Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:57, реферат
Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Вот поэтому-то отсюда и вытекает главная цель данного реферата: показать, что общение – это действительно социально-психологический феномен.
Введение.
Глава I. Общение – уникальный социально-психологический процесс.
1.1. Содержание, цели и средства общения.
1.2. Виды общения.
1.3. Техника и приемы общения.
1.4. Роль общения в социально-психологическом развитии личности.
Заключение.
Библиография.
Прямое и косвенное общение тоже имеет немаловажное значение в социально-психологическом развитии личности. Прямое общение опирается на личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся сторон в самом акте общения (телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга). И здесь, безусловно, “умение видеть связи между собственным поведением и реакциями других, между поступками окружающих и своим поведением помогает адекватно понимать людей. Эта двусторонняя связь поведения одного человека и внутренних реакций другого является ключом к пониманию того, что на самом деле происходит между людьми. Чтобы понять эту связь, следует идти навстречу друг другу, облегчая взаимопонимание. А для этого необходимы открытость и доверие, развитое самосознание и согласие с самим собой” [8, с.123]. Косвенное общение – это такое общение, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди (переговоры между конфликтующими сторонами, например, в какой либо группе или семье). Эти два вида общения, прямое и косвенное, еще раз подчеркивают то, что “человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми” [10, с.515].
Интересны и важны следующие виды общения – деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение, как частный момент, включено в какую-либо совместную деятельность и является средством повышения качества данной деятельности, содержанием делового общения служит то, чем заняты люди. Личностное же общение направлено на психологические проблемы внутреннего характера, интересы и потребности, затрагивающие личность человека: это и поиск смысла жизни, и определение своего отношения к тому человеку, который для данной личности значим, к тому еще, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и др. “В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане” [8, с.127]. нельзя уходить от разрешения конфликтов, их надо разрешать обязательно, так как это вредит самой личности и межличностным отношениям.
В жизни человека общение не может существовать как обособленный процесс или же самостоятельная форма активности. Общение обязательно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая немыслима без этого социально-психологического феномена.
Свою, определенную
роль, выполняет как
Есть еще один вид общения, который важен для человека, он присущ только человеку – это вербальное общение, которое тесно связано с невербальным общением: общение при помощи мимики, жестов, через прямые сенсорные или телесные контакты, невербальное общение не предполагает использование речи. А вот вербальное общение предполагает усвоение языка, оно богаче всех форм общения, хотя и не может полностью заменить другие формы и виды общения.
Какой бы вид
общения мы ни взяли, ясно одно –
все виды имеют свое значение в
социально-психологическом
Техника и приемы общения
Содержание, цель и средства общения, виды общения тесно связаны с такими важными понятиями в социальной психологии как техника и приемы общения. “Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное” [10, с.519]. Человек, прежде чем вступить в общение с другим человеком, определяет свои интересы, соотносит их с интересами человека, с которым общается, оценивает человека как личность, вырабатывает технику и приемы общения, которые наиболее подходят при данном общении. А потом, уже в ходе самого общения, контролирует ход и результаты общения. Здесь следует обратить внимание на то, как правильно завершить общение, чтобы у собеседника осталось соответствующее впечатление о себе, сделать так, чтобы у собеседника в дельнейшем возникло (или же, напротив, не возникло) желание общаться дальше.
Начиная общение с человеком, следует помнить о том, что здесь техника общения включает такие элементы: принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, которые привлекают внимание партнера, они должны быть направлены на преднастройку партнера, на определенное восприятие информации. Важное значение придается выражению лица, так как это должно отражать три главных момента: цель сообщения, желаемый результат общения и демонстрируемое отношение к собеседнику. Здесь важно буквально все: и занимаемая поза при общении, и выражение лица. Например, разговор собеседников, который проходит лицом к лицу, облегчает общение, в то время как общение, при котором кто-то из сторон смотрит в сторону, или же стоит вполоборота, будет, безусловно, затруднять общение.
Очень внимательно при общении следует относиться к начальным словам и тону, ведь официальный тон и подчеркнутое обращение на “Вы” уже может означать, что обращающийся к партнеру при общении не намерен переходить на дружеский лад. И в то же время обращение на “ты”, дружеский тон располагают собеседников друг к другу, а улыбка, которая подчеркивает дружеское отношение, делает общение приятным. От умения улыбаться может многое зависеть в жизни человека, улыбка способна сделать больше, чем что-то другое в технике общения. “Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее. И нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей” [5, с.66].
Жесты человека при общении, так же как и выражение лица, его мимика часто являются непроизвольными, поэтому можно наблюдать, как общающиеся, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, могут отводить в сторону глаза и прятать руки.
“В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения” [10, с.521]. При обратной связи происходит сознательный контроль коммуникативных воздействий, здесь и наблюдение за собеседником, и оценка его реакций, и последующие изменения в соответствии с этим своего собственного поведения. Обратная связь при общении позволяет собеседникам видеть себя со стороны и правильно судить о себе в процессе общения, кроме того еще обратная связь дает возможность партнерам соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось, к примеру, причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова, здесь же имеет место и коррекция, которую вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера по общению. “Таким образом, умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей личности. От коммуникативных способностей, которые включают в себя и навыки общения человека с человеком, зависит во многом успешность общения. Люди отличаются друг от друга и по возрасту, и по образованию, и по уровню культурного и психологического развития, и по жизненному и профессиональному опыту и пр. От этого зависит в какой-то степени и коммуникативность их в общении. Образованные и культурные люди обладают более выраженными способностями коммуникации, чем необразованные и малокультурные. “Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в обществе определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий” [10, с.522].
Говоря о технике и приемах общения, следует обратить внимание и на то, что они различны и по возрастным особенностям (дети, подростки, юноши и девушки, взрослые, пенсионеры и пр.) Более непосредственны в общении, конечно же, дети, в их технике общения первенство принадлежит невербальным средствам, общение у детей часто носит чрезмерно эмоциональный характер, здесь слабо развита и обратная связь. “С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь” [10,522]. Кроме того на технику общения и приемы общения оказывает влияние и то, кем по профессии являются общающиеся. Актеры могут в технике общения использовать свой профессиональный игровой стиль общения, а руководители, к примеру, могут в общении опираться на менторский тон, врачи же делают опору в общении на повышенное внимание, сочувствие к собеседнику.
Техника и приемы общения важны и необходимы в человеческом общении. Общаясь, человек обогащает себя и дает возможность своему собеседнику увидеть себя в данном общении, приобрести нужную и полезную информацию. Следует помнить о том, что нужно быть не только собеседником, но и слушателем. “Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе” [5, с.79].
Роль
общения в социально-
Общение, как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, - это высшее благо, данное человеку, которое порождается потребностями совместной деятельности, включает в себя обмен информацией. В результате общения люди взаимодействуют друг с другом. “Общение является непременным условием любых форм социальной и индивидуальной жизни человека. Благодаря ему оказалась возможной совместная деятельность людей по овладению природой и удовлетворению индивидуальных потребностей. В процессе общения формируются образцы и модели поведения человека, которые впоследствии “входят внутрь” человека. Мышление, способность к анализу и оценка, образ мира и самого себя формируются у индивида в ходе общения. Внимательно прислушавшись к своей внутренней жизни, любой из нас наверняка обнаружит непрекращающийся процесс внутренней коммуникации – внутренние диалоги самого разного характера, споры, критику, оправдание. Словно какая-то часть наших бесед с другими из повседневной жизни перешла во внутренний план и вплелась в структуру личности” [8, с.133].
Общение необходимо каждой личности, основным или естественным способом существования личности является ее связь с другими личностями, сосуществование с ними, а не изоляция от окружающих и жизнь исключительно для самого себя. “Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность” [10, с.516-517]. С самого своего появления на свет человек имеет возможность общаться, если бы этого не было, то человек никогда бы не стал культурно и нравственно развитой личностью, лишившись общения, человек теряет многое. На ранних этапах человеческой жизни (онтогенеза) для развития ребенка очень большое значение имеет общение со взрослыми. Именно в это время все свои социальные и психологические качества ребенок приобретает почти исключительно через общение, потому что вплоть до начала школьного обучения, а вернее до наступления подросткового возраста, ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие маленького гражданина начинается с общения, это и есть его первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, благодаря этому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. А уже позже, на втором-третьем году жизни ребенка появляется и предметная деятельность, которая тоже является условием и средством социального и психологического развития личности.
Именно в общении,
в начале через прямое подражание,
потом через словесные
Значимую роль
в социально-психологическом
Межличностный обмен – деятельностное общение, в результате которого через обмен действиями, операциями, умениями и навыками происходит развитие личности, так как совершенствуется и обогащается ее собственная деятельность.
Информация о работе Общение как социально-психологический феномен