Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики». Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

Содержание

1. Содержание дидактики как теории обучения и образования…………………2
2. Принципы дидактики……………………………………………………………3
3. Виды научений по их признакам………………………………………………..7

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. Содержание дидактики как теории обучения и образования…………………2

2. Принципы дидактики……………………………………………………………3

3. Виды научений по их признакам………………………………………………..7

 

 

 

 

  1. Содержание дидактики как теории обучения и образования

 

История педагогики свидетельствует  о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том  же значении использовался и термин «дидактика». Впервые термин «дидактика»  ввёл в научное использование  немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».

 Предметом дидактики  является общая теория обучения  всем предметам. Чешский педагог  Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

 В настоящее время  дидактика рассматривается как  часть педагогики, исследующая проблемы  обучения и образования, их  закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые  результаты.

 Термин дидактика происходит  от греч. “didactikos” - обучающий.

 В современном понимании  дидактика представляет собой  важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует  проблемы образования и обучения.

 Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения.

 Предметом исследования  дидактики являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной  человечеством культуры должно  стать содержанием образования  и характеристикой образованной  личности, дидактика является теорией  образования.

 Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

 Образование - та сторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научных ценностей, накопленных человечеством.

 Дидактика отвечает  на вопросы:

- чему учить

- как учить

- где учить

- в каких организационных  формах

 Задачи дидактики на  современном этапе:

1. Воспитывающее влияние  обучения на формирование нравственных  и волевых качеств личности

2.Формирование познавательной  активности и самостоятельности

3. Активизация общего  уровня развития младших школьников

4. Развитие и формирование  умственных способностей

5. Проблемный характер  изложения учебного материала

6. Индивидуализация и  дифференциация обучения

7. Демократизация и гуманизация обучения

8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Програмирование и компьютеризация обучения

10. Работа с одарёнными  детьми

11. Формирование личностных  взаимоотношений, высокая культура  общения

 

  1. Принципы дидактики

 

 Все излагаемые принципы дидактики очень тесно связаны друг с другом и в этом смысле образуют некую комплексную систему из взаимно дополняющих и взаимно выводимых положений. Другими словами, эта система не является минимальной, когда каждый принцип является базисным и не выводится из оставшихся.

 Система дидактических  принципов скорее может характеризоваться  как избыточная, она не является  полной и законченной, список  ее положений будет развиваться и дополняться, как минимум, по мере развития методов, способов и систем обучения.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной  науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип  требует, чтобы для усвоения обучаемым  предлагались подлинные, прочно установленные  наукой знания (объективные научные  факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в  разных областях человеко-знания) и  при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

 В основе принципа  научности лежит ряд закономерностей:  мир познаваем, и объективно  верную картину развития мира  дают знания, проверенные практикой;  наука в жизни человека играет  все более значимую роль; научность  обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования.

Принцип доступности. Принцип  доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его  изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить  предлагаемый материал.

 При слишком усложненном  содержании изучаемого материала  у учащихся понижается мотивационный  настрой на учение, быстро ослабевают  волевые усилия, резко падает  работоспособность, появляется чрезмерное  утомление.

 Вместе с тем принцип  доступности не означает, что  содержание обучения должно быть  упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании  снижается интерес к учению, не  формируются необходимые волевые  усилия, не происходит желаемого  развития учебной работоспособности.  В процессе обучения слабо  реализуется его развивающая  функция.

Принцип сознательности и  активности. Принцип сознательности и активности в обучении требует  осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении -- это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых -- это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

 В основе данного принципа лежат закономерности: ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Принцип наглядности. Одним  из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность  обучения зависит от степени привлечения  к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла  свое выражение в дидактическом  принципе наглядности.

 Наглядность в дидактике  понимается более широко, чем  непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие  через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

 

 Принцип наглядности  в обучении реализуется путем  демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений,  наблюдений за происходящими  явлениями и процессами в кабинетах  и лабораториях, в естественных  условиях, в трудовой и производственной  деятельности.

 Средствами наглядности  служат:

 натуральные объекты:  растения, животные, природные и  производственные объекты, труд  людей и самих учащихся;

 объемные наглядные  пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии  и др.;

 изобразительные средства  обучения: картины, фотографии, диафильмы,  рисунки;

 символические наглядные  пособия: карты, схемы, таблицы,  чертежи и др.;

 аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная  техника;

 самостоятельно изготовленные  "опорные сигналы" в виде  конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок  и др.

 Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Принцип систематичности  и последовательности. Принцип систематичности  и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

 В основе принципа  систематичности и последовательности  лежит ряд закономерностей: человек  только тогда обладает действенным  знанием, когда в его сознании  отражается четкая картина существующего  мира; процесс развития обучаемых  замедляется, если нет системы  и последовательности в обучении; только определенным образом  организованное обучение является  универсальным средством формирования  системы научных знаний.

Принцип прочности. Принцип  прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.

Принцип воспитывающего обучения. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне  воспитания. Даже если учитель и  не ставит специальной цели оказать  воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными  качествами. Это воспитательное воздействие  значительно усиливается, если учитель  ставит соответствующую задачу и  стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся  в его распоряжении средства.

Принцип связи теории с  практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что  изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших  путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

 В основе этого принципа  лежат закономерности: практика - критерий  истины, источник познания и область  приложения теоретических результатов;  практикой проверяется, подтверждается  и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися  знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются  для преобразования окружающих  процессов и явлений, тем выше  сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам ииндивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

 Системная реализация  всего комплекса дидактических  принципов призвана на практике  создавать условия для высокоэффективного обучения, проходящего с использованием максимальных интеллектуальных, творческих, мотивационных и эмоциональных возможностей каждой личности. Именно этот эффект представляет собой важнейший критерий наличия в коллективе педагогов и учащихся атмосферы творчества.

 

 

 

  1. Виды научений по их признакам

 

Вербальное научение - процесс приобретения знаний, опыта через словесные воздействия (инструкции, разъяснения, образцы поведения и т. п.), без обращения к конкретным предметным действиям.

Вообще – исследование научения с использованием вербальных стимульных материалов и вербальных реакций. "Вербальный" здесь используется довольно широко и охватывает печатный и письменный, а не только устный материал. Изучение вербального научения исторически включает ряд процедур, таких как научение через парные ассоциации, научение последовательности и решение вербальных задач. В последние годы сам термин перестал употребляться, прежде всего, потому, что область исследования, обозначенная таким образом, была разработана учеными с бихевиористской ориентацией. Такие исследователи имели тенденцию рассматривать научение языку как научение вербальному поведению и предполагали, что общие принципы научения, выведенные из их экспериментов, могли использоваться в качестве основания для теоретического анализа всех лингвистических явлений. Сейчас немногие придерживаются такой позиции, и предпочитаются термины психолингвистика и психология речи как обозначения этой общей области. Эти термины содержат коннотации, противоположные бихевиористским.

Термин оперантного обусловливания введен Б. Ф. Скиннером.

Оперантное обусловливание – это научение, при котором приобретение нового опыта и его реализация с помощью поведения приводят к достижению какой-либо определенной цели. Оно присуще не только людям, но и более простым существам и позволяет человеку оказывать воздействие на окружающую среду.

Информация о работе Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках