Основные задачи психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 00:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и анализ имеющейся в литературных источниках информации по данной тематике, раскрытие понятия психоанализа, изучение биографии и научного пути основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, освещение основных аспектов, целей и особенностей этой отрасли психологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие о психоанализе и основных этапах становления:
Понятие психоанализа………………………………………………………….5
История психоанализа………………………………………………………….8
Глава 2. Основные задачи психоанализа и психотерапия:
Задачи психоанализа…………………………………………………………..11
Психоаналитическая терапия…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………....19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа психоанализ.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности, а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

       Говоря более  простым языком, главной, внутренней задачей психоанализа является раскрытие индивидуальности, освобождение от нагромождений прошлого, прошлых комплексов, обид, разочарований. Где-то понять и простить, где-то отпустить, от чего-то отказаться, освободиться, а где-то позволить себе то, что раньше запрещалось, было недоступно. То есть речь идет о том, чтобы жить здесь и сейчас, получать удовольствие от реальной жизни, не быть заложником своей истории, но также и своего будущего, в которое обычно проецируются несбывшиеся надежды прошлого, навязанные с детства идеалы, ожидания, требования, часто не имеющие ничего общего с индивидуальностью человека. Можно сказать, что задачей психоанализа является помочь человеку быть собой, индивидуальностью, а не маской, не копией, не воплощением чьих-то желаний и фантазий. Быть собой и расти дальше, развиваться, открывать в себе новое [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Психоаналитическая  терапия

 

Психоанализ по праву занимает первое место в ряду современных психотерапевтических методов. Психоанализ ставит своей целью помочь отыскать подсознательные корни своих трудностей, порожденных подавленными конфликтами, с тем, чтобы, освободившись от связанных с ними эмоций, можно было на новой основе воссоздать собственную личность [9,18].

Во время сеанса психоанализа пациент, лежащий на кушетке, волен высказывать все, что приходит ему в голову. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. Он не видит лица врача, и его, поэтому не тревожат возможные реакции врача на то, что он говорит. Поток его мыслей тем самым не нарушается; если бы он знал. Что понравилось или не понравилось аналитику, то стал бы, как правило, регулировать свои высказывания в соответствии с этим. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент. Врач, сидящий у изголовья пациента и не попадающий в поле его зрения, пытается распутать этот клубок свободных ассоциаций и ухватиться за ниточку, которая смогла бы привести его к самому ядру конфликта. Т.е. психоаналитик выслушивает, направляет в нужное русло и интерпретирует его высказывания [4].

Можно выделить пять важных моментов, характерных для психоаналитической терапии:

Прежде всего, терапевт должен всячески способствовать установлению и развитию глубоких эмоциональных отношений с пациентом, чтобы стал возможным перенос на него положительных или отрицательных (подчас весьма интенсивных) переживаний пациента. В результате пациент будет проецировать на психоаналитика чувства, испытываемые им к более или менее воображаемому образу ненавидимого или обожаемого отца либо холодной или же слишком заботливой матери, по отношению к которым может обнаруживать замкнутость или бурную реакцию.

Второй элемент заключается в интерпретации (толковании) сновидений субъекта, которые Фрейд называл "Самым коротким путем в подсознательное". Интерпретирование сновидений происходит исходя из символов, скрывающихся за их явным содержанием.

Другой психоаналитический подход состоит в том, что пациенту предлагают свободно высказывать все, что приходит ему на ум, - даже то, что кажется ему несущественным, тягостным или неприличным. Так, с помощью свободных ассоциаций пациент высказывает одну мысль за другой, не сдерживая себя и не пытаясь найти в них какой-либо смысл.

Ключевым моментом психоанализа является попытка терапевта интерпретировать содержание слов пациента, выделяя те места, где тот обнаруживает колебания или не старается вдаваться в подробности, и расценивая их как точки сопротивления, наводящие на след в поисках главной проблемы.

Объяснение, которое дает терапевт, должно, таким образом побудить пациента вновь пережить в аффективном плане события его детства и соотнести их с симптомами, проявляющимися в данное время. Этот катарсис и приводит к исчезновению симптомов, и таким образом, знаменует успех лечения.

Таким образом, процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения благоразумнее и с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. А если снятие напряжений дозволено или требуется ситуацией, мог бы выражать их (в соответствии с принципом реальности) свободно и без чувства вины. Можно пытаться, например, сделать его способным сдерживать раздражение, когда это разумно, и выражать гнев, когда это уместно, устраняя в то же время иррациональные источники раздражения и гнева.

Психоанализ стремиться к этим целям, изучая напряжение исследуемого индивида, открывая пути снятия напряжения, когда это осуществимо, и приводя их, насколько возможно, под контроль сознания. Чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длиться менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти не возможно. В таких обстоятельствах психоаналитический метод может быть применен, но индивид, по всей вероятности, не будет проанализирован. Полный психоанализ - всегда продолжительный процесс [12].

В процессе психоанализа надо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворительные напряжения, скопившееся у исследуемого индивида с самого начала детства.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной процедурой сознания: сознательным Идеалом Эго (вежливость, стыд, самоуважение), сознательной совестью (религия, воспитание и другие принципы) и сознательным Эго (чувство порядка, проверка действительности, сознательное стремление к выгоде). Дело в том, что для аналитика важнее как раз те вещи, о которых пациент не стал бы говорить. Иногда само его колебание подчеркивает важность какой-либо вещи. Именно те предметы, которые кажутся пациенту неприличными, грубыми, несущественными, надоедливыми, тривиальными или нелепыми, часто привлекают особое внимание аналитика.

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется деланиями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает, на первый взгляд, в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание, и каждый жест имеют свое значение и в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением Оно. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение некоторого периода могут постепенно развиваться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненные в подсознании и недоступные сознательному распознанию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций. Пациент во время анализа может ощущать, будто он перескакивает от одного предмета к другому без какой-либо закономерности и причины; часто он затрудняется или вовсе не в состоянии увидеть связывающие их нити [12].

Здесь и проявляется искусство аналитика: он вскрывает и указывает напряжения, лежащие в основе этих по видимости разрозненных ассоциаций, вызывающие их и связывающие их воедино.

Позиция аналитика по отношению к пациентам строго нейтральна, хотя жизнь его связана с их жизнью в течение года или дольше, и он воспроизводит вместе с ними мельчайшие подробности их нынешних и прошлых переживаний.

Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен постоянно сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрперенесением.

Такие чувства аналитик должен уметь обнаруживать у самого себя и справляться с ними также искусно, как он обнаруживает и справляется с аналогичной установкой пациента по отношению к нему, проявляющейся в виде перенесения.

Это одна из главных причин, по которым ортодоксальный психоаналитик (то есть член Международной психоаналитической Ассоциации или одного из признанных ею обществ) перед началом практики должен подвергнуться анализу сам, так как без отчетливого понимания своих собственных напряжений он мог бы невольно допустить влияние какого-либо контрперенесения собственных настроений и симпатий на свои суждения, а это могло бы привести к потере перспективы или повредить долговременным результатам лечения. Цель анализа не в том, чтобы вызвать у пациента ощущения благополучия, пока он находится под надзором врача, а в том, чтобы сделать его способным справляться со своими проблемами независимо от врача в течение долгих лет дальнейшей жизни. Неудачное слово может поощрить установку пациента, направленную против него самого, или создать видимость оправдания его ошибочных суждений, между тем как цель лечения - научить его таких вещей избегать; с другой стороны, такое слово может усилить уже и без того обременяющее его чувство вины. Это не значит, что аналитик лишен человеческих чувств и симпатий. Это значит, что он должен уметь ясно распознать свои собственные чувства, чтобы рассматривать без предубеждения то, что говорит пациент. Пациент приходит к аналитику в поисках понимания, а не моральных приговоров. Врач остается нейтральным в интересах пациента, но это не обязательно означает, что он бессердечен [19].

Анализ не делает пациента зависимым от врача. Напротив, предпринимаются усилия, чтобы этого избежать, анализируя и тщательно устраняя именно эту связь (отношение между врачом и пациентом) с тем, чтобы пациент стал свободным индивидуумом, независимым и способным стоять на своих собственных ногах. Это и является целью анализа.

 

 

 

 

Заключение

 

В работе рассмотрены основные теоретические положения относительно понятия «психоанализ». Раскрыли истоки становления, актуальные задачи и направления психоаналитической психотерапии.

Тайны подсознания всегда являлись объектом интереса для всего человечества. Лечение методом психоанализа раз за разом доказывает свою эффективность с момента его создания. 

Подводя итог, можно сказать, что психоанализ является своеобразным «мостом» между психиатрией и психологией: он не специализируется на лечении психически больных людей, но разбирает случаи, неподвластные психологии. Основным методом лечения путем психоанализа является выяснение подсознательных причин выполнения больным какого-то действия, установление скрытых намерений или психологических барьеров, ведущих за собой психическое расстройство. Особенности психоанализа до сих пор вызывают много несогласий, но нельзя не признать действенность этого метода лечения.

Главная заслуга Фрейда состоит в том, что он полностью перевернул мнение о психологии в мировом понимании, объявив её «наукой о бессознательном».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012.
  2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Пер. с англ. А.Федорова. - М.: Изд-во Эксмо, 2013.
  3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М., 2009.
  4. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. - Воронеж, 2010.
  5. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 2010.
  6. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 2011.
  7. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе. -  М., Когито-Центр, 2011.  
  8. Контрперенос в психоаналитической психотерапии детей и подростков / Под ред. Дж.Циантиса, А.-М.Сандлер, Д.Анастасопулоса, Б.Мартиндейла. Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 200*.
  9. Куттер Петер, Мюллер Томас.  Психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов. - М., Когито-Центр, 2011.
  10. Осборн Р. Знакомьтесь: Фрейд. - М., 2009.
  11. Основы социального психоанализа / Под общ. ред. В.Д. Попова. - М., 2011.
  12. Романин А.Н. Основы психоанализа. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  13. Романов И.Ю. Психоанализ: Культурная практика и терапевтический смысл. Введение в теорию, практику и историю психоанализа: Пособие для учителей. - М., 2012.
  14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 2014.
  15. Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальноcти – М., 2013.
  16. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. –М., 2013.
  17. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2011.
  18. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности – СПб, 2013.
  19. Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применения – СПб, 2011.
  20. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / пер.с англ. – СПб., 2013.

Информация о работе Основные задачи психоанализа