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей