Операциональная теория мышления О.Зельца.2. Проблема эмоций в психоанализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

1. Операциональная теория мышления О.Зельца.Дополнение комплекса.Абстракция.Репродукция сходства.стадии процесса мыслительной деятельности шахматиста. 2. Проблема эмоций в психоанализе.Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта:
1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта — количественная или интенсивностная мера аффекта);
2) процесс «разрядки»;
3) восприятие окончательной разрядки (ощущение или пе¬реживание эмоции — качественная мера аффекта).
3. Фрейд различал три способа видоизменения аффекта:
1) механизм обращения аффекта;
2) механизм смещения аффекта;
3) механизм преобразования аффекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Общ пс-я.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  РБ

 

УО «Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

Общая психология                                                         

 

 

                                                         Преподаватели:

                                                   Варнер Е.С.

                                                   Венско О.И.

 

 

Факультет психологии

 

 

                                      

                                                                 Студентки 3 курса,                                                                                             

                                               5 группы

      Заочного  отделения

                                                            Гуринович В.А.

 

 

 

 

г.Гродно  2010г. 
1. Операциональная теория мышления О.Зельца.

 

    Идеи Вюрцбургской школы были в известной мере развиты в работах О. Зельца, понимавшего мышление как функционирование интеллектуальных операций. О. Зельц ставил перед собой задачу показать, как происходит формирование того или иного результата мыслительной деятельности, показать функцию каждого этапа интеллектуальной деятельности в осуществлении последующих стадий (так называемый генетический и функциональный анализ). Он пытался также преодолеть разные противопоставления репродуктивного и продуктивного мышления, говоря о репродуктивных и продуктивных аспектах единой интеллектуальной деятельности.   Развивая свои представления о самом процессе решения задач, О. Зельц наибольшее значение придавал самой первой фазе - образованию «общей задачи» в результате обработки данного экспериментатором материала, главное звено которой состоит в выделении «предметных отношений» между элементами. В результате образуется проблемный комплекс, в котором:

а) выделены характеристики известного;

б) определено место неизвестного, искомого;

в) выделены отношения  между данным и искомым.

     В незавершенности  комплекса О. Зельц видел суть  проблемности. Эта незавершенность может касаться либо компонента комплекса, либо отношения между известными компонентами. Образование общей задачи и состоит в создании определенной схемы, в которой искомое характеризуется через то место, которое оно занимает в комплексе. О. Зельцем введено важное понятие «антиципация»: предвидение искомого. Если бы искомое вообще было неизвестным, оно не могло бы быть найденным. Неизвестное получает как бы косвенное определение через отношение к известному. В выявлении отношений между известным и искомым и создании на этой основе антиципации искомого и заключается образование общей задачи.

    Постановка  цели, по О. Зельцу, ведет к актуализации  более или менее общих интеллектуальных  операций, которые пригодны для осуществления определенной цели. В простейшем случае задача прямо актуализирует уже имеющиеся у человека готовые способы решения. При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и антиципацией результатов этих операций. Задача не является лишь пусковым механизмом, а контролирует и направляет ход осуществления операций, человек периодически возвращается к предметному содержанию задачи с целью ее более глубокого анализа. [2]

    Основными  интеллектуальными операциями являются  следующие: дополнение комплекса,  абстракция и репродукция сходства.

    Рассмотрим  отдельно состав и условия  функционирования каждой из основных  интеллектуальных операций, выделенных  Зельцем. 

Дополнение  комплекса

    Некоторые  общие условия и характеристики  этой операции уже были указаны  при анализе взглядов Зельца на мышление как решение задач. Напомним, что всякое решение задач Зельц определяет как дополнение комплекса - схемы с брешью, причем свойства этой последней косвенно определяются через отношения и свойства заполненных частей схемы.

    Взятое как  общая характеристика процесса  решения задач дополнение комплекса,  включает все три упомянутые  выше интеллектуальные операции. Выделяя же дополнение комплекса  в качестве частной операции, Зельц ставит вопрос о детальном  составе той деятельности, содержание которой составляют попытки выйти за пределы известного, непосредственно данного в задаче, связать неизвестное с известным. Действия человека, подготавливающие эту деятельность и направленные на анализ и абстракцию того, что известно в задаче, образуют лишь фон для рассмотрения операции дополнения комплекса.

    В зависимости от конкретного  содержания задачи эта операция  может выступать как дополнение  пространственно-временного и понятийного  комплекса. От содержания задачи  зависит и состав частных операций, входящих в дополнение комплекса.

    В первом случае, где  в задаче определяющими являются  пространственно-временные отношения,  а известные предметы даны  в конкретной форме, первой  частной операцией Зельц считает  "порождение представления", или "визуализацию" данного предмета. Таким образом, согласно взглядам Зельца, представление возникает не просто потому, что между ним и словом-раздражителем существует ассоциативная связь. Появление представления, напротив, является специфической умственной операцией, актуализирующейся потому, что в прошлом опыте эта операция помогала решению определенных задач и оказалась связана с ними рефлексоидной связью. После этого следует действие, которое Зельц описывает как перемещение взгляда за пределы представляемого предмета и попытку определить окружение этого предмета, исходя из какой-то его характеристики. Если таким путем не удается дополнить комплекс, происходит возвращение к данному предмету и дальнейший анализ его свойств. Согласно выделенным заново качествам, строится новое окружение, из которого делается попытка вычленить завершение комплекса. При неудаче включается новая операция анализа предмета - вариация точек зрения на предмет. Реконструкцию окружения каждый раз по различным признакам предмета Зельц считает конкретным воплощением принципа изменения направления мысли, о котором постоянно говорилось в работах Вюрцбургской школы.

Абстракция

    Этой операции  Зельц придает очень большое  значение. Она охватывает такие  важнейшие процессы, входящие в  решение любых задач, как выделение различных характеристик предметов и вычленение отношений между членами комплекса. Эта операция выступает в качестве ведущей при решении задач на нахождение родового и определение данного понятия.

    Как и предыдущая операция (дополнение комплекса), абстракция не является однородным, монолитным процессом: она включает ряд частичных операций и вспомогательных приемов. Содержание этих последних и их последовательность зависят от специфики решаемых задач.

    Самым общим вспомогательным средством абстракции является привлечение ряда понятий (или предметов), сходных с данным, затем сравнение их, анализ и выделение в результате этого в данном раздражителе нужных признаков.

   Заслуживающим внимания  обстоятельством является тот  факт, что абстракция нужных признаков совершается через синтетический акт соотнесения данного предмета с другими. Этот факт иллюстрирует важное значение той умственной операции, которая впоследствии была названа анализом через синтез.

    С точки зрения Зельца, операция абстракции, как и операция дополнения комплекса, носит творческий, продуктивный характер: в результате нее происходит расчленение на признаки ранее недифференцированных понятий и осознание различных отношений между ними.

    Рассмотрение содержания данной операции убеждает в том, что она является более частной, нежели дополнение комплекса и непременно входит в последнюю как ее составная часть.

Репродукция сходства

    Выделяя репродукцию  сходства в качестве операции, Зельц подчеркивает тем самым отличие своего понимания мыслительной деятельности от ассоциативной доктрины. Сходные представления или мысли приходят в голову человека при решении задач вовсе не непроизвольно, не механически, подчиняясь лишь ассоциации по сходству. Напротив, их появление представляет собой результат сложной мыслительной операции. По мнению Зельца, существеннейшей частью этой операции является расчленение данного предмета или понятия на определенные признаки. Если же этого расчленения не происходит, то человеку очень трудно назвать сходное понятие. Зельц доказывает, что в общем виде репродукция сходства осуществляется по схеме дополнения комплекса. Это означает, что для репродукции сходства необходимо в данном предмете выделить определенные признаки. Один или несколько из этих признаков образуют как бы ядро сходного предмета. Недостающие же части этого предмета дополняются путем вариации других признаков данного предмета. Эта операция лежит в основе одного из способов решения задачи на соподчиненное понятие. Творческая сторона этой операции заключается в осознавании отношения частичного тождества между двумя явлениями, которые раньше для человека существовали как раздельные. [1]

    Таковы три  интеллектуальных операции, выделенные  Зельцем как основные. Различные комбинации этих операций и образуют методы решения задач. 

  В целом для  работ О. Зельца характерно  то, что впервые в истории экспериментальных  исследований мышления он стал  исследовать его как процесс,  последовательно развертывающийся во времени, в котором предыдущие его стадии подготавливают и обусловливают последующие этапы, с постоянным возвращением к условиям задачи. Также первым в истории психологии О.Зельц поставил проблему основных интеллектуальных операций и попытался детально исследовать их состав.[2]

        Л. И. Анцыферова, давая тщательный анализ работ Зельца, справедливо отмечала, что у него «структура и состав каждой из основных операций мало дифференцированы», «в теории Зельца вообще нет понятия простых, далее не разложимых и в этом смысле основных операций». Правильно выделена существ венная ограниченность подхода Зельца к исследованию творческого мышления: когда Зельц говорит об образовании задач или проблемного комплекса, то по существу речь идет лишь о дифференциации и уточнении уже полностью сформулированной проблемы; суть же мышления: заключается не столько в заполнении, сколько в. создании проблемных комплексов, в вычленении собственно условий задачи, в нахождении переменных, которые как-то определяют искомое, неизвестное.

    В психологической литературе сильное влияние работ Зельца представлено в монографии голландского психолога А. де Гроота, изучавшего мыслительный процесс, лежащий в основе выбора хода в шахматной игре. Автор ставил перед собой цель дать обобщенное описание структуры и динамики мыслительного процесса как основы для создания теории. Это обобщенное описание включает в себя четыре последовательно сменяющие друг друга, стадии процесса мыслительной деятельности шахматиста.

1. Стадия ориентировки, особенно ориентировки в возможностях. На этой стадии рассматриваются последовательности ходов и общие возможности в определенном направлении.

2. Стадия обследования (exploration). Испытуемый скорее «прикидывает»,  чем исследует возможности действия. Он рассчитывает несколько простых  продолжений на небольшую глубину или то, что, по его мнению, должно быть главным продолжением. Если достигается неудовлетворительный результат, то этот ход временно откладывается.

3. Стадия исследования (investigation). Здесь осуществляется более серьезный, более глубокий поиск возможностей, усиления всего» того, что количественно и качественно достаточно четко выражено. Исследование является более направленным и более тщательным: рассчитывается большее число вариантов и на большую глубину.

4. Стадия доказательства. Испытуемый проверяет и резюмирует, он стремится к доказательству. Полученный результат субъективно оправдывается. В отечественной психологии соотношения между искомым, неизвестным и требуемым тщательно анализируются в работах А. В. Брушлинского и его учеников.[5]

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема эмоций в психоанализе.

 

   В основе психоаналитической концепции эмоций лежат следующие положения:

  • Роль эмоций: эмоции регулируют действия человека, то, как эти действия будут совершаться, зависит от актуального сочетания эмоциональных сил; неправильное протекание эмоциональных процессов является источником психических расстройств (нервов, психозов);
  • Источники эмоций: источником эмоций являются прежде всего биологические влечения. По мере развития контактов с окружением эмоции начинают «связываться» с определенными объектами внешнего мира, благодаря чему эти объекты приобретают ценность для субъекта. Контакты внешним миром приводят также к возникновению механизмов, ограничивающих эмоциональные реакции, что в отдельных случаях приводит к вытеснению некоторых эмоций из состояния. Вытеснение происходит благодаря возникновению эмоции тревоги; репрезентация в психике индивида требований общества («сверх-Я») порождает многие эмоциональные явления (вина, стыд, гордость, совесть).
  • Связь эмоций с другими процессами: в начале своего развития человек полностью подчинен эмоциям и влечениям, источником которых является «оно» («принцип удовольствия»), затем руководствуется «принципом реальности»: эмоции регулируются психическими процессами (восприятие, память, мышление). «Я» тоже может быть источником некоторых влечений и эмоций.[3]

  Сформулировать точное определение эмоций (или аффектов) в рамках классической психоаналитической теории затруднительно. Сложность вызвана тем, что 3. Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более и более разнообразными значениями. Так, в своих ранних работах 3. Фрейд пишет, что аффект — это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида. Следовательно, 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории влечений и, по сути, отождествлял аффект с влечением. Согласно его точке зрения аффект — это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей. Исходя из этого различают аффекты разрядки, которые сопровождают проявление влечения, и аффекты напряжения, которые сопровождают сдерживание влечения. При этом и 3. Фрейд, и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате сдерживания, конфликта влечений или основных подструктур личности: Оно, «Я» и сверх-Я).

Информация о работе Операциональная теория мышления О.Зельца.2. Проблема эмоций в психоанализе