Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 20:18, контрольная работа
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Определение внимания
Свойства внимания
Виды внимания
Функции внимания
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине
"Психология"
на тему
«Основные виды внимания и их свойства»
Выполнила студентка группы 26201.72
Присягина Виктория Викторовна
Проверил
ст.пр. Мокраусов И.В.
Самара, 2014 год
Содержание
1.Определения внимания
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием – его сознаваемостью. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Они определяются основными свойствами:
Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания, т.е. удержание внимания на каком-либо объекте, и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент, с целью получения наиболее полной информации о нем.
Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.
Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадиируют (распространяют процесс возбуждения или торможения в центральной нервной системе), захватывают ненужные участки коры, межцентральные связи устанавливаются с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие и т. д.
Устойчивость внимания повышается при соблюдении: а) оптимального темпа работы: при слишком замедленном или чрезмерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается; б) оптимального объема работы; при чрезмерном объеме заданной работы внимание часто становится неустойчивым; в) разнообразия работы; однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания; наоборот, внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изучаемый предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон.
Объем внимания – характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
В практической деятельности наше внимание редко обращается на какой-нибудь один элемент. Даже тогда, когда оно обращено на один, но сложный предмет, в этом предмете имеется ряд элементов. При однократном восприятии такого объекта один человек может увидеть больше, а другой меньше элементов.
Чем больше предметов (или их элементов) воспринимается в один момент, тем больше объем внимания; чем меньше таких объектов мы схватываем в одном акте восприятия, тем меньше объем внимания и тем менее эффективной будет выполняемая деятельность. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.
В данном случае под «моментом» понимается такой краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспринять предъявленные ему объекты только один раз, не успевая перевести взор с одного предмета на другой. Длительность такого отрезка времени составляет приблизительно 0,07 сек.
С помощью специального прибора – тахистоскопа можно предъявить испытуемому на 0,07 сек. таблицу с нарисованными на ней двенадцатью различными фигурами, буквами, словами, предметами и т.п. Количество объектов, правильно воспринятых в этих условиях (мгновенное восприятие), и характеризует объем внимания. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Распределение – это умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая их в своем сознании. Например, студент на лекции распределяет внимание одновременно между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент.
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них нужно знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй, менее знакомой ему работе.
Также осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (вербальной, зрительной, слуховой и т.п.) – например, смотреть на картину и слушать музыку.
Человек не сможет одновременно выполнять два дела, если каждое требует от него обдумывания и внимания ко всем мельчайшим деталям.
Способность распределять внимание у разных людей различна. Утверждают, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел, а французский психолог Полан читал публике одно стихотворение и одновременно сочинял другое.
Интенсивность внимания – характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре и появлением сонливости, как охранительного торможения.
Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действий. Наоборот, снижение интенсивности внимания сопровождается ухудшением качества и уменьшением количества работы.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.
Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном, после переключения на новую деятельность, периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
Колебание внимания – выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.
Все виды внимания можно разделить по двум классификациям.
По степени активности и осознанности:
· Непроизвольным называется внимание, которое происходит не по воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание возникает, изменяется и исчезает само по себе, помимо желания и сознания человека. Например, мы невольно обращаем внимание на необычные звуки, неожиданные вспышки света, острые запахи, внезапные прикосновения к телу и т.п.
Имеется несколько причин, которые вызывают непроизвольное внимание:
1. Относительная сила
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы (французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете).
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Непроизвольное внимание, как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное внимание.
· Произвольным называется внимание, которое связано с участием воли человека. В этом случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени и сам переключает свое внимание на новый объект. Например, в какой-то момент у человека может возникнуть необходимость найти определенную мысль в читаемом тексте. Сам процесс чтения будет сознательной, разумной и целенаправленной деятельностью. Внимание будет удерживаться на тексте и его содержании до тех пор, пока нужная мысль не будет найдена.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Послепроизвольное внимание – это внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем – либо. Например, если человек начал чем – либо заниматься и продолжает это делать в течение достаточно длительного времени, то со временем ему уже не надо будет прилагать волевые усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание на данном объекте. Однако не все ученые согласны с утверждением о существовании послепроизвольного внимания.
Однако нередко бывает так, что сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее, человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.
По характеру управления вниманием:
· Непосредственным называется внимание, которое порождается, удерживается и регулируется только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Например, если мы, случайно, взглянули на что-либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, это и будет непосредственным вниманием.