Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:30, реферат
Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.
Следует обратить внимание на четыре основных уровня, на которых возможна деятельность по предупреждению конфликтов:
Важное внимание уделяется также процессу прогнозирования конфликтов, состоящему из:
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Индуктивный метод — способ умозаключения, с помощью которого общее доказывают на основании частного.
Дедуктивный метод — способ умозаключения, с помощью которого на основе знания общих закономерностей прогнозируют частные явления.
Институциализация отношений — формализация отношений, предполагающая их структуризацию и распределение ролей, определение оценки и модели поведения.
Изучив данную тему, студент должен:
При изучении темы 3 необходимо:
Целью изучения данной темы является систематизация представлений студентов о возможных вариантах выбора способа разрешения конфликта на различных уровнях. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл и собственный опыт; всестороннее ознакомление студента с особенностями юридического конфликта, в котором спор связан с правоотношениями сторон, из чего следует, что субъекты, либо мотивации их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а сам конфликт влечёт юридические последствия.
Более 85% конфликтов разрешается внеюридическими методами, остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.
Внеюридические методы разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические — те, которые применяются для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще.
Основными тактическими методами разрешения конфликтов являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход (уклонение) от решения проблемы.
Необходимо знать, что разрешение конфликтов юридическим путём имеет четыре общих признака, а юридические средства разрешения конфликта представлены тремя основными группами:
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Третейский судья — третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочерёдно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.
Право — это система обязательных правил поведения, закреплённых в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения;
Юридический прецедент — это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
Нормативно-правовой акт — один из основных источников права современного государства. Он создается в результате деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением — референдумом. В зависимости от их юридической силы нормативные акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Основу системы нормативных актов образуют законы, являющиеся стержнем правовой системы.
Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями.
Юридическая ответственность — применение к правонарушителю санкций правовых норм.
Административная ответственность — это мера административного воздействия к лицу, совершившему деяние. Здесь функции судьи берут на себя органы исполнительной власти (например: инспектор ГИБДД, административная комиссия на предприятиях и т.д.)
Альтернативы решений — новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта.
Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определённые уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
Соперничество — стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.
Сотрудничество — кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместимый поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.
Изучив данную тему, студент должен:
При изучении темы 4 необходимо:
Целью изучения данной темы является систематизация знаний студента по поводу института переговоров как наиболее существенного компонента каждого из названных в предыдущем разделе методов; знание их видов, функций, динамики и правил поведения. Необходимо обратить внимание на урегулирование конфликтов с участием третьей стороны как особый вид деятельности, называемый медиацией. В зависимости от остроты конфликта медиатор может использовать один из шести основных типов урегулирования: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник, наблюдатель.
В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр и посредник.
Существует следующая классификация переговоров: переговоры о продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов.
Среди функций переговоров выделяются: информационная, коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров зависит от соблюдения ряда принципов и правил их проведения.
При изучении темы следует акцентировать внимание на следующих понятиях:
Переговоры — механизм разрешения или урегулирования конфликта, совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы.
Помощник — третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательства в полемику по поводу содержания проблемы и принятия решения.
Посредник — третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.
Асимметричное решение — решение проблемы в отношениях оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются интересы только одной стороны.
Блеф — тактический приём конфликтного противоборства, заключающийся в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или мало.
Изучив данную тему, студент должен:
При изучении темы 5 необходимо:
Выводы
Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов. Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как особого общественного явления, изучение причин и условий возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разрешения. Анализируется структура или, как принято называть "анатомия" конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функциональной роли в жизни общества.
Конфликт — это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геополитический уровни рассмотрения конфликтов.
Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями, ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.
Поведение участника конфликта зависит не только от его социальной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической деятельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы определяют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.
Несмотря на сложность, существует реальная возможность прогнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение человека характеризуется некоторыми закономерностями.
Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации — такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами.
Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.
Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.) но не начаты взаимные действия сторон.
Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале открытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций противоборствующих сторон и взаимные действия.
В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта.
Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает его и соответствует его масштабам.
Информация о работе Общие вопросы теории социального конфликта