Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:30, реферат
Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.
Введение
Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.
Эти знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл, нельзя их полностью позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты очень специфичны. Для решения этой проблемы важно систематизировать уже имеющиеся знания о конфликтах, наметить перспективы приоритетных конфликтологических исследований.
Проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений человека с объективной действительностью. В связи с взрывным ростом конфликтности, прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности и наемно-трудовых отношений, перед обществом остро встал вопрос о необходимости управления конфликтами в этих областях, прогнозирования их возникновения и последствий.
Любой конфликт имеет свои причины. Ключевое противоречие общества, возникающее между производительными силами и производственными отношениями в рамках уходящей тоталитарной системы, является основным в противоборствах самых различных групп, работающих с представителями этой системы.
Ухудшающееся положение в сферах распределения и потребления влечет за собой увеличение числа экономических конфликтов. В происходящее вносят свою лепту такие факторы, как игнорирование со стороны властей социальных нужд людей, нарастающее отчуждение работников от результатов труда и управления, неподготовленность профсоюзов к защите людей труда.
Нынешнее социальное управление в РФ — это смесь командного и технократического подходов, осуществляемых практически с полным пренебрежением к человеку. Эти проблемы в мире не новы, многие страны ими уже переболели. Есть уже достаточный опыт и успехи, которые нам следует позаимствовать там, где это возможно. В демократическом обществе конфликт столь же нормален, как и свобода слова, выборность. По имеющимся в мире наблюдениям управляющие предприятий тратят до четверти своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов.
В данном пособии нами сделан акцент на решении нескольких основных вопросов:
Целью изучения данной темы является: систематизация знаний студента об основных типах социальных процессов в общественных системах: приспособлении, сотрудничестве, соперничестве и конфликте; формирование представлений об основных концепциях социального конфликта; выявление наиболее общих причин и условий возникновения конфликтных ситуаций; освещение различных типологий конфликтов, выяснение их функциональной роли в жизни общества.
В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов. К основным концепциям социального конфликта относятся: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт присущ человеку, как и всем животным (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт посредством теории напряжённости (З. Фрейд, К. Лоренц, К. Левин); теория насилия, или классовая теория, утверждающая, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определённой социальной структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Мао Цзедун, Г. Маркузе, Ч.Р. Миллс); теория структурного функционализма, рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности (Т. Парсонс, Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Депривация — расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения — ведёт к нарастанию беспокойства, негативной энергии и проявляется в агрессивном поведении;
Императивность — поведение без выбора;
Семантика — значение, смысл отдельного слова, оборота речи;
Патология — деструктивные отклонения от существующих норм;
Простые патологические формы конфликтности — деструктивные отклонения от нормы, охватывающие не столь значительное количество людей;
Сложные патологические формы конфликтности — деструктивные отклонения от нормы, охватывающие значительные людские массы.
Социальные процессы — это единые серии изменений в социальных системах;
Приспособление — социальный процесс, проявляющийся всегда тогда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в которой признаваемые ими ранее способы поведения, критерии оценок не приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности участвовать в общественной жизни.
Сотрудничество — социальный процесс, сопутствующий разделению труда, основанный на согласованной деятельности и выполнении частичных задач в достижении общей цели.
Соперничество — противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Однако соперничество не обязательно должно приводить к конфликту, не всегда связано с враждебным воздействием на конкурента.
Конфликт — это социальный процесс, в котором индивид или группа стремятся к достижению собственных целей путём устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или групп, стремящихся к сходным целям.
Фрустрация — социальная подоплёка напряжённости, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели.
Объект конфликта — материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Предмет конфликта — это основное противоречие в конфликте, представляющее собой конкретизацию объекта.
Изучив данную тему, студент должен:
Необходимо уметь отличать конфликт, представляющий собой столкновение людей, в котором они стремятся оттеснить или даже уничтожить друг друга, от простого отсутствия соглашения или соперничества.
При изучении темы 1 необходимо:
Целью изучения данной темы является: анализ всех лиц, участвующих в конфликте. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников, судей. Все участники различаются своими целями, ролью и значением; систематизация знаний студента об основных стадиях развития классического конфликта: латентной, открытой, завершающей.
Латентная стадия (предконфликт) характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.), но не начаты взаимные действия сторон.
О начале открытой стадии свидетельствуют ответные действия другой стороны. Для неё характерна определённость позиций противоборствующих сторон и взаимные действия.
Конфликт рано или поздно завершается, однако единой системы завершения не существует.
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Конфликтная ситуация — это такое совпадение обстоятельств и человеческих интересов, которые объективно создают почву для реального противоборства между субъектами.
Инцидент — повод, который использует одна из сторон для начала противостояния.
Эскалация конфликта — интенсификация борьбы, которая выражается в увеличении враждебных действий сторон.
Генерализация конфликта — потеря объекта конфликта за счёт перехода к более глубоким противоречиям.
Укрупнение противоборствующих сторон — привлечение всё большего количества участников к конфликту.
Регрессия сознательной сферы психики — активизация бессознательного и подсознательного уровня психической деятельности, проявляющаяся в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя.
Противоборствующие стороны — это те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.
Подстрекатель — это лицо или группа (организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Его задача спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.
Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами.
Организатор — это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия.
Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта.
Позиция — способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной ситуации.
Рефлексивные игры — имитация поведения и рассуждений противника.
Рефлексивное управление — попытка передать противнику основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно субъекту.
Рефлексивный прогноз — попытка прогнозировать поведение противника.
Рефлексивная защита — заблаговременная подготовка возможного отступления на определённые позиции.
Изучив данную тему, студент должен:
При изучении темы 2 необходимо:
Целью изучения данной темы является анализ проблемы предупреждения конфликтов, т.е. создания объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций.
Информация о работе Общие вопросы теории социального конфликта