Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:36, курсовая работа
Воля - способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.
В психологии концепции воли делятся на гетерогенетические и автогенетические.
Введение………………………………………………………………......3
1 Определение воли, ее характеристика………………………………..5
1.1 Волевые свойства личности…………………………………………10
1.2 Современное представление о волевых процессах личности…….14
1.3 Воспитание воли человека…………………………………………..16
2 Самотестирование……………………………………………………...20
2.1 Тестирование №1……………………………………………………..20
2.2 Тестирование №2……………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30
Можно придумать самому подобные упражнения и стараться постоянно упражнять свою волю, то есть ежедневно проделывать какое-либо упражнение, относящееся до развития воли. Изобретая упражнения, нужно помнить, что вся суть развития воли заключается в том, чтобы делать то, что не хочется делать, и не делать того, что было бы приятно. Нужно укрепить волю настолько, чтобы она не подчинялась чувственным побуждениям, действуя в то же время под влиянием мотивов исключительно рассудочного характера.
2 Самоисследование
В данной главе я приведу несколько тестов, которые позволят узнать на сколько развита моя сила воли и каким образом можно развивать её дальше.
2.1 Описание методов исследования
ТЕСТ «САМООЦЕНКА СИЛЫ ВОЛИ»
Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция.
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «Нет». Если Вы ответили:
«Да», то за это присваивается – 2 балла;
«не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл;
«Нет» - 0 баллов.
При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.
Текст опросника:
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Обработка и интерпретация результатов:
Варианты ответов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Результат |
Да |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18 | ||||||
Нет |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 | |||||||||||
Не знаю |
+ |
+ |
2 |
Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:
от 0 до 12 баллов — у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.
от 13 до 21 баллов — у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.
от 22 до 30 баллов — у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.
Самоанализ: В данном тесте сумма моих баллов составила 20 баллов, что указывает на то, что моя сила воли развита средне. С её помощью я вполне могу выполнить важное дело, порученное мне, но я никогда не возьмусь за лишнюю, не несущую большой выгоды для себя работы. Для того что бы тренировать силу воли мне нужно больше времени уделять занятию намеченным делом, меньше отвлекаться. Ставить перед собой четкие цели на различные промежутки времени (день, семестр, год).
Методика исследования волевой организации личности
Оборудование: опросник, бланк ответов, ручка.
Инструкция
Вам предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей вашей личности и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и в графе ответов поставьте знак «+» против выбранного вами варианта. Варианты ответов: «Определенно «да», «Скорее «да», чем «нет», «Скорее «нет», чем «да», «Определенно «нет».
Искренние ответы позволят вам получить верное о себе представление и в будущем учесть как свои слабые, так и сильные стороны характера. И напротив, желание показаться лучше, чем вы есть на самом делe, обернется пустой тратой времени или получением сведений, не соответствующих действительности.
Вопосы |
Да |
Скорее да, чем нет |
Скорее нет, чем да |
Нет |
слушивания другой стороны хотел бы принять противоположную
|
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+ + +
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+ +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ |
+
+
+
+
+
+
+
+ |
Обработка и интерпретация результатов
После заполнения опросника вы получаете ключи ответов, куда надо перенести свои результаты. В таблице-ключе знак «№» означает номер утверждения в опроснике.
Кружком в таблице-ключе обведите балл, стоящий на том-месте, где при заполнении опросника вы поставили знак +.
Пример: на утверждение № 8 вы ответила «скорее «да», чем нет», и поставили в опроснике знак « + » во второй колонке. Значит, в таблице-ключе против № 8 обведите кружком цифру 2.
Набранные баллы просуммируйте по вертикали отдельно по каждой колонке. Результат фиксируется внизу колонки. Затем просуммируйте результаты первых шести колонок,
Сумма фиксируется под индексом В. Результат седьмой колонки сюда не входит и рассматривается отдельно.
Условные обозначения
Ц – Ценностно-смысловая организация личности
О – Организация деятельности
Р – Решительность
Н – Настойчивость
С – Самообладание
См – Самостоятельность
Л – Показатель лжи
В – Общий показатель, характеризующий волевую организацию личности
Тем из вас, кто имеет общий низкий балл (В) или низкую сумму баллов по какому-либо из отдельных факторов (Ц, Н и т.д.), рекомендуется обратить большое внимание на самовоспитание; тем же, у кого эти показатели высокие, помнить, что без постоянного подкрепления и тренировки данное качество может ослабнуть.
Сумма набранных баллов и значение
0 — 8: Данное волевое качество нуждается в развитии и тренировке, его неразвитость мешает человеку в достижении поставленных задач.
9 — 16: Данное волевое
качество развито в
17 — 24: Волевое качество развито в сильной мере, является одним из определяющих в структуре волевой организации личности. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития остальных факторов постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.
Те, кто набрал 17—24 балла
по седьмому фактору (Л) (ложь), при ответах на вопросы были недостаточно
искренни, поэтому полученные результаты не
соответствуют действительному положению
вещей. Заполните опросник еще раз, оценив
себя более <span class="dash041e_0431_044b_