Организация социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

При рассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо учитывать нарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН РАН, г. Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис: причины, характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность населения в стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она интенсивно снижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а Дальний Восток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе проживает 25% населения, а Дальневосточном – 5%... Качество населения отражается в следующих 3-х характеристиках:
- физическое, психическое и социальное здоровье;
- образовательно-профессиональный и интеллектуальных потенциал;

Содержание

Введение
1. Необходимость государственной молодежной политики
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
1.2 Структура государственной молодежной политики
2. Организационные основы социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Организация социальной работы с молодежью.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

- социальные услуги (общие  – для всего населения и  специфические – для нетрудоспособных  граждан и семей с детьми) финансируются  в основном из бюджета и  фондов социального страхования, формируемых частично за счет  обязательных страховых взносов  наемных работников;

- среди источников финансирования  государственного социального страхования  предусматриваются обязательные  страховые взносы наемных работников, зачисляемые на их персональные  счета, что дает возможность дифференцировать  размер обеспечения (например, по  временной нетрудоспособности) в  зависимости от страхового вклада  наемных работников.

Для повышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной защиты населения, в том числе молодежи, необходимо:

- разработать принципы  инвестирования резервных финансовых  средств, переструктурировать (изменить  структуры) государственный долг  по социальному страхованию, оформлению  задолженности государства в  индексируемых государственных  облигациях по социальному страхованию;

- предоставить гражданам  право: добровольно переводить облигации  по социальному страхованию из  государственного фонда социального  страхования на персональные  счета в любую негосударственную (частную) страховую компанию; передавать  частным страховым компаниям, частным  пенсионным фондам приватизационные  чеки, получаемые по годовым программам  приватизации;

- совершенствовать системы  источников финансирования социальной  защиты населения – привести  тарифные взносы на социальное  страхование предприятий, учреждений, организаций в соответствие с  объемом средств, необходимых для  достижения дифференцированного  социально гарантированного минимума обеспечения (средний размер тарифа страхового взноса должен устанавливаться Правительствам РФ);

- согласовать социальную  поддержку с отраслями и регионами, а также с отдельными категориями  плательщиков (в зависимости от  опасности, вредности, трудности работ  и состояния новых условий  труда) по регулированию социально-трудовых  отношений с учетом дифференцирования  тарифа страхового взноса;

- учредить региональные (муниципальные) фонды социальной поддержки населения.

Социальный работник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики, должен иметь в виду:

- источники, объемы и принципы  финансирования социальных проектов, направленных на социальную поддержку  и помощь различным группам  населения, в том числе молодежи  в регионе;

- критерии определения  социального положения различных  групп населения, в том числе  молодежи, нуждающихся в разных  формах социальной помощи;

- существующие системы  учреждений социальной работы, а  также технологии оказания социальной  помощи, реализуемой в различных  типах социальных служб;

- полномочия: федеральных, региональных  и местных органов социальной  защиты, их дифференциацию и интеграцию; государственных и негосударственных  структур, включенных в процесс  социальной защиты населения, механизм  их взаимодействия;

- наличие негосударственных  структур, участвующих в социальной  защите населения края;

- характер и формы самозащитной  деятельности различных групп  населения, в том числе молодежи.

Учет этих положений будет способствовать оптимальному реформированию системы социальной защиты и поддержки молодежи в регионе, так как при всех издержках централизованного управления деятельность структур исполнительной и законодательной власти должна осуществляться на основе межведомственной координации. Это позволит при разработке и реализации программных действий интегрировать бюджетное финансирование и обеспечение мероприятий социальной поддержки молодежи в единый алгоритм, который включает:

- организацию научно-исследовательских  работ в сфере социальной поддержки  молодежи, основное предназначение  которых заключается в опережающем  научном прогнозировании и обеспечении  путей решения проблем молодежи;

- совершенствование нормативно-правовой  базы социальной поддержки молодежи  в регионе;

- прямые инвестиции в  развитие региональной инфраструктуры  объектов социальной поддержки;

- реализацию научно и  экономически обоснованных программных  мер в рамках бюджетного финансирования  по статье «Прочие расходы».

Для работы с молодежью во всей субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. По данным исследования, проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования России, в стране численность сотрудников органов по молодежной политике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в инфраструктуре сферы молодежной политики работает около 100 тыс. человек.

Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.

Необходимо также развивать научно-исследовательское направление организации социальной поддержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую очередь) следующие мероприятия:

- совершенствование информированности  молодежи о различных акциях  по поддержке лиц, оказывающийся  в трудных жизненных условиях;

- оценка эффективности  взаимодействия национально-культурных  общественных объединений граждан, землячеств, заинтересованных в  социальной поддержке молодежи;

- разработка концепции  и методики оценки качества  оказываемых молодежи социальных  услуг с учетом дифференциации  муниципальных образований;

- изучение: соответствия  должностей и полученного образования  специалистов, работающих в социальной  сфере; возможностей межрегионального  и международного сотрудничества  в рамках СНГ в области совершенствования  форм и технологий поддержки  молодых людей, находящихся в  сложной жизненной ситуации /4, с.70-74/.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.

А.А. Карловская и Ю.А. Праскова (АмГУ) в своем докладе «Современная государственная молодежная политика в аспекте регионального развития» делают следующие выводы: «Молодежная политика должна быть основана на следующих направлениях:

- развитие творческого, научного, спортивного и иного потенциала  молодежи;

- повышение уровней нравственной, правовой, политической культуры  молодых людей, а также пропаганда  здорового образа жизни, национальных, культурных и семейных ценностей;

- создание единого информационного  пространства, способного обеспечить  повсеместный доступ молодежи  к необходимой информации, его  позитивное оформление;

- интеграция государственного  и коммерческого секторов экономики  в целях стимулирования активности  молодежи;

- поощрение создания и  поддержка молодежных объединений  организаций, коллективов и движений» /5, с.194 – 195/.

Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческий начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Социальные службы должны:

- оказывать поддержку  преимущественно в связи с  проблемами жизненного старта (следовательно, предоставлять более широкий  комплекс услуг);

- учитывать особенности  молодежной субкультуры;

Разрабатывать и апробировать инновационные программы, привлекать общественные организации.

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

- создание системы социального  обслуживания молодежи как государственно-общественной  целостной системы социально-психологического  сопровождения человека;

- выявление факторов, обусловливающих  развитие асоциального поведения  несовершеннолетних и молодежи;

- оказание экстренной  помощи несовершеннолетним и  молодежи, оказавшимся в тяжелой  жизненной ситуации;

- увеличение степени самостоятельности  клиентов, их способности контролировать  свою жизнь и более эффективно  разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, при  которых человек, несмотря на  физическое увечье, душевный срыв  или жизненных кризис, может сохранять  чувство собственного достоинства  и уважение к себе со стороны  окружающих;

- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость  в помощи социального работника (конечная цель).

Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.

В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Антонов А.И. Социология  семьи: Учебник /А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.

2 Безрукова О.Н. Социология  молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 35 с.

3 Волгин Н.А. Социальная  политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.

4 Григорьев С.И. Социальная  работа с молодежью: учебник для  студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики, 2006. – 206 с.

5 Демографическая ситуация  в Приамурье: состояние и перспективы /Материалы региональной научно-практической  конференции «Демографическая ситуация  и миграционная политика в  Приамурье: социально-экономические, правовые  и медико-экологические аспекты» 10-11 февраля 2006 года /Научное издание. – 2006. – 400 с.

6 Зайнышева И.Г. Технология  социальной работы: Учеб. пособие  для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

7 Павленок П.Д. Основы социальной  работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра  – М, 2003. – 395 с.

8 Панов А.М. Справочное  пособие по социальной работе /А.М. Панов, Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.

9 Холостова Е.И. Социальная  работа: теория и практика: учебное  пособие /Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. –  М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.

10 Холостова Е.И. Технологии  социальной работы / Учебник под  общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.

 


Информация о работе Организация социальной работы с молодежью