Основные источники конфликтов в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:36, творческая работа

Краткое описание

В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭССЕ Основные источники конфликтов в педагогическом коллективе.docx

— 23.54 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

Московский городской психолого-педагогический университет

 

Факультет экстремальной психологии

 

 

 

 

ЭССЕ 
 
на тему: «Основные источники конфликтов в педагогическом коллективе»

 

 

 

 

 

 

 

                                 Выполнила студентка ЭПБО – 1- О-З

  Саляхетдинова В.Н.

  Преподаватель:

     Крушельницкая О.Б.

                           кандидат психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации.  

                Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.

          Поэтому я считаю, что представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи тем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью, моральной ответственностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность  наполнена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.  Ведь воспитатель каждый день общается с детьми, их родителями, с коллегами.

Я считаю, что для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений.

Конфликты в образовательном учреждении могут быть следствием различных причин. Их причины в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями.  
             В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа - профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности учителя, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др.

            Вторая группа - конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда  поведение педагога не соответствует  нормам взаимоотношений, принятым  в педагогическом коллективе, когда  поведение и деятельность не  соответствуют их ожиданиям по  отношению друг к другу. Это  бестактность по отношению к  коллегам и ученикам, нарушение  норм профессиональной этики, невыполнение  требований коллектива и др. Такие  конфликты возникают при нарушении  взаимосвязей ролевого характера.  
           Третья группа - конфликты личностной несовместимости, возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.  
         Логика разрешения конфликтов складывается из такой последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта.

        На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему данный человек поступает именно таким образом, а не иначе.

Далее нужно побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации. А затем создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом. Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность). Очень важно поведение руководителя, он должен совершенствовать стиль организационной работы с подчиненными и не злоупотреблять официальной властью. Стараться предупреждать и устранять межличностные конфликты.

           Руководителю педагогического коллектива нельзя оставаться безразличным к намечающемуся конфликту, поэтому он может вывести участников конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся ситуации. На этапе управления конфликтом руководитель проводит индивидуальные беседы, обеспечивает психологическую подготовку каждого участника конфликта к предстоящей встрече, общению.  
            Если конфликт не удается остановить на начальном этапе, разрабатывается тактика и стратегия его разрешения. Это осуществляют руководители или его заместители, при необходимости принимается коллективное решение. Оно может быть связано с тем, что конфликтующим членам коллектива создаются такие условия, чтобы они некоторое время не контактировали между собой или эти контакты были ограничены.      

               Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения условий труда, организации учебно-воспитательного процесса, внесения коррективов в режим работы образовательного учреждения и др. Сложнее устраняются конфликты личностной несовместимости. В таких случаях руководители избирают такие пути разрешения конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностный конфликт – это противоборство различных тенденций в самой личности. Подобные конфликтные ситуации свойственны очень добросовестным и обстоятельным людям. Внутриличностные конфликты возникают в связи с такими обстоятельствами, как:

─ необходимость выбора между взаимоисключающими вариантами действия, каждый из которых в одинаковой мере желателен;

─ несовпадение внешних требований и внутренней позиции,

─ неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения, особенно при необходимости активно действовать;

─ неоднозначность восприятия потребностей и возможностей их удовлетворить;

─ невозможность реализовать себя в работе, и поэтому неудовлетворённость ею.

Межличностные методы управления конфликтами – это методы, в которых принимают участие минимум две стороны и каждая из сторон выбирает форму поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации.Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, соперничество или конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломкой этих стереотипов, нежелание части людей приобретать новые, порождают социальную и психологическую напряженность,  конфликтность, непонимание и другие негативные явления.  

    Проблема развития сплоченности педагогического коллектива теоретически актуальна и практически значима. Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда её участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат крайне необходим. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой. 

     Современная жизнь требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Но я считаю, что представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи тем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью, моральной ответственностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность  наполнена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.  Ведь воспитатель каждый день общается с детьми, их родителями, с коллегами.  

    Неблагоприятная психологическая обстановка может установиться в педагогическом коллективе сравнительно просто. А это, в свою очередь, сказывается на отношениях в самом педагогическом коллективе, а также на отношениях педагогов к воспитанникам и их родителям. 

      Я считаю, что профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.  

     Но бывает, что эмоциональная напряженность у педагога достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.  Но я считаю, что профессиональный долг обязывает воспитателя всегда принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, отчаяния, раздражительности.  

   Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Я думаю, что важную роль в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе принадлежит руководителю. Он должен хорошо  знать своих сотрудников, их слабые и сильные стороны, четы характера, потребности и интересы, вкусы и пристрастия. Руководитель должен развивать умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций, поощрять педагогов к открытости, доброжелательности,  не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению. 

   Важно помнить, что педагогический коллектив объединяет общая цель —развитие, воспитание и обучение детей. Очень хорошо, если этот коллектив сплоченный, и каждая личность, входящая в коллектив осознает общность целей и подчиняется коллективным принципам и целям. И очень важно, если отношения в  коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, а в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями,  существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам. Только  в таком психологическом климате педагоги  будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны, будут добавиться положительных результатов в  своей работе, будут стремиться к внедрению нового, интересного, современного в работу с детьми. 

       А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников, а, следовательно, и весь педагогический процесс в ДОУ.

Информация о работе Основные источники конфликтов в педагогическом коллективе