Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:36, курсовая работа
Воля - способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.
В психологии концепции воли делятся на гетерогенетические и автогенетические.
Введение………………………………………………………………......3
1 Определение воли, ее характеристика………………………………..5
1.1 Волевые свойства личности…………………………………………10
1.2 Современное представление о волевых процессах личности…….14
1.3 Воспитание воли человека…………………………………………..16
2 Самотестирование……………………………………………………...20
2.1 Тестирование №1……………………………………………………..20
2.2 Тестирование №2……………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30
Вторичные качества – развиваются после первичных, и их следует рассматривать как характерологические. К вторичным качествам относятся:
Третичные качества – связаны с нравственностью, которая формируется только к подростковому возрасту. Также эти качества проявляются по отношению к труду. К третичным качествам относятся:
Индивидуальные свойства воли, указывающие на ее силу, с положительной стороны характеризуют личность человека и обеспечивают успешность его деятельности.
Воля развивается в процессе жизни человека, в постоянном общении с другими людьми, в результате воспитания и обучения. Умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами формируется в основном к концу дошкольного возраста. Однако и в этом возрасте, и у взрослых людей можно встретить яркое проявление недостатка, слабости воли. Наиболее типичное проявление слабой воли – лень, то есть стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать какое-либо волевое усилие. Ленивый человек обладает обычно внешней локализацией контроля и потому безответственен.
Слабоволие может быть обусловлено расстройством психики человека. Основной причиной формирования слабоволия является неправильное воспитание. Поэтому лень и другие проявления слабости воли, свидетельствующие о серьезных дефектах в развитии личности человека, могут быть преодолены благодаря воспитанию и прежде всего организации самовоспитания воли.
Основу самовоспитания
составляет систематическое, а
Формирование волевых качеств личности – необходимое, но недостаточное условие успешного достижения поставленной цели. Реальное выполнение намеченной деятельности зависит также от наличия у человека необходимых навыков и умений. Поэтому успех любой деятельности обеспечивается как воспитанием воли, так и формированием полезных навыков и умений.
1.2 Современное представление о волевых процессах личности
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от используемого в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.
Современная психология рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда она осуществляется в соответствии с представлениями о конечных результатах и контролируется на каждом из этапов.
Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.
Выделяют переживание первичного, лишенного содержания, не имеющего определенной направленности влечения, переживание естественного инстинктивного побуждения, бессознательно направленного к некоторой цели и переживание волевого акта, имеющего осознанную цель и сопровождаемого осознанным представлением о средствах и последствиях достижения этой цели. И если влечения и инстинктивные побуждения есть борющиеся мотивы, определяющие поведение человека, то собственно волевой акт представляет собой решение, возникающее как результат взвешивания аргументов “за” и “против”. Волевой акт осознается. Это личностное “я хочу” или “я не хочу”.
Человек необязательно осознает совершаемые им действия. Таковы например, действия, осуществляющиеся рефлекторно, без вмешательства сознания. Однако человек осознает, что действие свершилось, т.е. остается “осведомленным” о нем. Истинным критерием сознания является “осведомленность” о содержании собственных мыслей, т.е. мышление о мышлении, практически воплощенная в афоризме Декарта: “Мыслю, следовательно, существую”. Исходя из этого следует, что воля распространяется лишь на ту часть сознания, о состоянии которой мы “осведомлены”.
Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения.
Волевые процессы, как и другие процессы высшей нервной деятельности, составляющие психику человека, могут нарушаться в результате возникновения психического расстройства. Не исключена и вероятность, что психическое расстройство будет представлено исключительно феноменами, отражающими нарушение волевых процессов.
1.3 Воспитание воли человека
Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Здесь нужны не только знания, но и тренировка.
Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней:
1. начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия
2. чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман)
3. трудности должны преодолеваться для достижения больших целей
4. принятое решение должно быть исполнено до конца
5. отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели
6. соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли
7. систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли
8. успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков
9. для воспитания воли важно самовнушение
Постоянное воспитание
воли является важным условием выполнения
любой профессиональной деятельности,
а также совершенствования личн
1) использование непроизвольных
психических процессов в
2) обретение психического контроля над волей. Осознание и осмысление будущих результатов волевых актов, использование других психических свойств в формировании волевого акта. Усиление мотивации деятельности увеличивает силу воли человека;
3) выработка волевых
свойств (состояний) –
Воля считается базовым свойством личности при формировании и развитии всех других свойств. Воспитай волю, а все остальные позитивные свойства личности станут предметом самовоспитания. Как видим, на практике все это далеко не так. Воспитание воли идет в рамках формирования всей системы психических свойств личности. Напротив, воспитание воли часто зависит от участия в этом процессе других психических свойств: мышления, мотивации, нравственных и иных свойств личности.
Главным условием развития воли является ее упражнение, то есть совершение волевых актов. Существенным для волевого акта является чувство усилия, которое его сопровождает. Физические упражнения развивают внешнее действие воли, психические - внутреннее. Гимнастические упражнения, выполнение какой-либо работы неинтересного характера сильно развивают волю. На этом принципе основаны следующие упражнения для укрепления воли.
1) Смешайте вместе по горсти семян (конопли, подсолнечников и т.п.), а затем, напрягая волю, разберите их по сортам.
2) Ежедневно, в точно установленное время, в течение 2-3 минут старайтесь рисовать одновременно одной рукой кружки, другой - квадратики. Такое упражнение служит и для сосредоточения внимания, и для концентрации воли.
3) Перебирайте четки, считая в то же время до 100, 200 и т.д.
4) Приняв удобное
положение, повторяйте в
Эти упражнения нужно производить вначале по 5 минут, а затем. увеличивать до 15 минут; последнее упражнение нужно производить как можно долее, так как оно не только развивает волю, но и способствует, сосредоточению. Эти упражнения производятся не все сразу, а по одному. Изучив первое (на что требуется около 1-2 недель), переходить ко второму, затем к третьему и т.д. Для развития воли применяются самые разнообразные приемы. Факиры сидят неподвижно и держат поднятые руки до тех пор, пока они не затекут. Христианские и другие подвижники применяют другие приемы, например, кладут определенное число земных поклонов или читают какую-либо молитву, по несколько тысяч раз в сутки, стоят неподвижно на камне, дают обет молчания и т.д. Правда, что те и другие объясняют свои действия различными молитвами, но, в сущности, то, и другое сводится к укреплению воли. Упражнения для развития воли встречаются в жизни на каждом шагу; нужно только уметь пользоваться ими.
Вот несколько приемов, могущих служить образчиками для других упражнений.
1) Когда вам хочется говорить, заставьте себя молчать.
2) Если кто-нибудь оскорбил вас, сдержите себя.
3) Заставляйте себя исполнять неприятные работы добросовестно и внимательно, без раздражения.
4) Попробуйте отказаться от пищи на сутки и более.
5) Попробуйте ничего не пить.
6) Если вы курите, то перестаньте курить.
7) Прекратите употребление вина, кофе и т.п.