Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 16:23, практическая работа
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Так о природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций.
Индивидуально - типологические особенности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Считается, что темперамент обозначает динамические и содержательные аспекты поведения.
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Так о природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций.
Но наибольшее внимание привлекла к себе в 20 г. ХХ в., после того, как И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом. Он теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Теплов Б. М. сформулировал предположение о том, что темперамент определяется свойствами нервной системы. Он предложил трехфакторную структуру темперамента, которая состоит из следующих компонентов: 1) эмоциональная возбудимость; 2) выражение эмоций; 3) общая быстрота движений. При этом Б.М. Теплов отмечал, что достаточные основания для синтеза имеющегося знания относительно психодинамических и нейродинамических характеристик темперамента еще не определены и предупреждал о возможности ошибочного отождествления психологических характеристик и свойств нервной системы в определении темперамента.
В. Д. Небылицын, а позднее и его ученик В. М. Русалов (1985) две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Первая представляет, по В. М. Русалову, компонент более высокоорганизованной структуры — интеллекта, а вторая — компонент характера.
Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы современных логопсихологов – Л.Н. Собчик, Е. М. Мастюкова, Н.В.Черепкова, и др.
Из исследований Л.Н. Собчика следует, что уже с первых дней существования ребенка можно говорить о темпераменте, который проявляется темпом психических процессов, их эмоциональной окраской и обращенностью активности преимущественно на окружение или внутрь самого себя. На самых ранних этапах развития можно отметить быстроту или медлительность действий, самостоятельность или неуверенность в принятии решений, преобладание смешливости или плаксивости, общительность или замкнутость, сообразительность или тугодумие, способность осваивать новую информацию постепенно, последовательно, «по кирпичику» выстраивать схему знаний или схватывать целое сразу, не очень заботясь о детальной проработке. Также рано проявляются такие свойства как теплота или холодность эмоциональных проявлений, легко возникающая привязанность к окружающим или отгороженность. Эти ранние и очень прочные проявления обычно причисляются к темпераменту человека, связанному с его конституциональными особенностями, т.е. тем свойствам психики человека, которые проявляются на базе врожденных, переданных по наследству, биологических свойств индивида. Таким образом, базовые свойства личности произрастают из биологических условий и проявляются на первых этапах тем, что обычно называют темпераментом.
В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо - физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологическими свойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическая основа темперамента
Е.М. Мастюкова считает, что психофизиологические и психолого-педагогические исследования, а также наблюдения специалистов по речи свидетельствует о том, что детям с речевой патологией свойственны особенности и своеобразие индивидуально-типологических особенностей.
Согласно взглядам темперамент не определяет возникновение того или иного дефекта, а именно дефект вызывает такие изменения характеристик темперамента, при которых их общая комбинация укладывается в рамки нового стиля поведения.
Исследования Черепковой Н.В.
показывают, что умеренно-выраженная конституционально-
Индивидуальные особенности развития ребенка, которые могут существенно влиять на поведение и эмоциональное состояние, в значительной степени взаимосвязаны с речевым развитием индивида.
Следовательно, проблема влияния речевого дефекта на индивидуально - типологические особенности детей является актуальной.
При проведении исследования необходимо было выяснить, отличаются ли индивидуально-типологические особенности детей, развивающихся в норме от индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями. Для этого были подобраны методики и на основе их результатов подведены итоги, дан количественный и качественный анализ проявлений индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи и детей с нормальным речевым развитием.
С помощью методики «Перенос кубиков» мы выяснили, что у детей с речевыми нарушениями по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием повышена интенсивность - это говорит о том, что у этих детей реакции более выражены, что обусловлено нарушением нейродинамики и эмоционально - волевой сферы; менее отвлекаемы, что говорит о ригидности детей с речевыми дефектами. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность детей с нарушением речи и нормальным речевым развитием почти не отличаются друг от друга.
При проведении методики «Наконечник» мы обнаружили, что в контрольной группе нет меланхоликов, а в экспериментальной группе двое детей с меланхолическим типом темперамента, так как дети имеющие речевые нарушения более стеснительны, скованы.
В контрольной группе сангвиники образовали 25%, они охотно включались в игру, рвались выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущали их. Они были энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадал, а с ним исчезало и желание продолжать борьбу. Ребенок терял интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным. А у детей экспериментальной группы сангвиники составили, 25%, такие дети не зациклены на своем дефекте, они психически уравновешенны.
В экспериментальной группе преобладают флегматики. В начале проведения методики они не сразу включались в игру. Они присматривались, как играют другие ребята, не суетились, не стремились выполнить задание быстрее всех. На неудачи не обращали внимания, продолжали делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно и добивались положительного результата. Это все потому что они имеют нарушения речи. А у детей контрольной группы флегматический тип темперамента составил 25%, что может говорить о том, что они могут выдерживать значительные психические нагрузки. Однако отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.
Холерический тип темперамента преобладает в контрольной группе, так как они наиболее настойчивы и азартны, первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются. В экспериментальной же группе, дети имеющие нарушения речи, холерики были выявлены у 25 % испытуемых, это можно объяснить тем, что дети с нарушениями речи более застенчивы.
«Чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у ребенка сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного, что прослеживается в нашем исследовании.
Так же в ходе исследования был проведен теппинг- тест О. Черниковой, исходя из полученных дающий вывод, что типы нервной системы детей с речевыми нарушениями отличаются от свойств детей с нормальным развитием речи меньшей силой корковых процессов - они более чувствительны, у них наблюдается низкая подвижность. Дети экспериментальной группы не проявляют высокой целеустремленности, количество безразличных и заинтересованных детей оказалось равным, а значит, многие дети равнодушны к своему дефекту и не проявляют достаточных активности и стремления для его преодоления. Сниженные адаптивность, предсказуемость физиологических процессов, интерес к новому, частая смена настроения в сочетании с достаточной интенсивностью реакций. Им необходима постоянная стимуляция деятельности.
Таким образом, сопоставив и
обобщив данные, полученные в ходе комплексного
исследования можно сделать вывод о том,
что дети с нормальным речевым развитием
более раскрепощены, работоспособны, в
отличие от их сверстников, имеющих речевые
нарушения. Это можно объяснить тем, что
наличие у ребенка дефекта речи ограничивает
его от общения, от раскрепощенности из-за
дефекта, а следовательно взаимодействие
с социумом в целом, как с источником личностного
и социального развития. Дети экспериментальной
группы стеснительнее, у них снижена работоспособность,
что видно из проведенных методик. Все
это влияет на определения типа темперамента
детей. (Черепкова Н.В., Стахеева Е.А. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ
РЕЧИ http://www.scienceforum.ru/
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Экстраверсия - (англ. extraversion; от лат. extra — вне + versae, versie — поворот; букв.: обращенность вовне) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. (Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.)
Интроверсия - личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К.Юнгом в 1910 и означающая дословно "обращенность внутрь". Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного объективной реальности. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям. Юнг выдвинул гипотезу об интроверсии и экстраверсии как противоположных личностных качествах. (Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000. ).
Нейротизм (от греч. neuron - жила, нерв) - личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка - . По представлениям Айзенка, при реактивной и лабильной вегетативной нервной системе, особенности работы которой обусловлены лимбической системой и гипоталамусом, повышается эмоциональная восприимчивость и раздражимость. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога - , низкая самооценка. Такой человек внутренне беспокоен, озабочен, склонен пороть горячку. (Психологический словарь 2000.)
Сангвиник - (от лат. sanquis — кровь) — субъект, обладающий одним из четырех
основных типов темперамента, характеризующийся высокой
психической активностью, энергичностью, работоспособнос