Одаренность, талант, гениальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 03:07, доклад

Краткое описание

Новое содержание понятия одаренности как системного качества было раскрыто в отечественной «Рабочей концепции одаренности», которая разрабатывалась по заданию Минобразования России. Это позволило на новом уровне решать проблему, тезис которой был сформулирован пра отцом данной проблематики Ф. Гальтоном . По его мнению, гениальность отражает сплав трех важных компонентов: таланта (как высшего проявления ума), характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной работе (как энергетического показателя). В «широкую одаренность» Ф. Гальтон включил исключительную приверженность делу, характерную для деятельности одаренного человека. Следует поражаться проницательности Ф. Гальтона, поскольку он не просто предполагал наличие личностных черт в структуре одаренности, но, главное, четко осознал их функциональное значение, которое заключается в обеспечении реализации ума.

Вложенные файлы: 1 файл

одренность талант гениальность.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

ОДАРЕННОСТЬ

Традиционное  понимание одаренности           

Новое содержание понятия  одаренности как системного качества было раскрыто в отечественной «Рабочей концепции одаренности», которая  разрабатывалась по заданию Минобразования России. Это позволило на новом  уровне решать проблему, тезис которой  был сформулирован пра отцом данной проблематики Ф. Гальтоном . По его мнению, гениальность отражает сплав трех важных компонентов: таланта (как высшего проявления ума), характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной работе (как энергетического показателя). В «широкую одаренность» Ф. Гальтон включил исключительную приверженность делу, характерную для деятельности одаренного человека. Следует поражаться проницательности Ф. Гальтона, поскольку он не просто предполагал наличие личностных черт в структуре одаренности, но, главное, четко осознал их функциональное значение, которое заключается в обеспечении реализации ума.

Когда сегодня сводят одаренность  к умственным способностям «выше  статистически среднего», то отмечают средство, но упускают суть того, что  есть одаренность. Как ни грустно, но начало отхода от его понимания заложил  сам же Ф. Гальтон. Для подкрепления своего доказательства наследования гениальности и полагая, что социальный статус является ее надежным показателем, Ф. Гальтон обратился к анализу выдающихся английских семейных кланов. Необходимо было формализовать этот массив данных. Для этого их нужно было, прежде всего, измерить, т.е. сопоставить большое число разнообразных признаков с соответствующими им «единицами». Материал для рассмотрения оборотной стороны высоких проявлений ума — потерю интеллекта — Ф. Гальтон нашел в работах психиатра Сегэна. Это позволило Ф. Гальтону выявить континуальность распределения природных способностей. Введение представления о континуальном распределении проявлений способностей в популяции было ключевым для формирования измерительного подхода. Ф. Гальтон установил совпадение содержательных интерпретаций репутации, как высшего выражения гениальности, и способностей. При сопоставлении двух классификаций — гениальности и способностей — он определил в целом сходные тенденции популяционных распределений их проявлений и на основании этого допустил, что преимущественно умственные способности репрезентируют гениальность. Исследование Ф. Гальтона, будучи действительно фундаментальным, отразило всю сложность проблемы и те исходные противоречия, которые сопутствуют ее решению с XIX по XXI в. Ф. Гальтон как бы наметил своего рода Сциллу и Харибду, между которыми мечутся все последующие ученые. Их понимание одаренности с необходимостью включало личность, а именно ее духовную зрелость .Как нельзя более точно В.М. Экземплярский указывает на «гордиев узел»проблемы: «Лишь недостаточность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высоты развития эмоционально–волевой сферы и наоборот значительное развитие методики количественного исследования интеллекта ограничивают до сих пор по преимуществу интеллектуальной сферой разрешение проблемы. С этим ограничением естественно придется считаться и в самом принципиальном выяснении проблемы и путей к ее разрешению. Позиция   В. Штерна последовательна — потребность измерения приводит к сужению понятия одаренности: «Мы не только ограничиваем умственную одаренность от эмоциональных и волевых свойств индивидуума, но отводим ей ясно очерченное место и среди интеллектуальных функций.

 

Проблема измерения  одаренности           

На многие десятилетия  в психологии воцарилось редуцированное представление об одаренности и  сведение ее измерения к IQ. Итак, раскрытие  понятия одаренности завязано на способе ее измерения. В свою очередь  это определяет замену измерения  целого на измерение одного из его  элементов. Так возник антитезис. Именно этот факт замены лежит в основе тенденции, которую Л.С. Выготский назвал поэлементным анализом — сведением целого к одной его части. Но «на пути отождествления целого с элементами проблема не решается, а просто обходится» . Вместе с тем данная тенденция четко прослеживается и далее на протяжении XX в. при классификации видов одаренности, что всё более уводит от решения проблемы.

В структуре Гилфорда  все факторы — независимые способности, что и создает объективную возможность их отдельного рассмотрения в тестах интеллекта «IQ» и специальных тестах креативности «Cr». Это, кстати, демонстрируют многочисленные сопоставительные исследования креативности и интеллекта на протяжении всей второй половины XX в. Подобные исследования проходят в триаде, в которую также включили обучаемость (или профессиональную успешность) как показатель жизненной валидности тестов интеллектаи креативности. Эти три показателя и легли в основу классификации одаренности на три отдельных вида:

  • академическую;
  • интеллектуальную;
  • творческую.

Думается, что предлагаемое деление одаренности весьма прагматично  и скорее просто привязано к типу диагностической процедуры (отметкам, тестам «IQ», тестам «Cr»). Таким образом, способ измерения определяет объект, а не наоборот. При таком подходе не вскрывается сущность явления и в его основе лежит ориентация на частные признаки. С одной стороны, расщепление одаренности на три вида отражает само понимание природы творческих способностей. С другой — такое понимание одаренности от прямого отождествления с интеллектом перешло подчас к прямому их противопоставлению (критическое мышление тормозит генерацию идей).

Согласно новому подходу, факторы креативности существуют параллельно факторам, фиксируемым тестами интеллекта, и имеют свою локализацию (факторы дивергентного мышления). Выделение Гилфордом показателя креативности Cr, отличного от IQ — коэффициента интеллекта, иллюстрирует тенденцию, которая заключается «в колебании от полного отождествления к столь же метафизическому, столь же абсолютному разрыву и разъединению». А затем начинается установление между ними «чисто внешней механической зависимости как между двумя различными процессами», что характерно именно для поэлементного анализа . Этот факт, с одной стороны, подтверждает прогностичность выдвинутого Л.С. Выготским методологического принципа и лежит в основе объяснения понимания творческих способностей и одаренности, которое складывалось на протяжении ХIХ—ХХ вв. С другой — его идея в том, что психология, желающая изучать сложные психические единства, должна заменить методы разложения на элементы методами анализа, расчленяющего на единицы [Там же]. Иными словами, для корректного раскрытия понятия одаренности требуется выделение единицы его анализа.

 

ТАЛАНТ 

Одаренность и уровень  способностей. Талант - как высокий  уровень одаренности

Проблема одаренности - это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос - это вопрос о том, каковы, способности человека, к чему у него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.

Исследования различных  видов специальной одаренности  проводились по большей части  в связи с профессиональной ориентацией  и выявлением профессиональной пригодности.

Таковы, например, работы по одаренности технической (Е.Кокса  и др.), художественной, изобразительной (Р.Эйлера), музыкальной (Г.Ревеша, К.Сишора). В советской психологии вопросу о музыкальных способностях посвящено большое исследование Б.М.Теплова.

Способности могут различаться  не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. У одного и того же человека могут  быть разные способности, но одна из них  может быть более значительной, чем  другие. С другой стороны, у различных  людей наблюдаются одни и те же способности, т.е. способности к одной  и той же деятельности, но эти  способности могут различаться.

В житейском обиходе, когда  говорят, например, об одаренных детях, то разумеют по большей части высокий  уровень способностей; в психологической  литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность  к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т.п.

Особенно высокий уровень  одаренности обозначают понятиями "талант" и "гений".

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как  дарование к чему-либо, а дарование  как способность, данная богом. Иными  словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие  успехи в деятельности. В словаре  иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень  выраженности таланта. Недаром, как  самостоятельное понятие, одаренность  отсутствует в словаре Даля и  в словаре С. И. Ожегова и в  Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных  слов.

Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, М.В.Ломоносова, К.Маркса.

Но и одаренность гения  имеет определенный профиль, и в  нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении  его творчества.

Означая уровень способностей личности к обучению и производительному  труду, которые формируются в  ходе обучения и трудовой деятельности, одаренность лишь по ходу учебной  и трудовой деятельности и может  быть определена.

Наиболее убедительным доказательством  значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества. Но этот показатель при всей его очевидности  не дает возможности распознать и  должным образом оценить способности  человека в процессе их становления.

Существенным показателем  значительности способностей в процессе их развития могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения.

Еще более непосредственным выражением и доказательством способностей, чем быстрота и успешность овладения  знаниями, мы бы считали то, какой  сдвиг в умении мыслить и т.п. дает овладение определенным кругом знаний. У разных людей освоение одного и того же круга знаний дает различное продвижение в мышлении, в умственном развитии. Говоря языком американской педагогической психологии, можно сказать, что показателем  одаренности может служить широта переноса, которая достигается различными индивидами в процессе обучения.

Показателями одаренности  может служить и время проявления способностей: раннее их проявление - при  прочих равных условиях - служит одним  из симптомов значительности дарований.

Однако обратное заключение не обосновано: из того, что в раннем возрасте способности не выявились  сколько-нибудь ярко, никак нельзя делать отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего их развития. История  науки и искусства знает немало случаев, когда люди, ставшие крупнейшими  учеными, писателями, художниками, в  раннем возрасте не проявляли исключительных способностей.

Бывает также, что, рано появившись, дарование затем не развивается  так, как этого можно было бы ожидать: есть люди, которые обещают в молодости  больше, чем они дают в зрелости. Это нередко случается с вундеркиндами.

Таким образом, раннее проявление способностей не служит универсальным  критерием одаренности. Оно может  быть учтено лишь как один более  или менее существенный момент в  общей совокупности конкретных условий  развития человека.

Вообще, когда пользуются любым из вышеперечисленных показателей  для суждения об одаренности, будь то значительность достижений или темпы  продвижения, необходимо брать не голый  результат развития сам по себе; для того чтобы судить об одаренности, необходимо оценивать результаты или  быстроту развития в соотношении  с его условиями, потому что одинаковые достижения в учении или работе при  различных условиях могут свидетельствовать  о неодинаковых способностях и разные достижения при разных условиях могут  свидетельствовать об одинаковых способностях. Умение добиться больших достижений при внешне трудных условиях свидетельствует, конечно, об особенно больших способностях.

Так, нужно, конечно, иметь  совершенно исключительное дарование, чтобы, начав жизнь в тех условиях, в каких ее начинали, например, М.В.Ломоносов или А.М.Горький, овладеть теми вершинами культуры и творчества, какими овладели они.

Нужно, однако, учесть, что  сила сопротивляемости неблагоприятным  условиям и способность пробиться  сквозь них зависит не только от способностей, но и от волевых качеств  личности. Не подлежит сомнению, что  некоторые люди, которые при благоприятных  условиях могли бы широко развернуть свои способности и очень многое создать, оказываются не в силах  преодолеть те внешние препятствия, которые создают неблагоприятные  условия для их развития. Поэтому  развитие способностей существенно  зависит от общественных условий. 

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

«Гениальность - это высшая степень, какой может достигать  человеческая способность. В мысли, рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное - этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее  умным, более или менее образованным человеком».

Серж Воронофф, От кретина к гению, СПб, «Европейский Дом», 2008 г.

Гениальность - (лат. genius - дух) - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

 

Гениальность — предельно  допустимая демонстрация творческого  потенциала личности. Гениальность традиционно  выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют  новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

 

 Гениальность - культурное  явление человеческой природы.

Наивысшая – в отличие  от таланта – степень проявления творческих возможностей личности.

 ПРИМЕР. «Гениальность  - это высшая степень, какой  может достигать человеческая  способность. В мысли, рожденной  вдохновением гения, есть что-то  непомерное, экстраординарное - этим  и отличаются его творения. Но  когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более  или менее умным, более или  менее образованным человеком».

 Серж Воронофф, От кретина к гению, СПб, «Европейский Дом», 2008 г.

 В настоящее время  феномен гениальности ещё подробно  не изучен…

 Известны различные точки зрения:

- по мнению Платона,  гениальность - плод божественного  наития;

- Чезаре Ломброзо постулировал связь между гениальностью и психическими расстройствами;

- в психоанализе гениальность  определяется как врождённое умение сублимировать свои глубинные сексуальные комплексы;

Информация о работе Одаренность, талант, гениальность