Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 17:08, реферат

Краткое описание

Современная система развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, и педагогическая тому не исключение. На сегодняшний день одной из важнейших задач образования выступает создание необходимых условий для интеллектуального развития обучающихся, которое ориентировано на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирование навыков и умений учебного труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………..12
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат культура интелектуального труда.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

                    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»

 

 

 

Факультет: Управления.

Кафедра: Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин.

Специальность: Психолого-педагогическое образование

 

 

  Реферат

по дисциплине: Культура интеллектуального труда

Тема: Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда.

 

 

 

 

 

Работу выполнила: студентка 1 курса заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Гончарук Лидия Александровна.

Работу проверила: преподаватель Водопьянова Елена Викторовна

Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..3

Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………..12

Список использованных источников…………………………………13

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная система развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, и педагогическая тому не исключение. На сегодняшний день одной из важнейших задач образования выступает создание необходимых условий для интеллектуального развития обучающихся, которое ориентировано на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирование навыков и умений учебного труда. Осознание того, что интеллектуальный потенциал создает надежный человеческий капитал, который способен обеспечить процветание страны за счет культуры народа, приходит постепенно. Развитие интеллекта и формирование культуры умственного труда в учебном заведении не может быть обеспечено лишь знаниями, навыками и умениями. Как говориться, главное не количество, а качество и потребность их добывать, творчески применять в ходе решения различных ситуаций, создание нового знания (интеллектуального продукта) которое достаточно высоко ценится в обществе. В связи со всем вышесказанным, формированию общей культуры современных учащихся следует уделять огромное внимание. Ядро данной культуры составляет культура интеллектуального труда.

Отметим, что культура умственного труда есть не просто черта личности, но и синтез качеств личности, которые в своей совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее личностных, интеллектуальных, гигиенических, организационно-деятельностных и эстетических сторон, дающих возможность учащемуся рационально, качественно, с наименьшими затратами времени и сил выполнять любую умственную работу.

 Результатом  культуры умственного труда являются  знания, приобретенные человеком  о предмете своей деятельности;  освоение тех способов, умений  и приемов, которыми он пользовался  в своей умственной деятельности.

Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда

 

Культура труда есть привычка и умение организовать свою деятельность; выполнять любое дело творчески, на базе усвоенных теоретических знаний и по возможности на современном технологическом уровне; планировать работу; работать рационально и быстро; контролировать свою работу и т.п.

Культура умственного труда студентов высшего учебного заведения представляет собой основу общей культуры, которая обеспечивает высокую эффективность и результат обучения студента, а так же полноценное развитие его личности.

Стоит отметить, что понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании и имеет множество различных смысловых оттенков в разных науках. Толкование данного понятия разное, как и его содержание.  При этом особую значимость приобретает рассмотрение связи культуры с разнообразной человеческой деятельностью и ее многоликих продуктов. Таким образом, сущность культуры проявляется в деятельности. Известен тот факт, что именно деятельность превращает задатки в способности, позволяет объективировать способности, воплощая их при этом в ценности (продукты) культуры.

Еще в работах деятелей русского просвещения рассматривались проблемы организации умственного труда. Это связано с тем, что умственный (интеллектуальный), труд отличается от любых других видов труда. Его основным результатом является изменение самого обучающего, обогащение его новой системой умений, знаний и навыков, отношений к действительности и пр. Так же известен тот факт, что хорошо организованный умственный труд оказывает огромное воспитательное действие на обучающегося: способствует выработке дисциплинированности,

трудолюбия, аккуратности, умения беречь время; формирует нравственный облик личности.

Культура интеллектуального труда – это сложный педагогический феномен, который состоит из двух составляющих:

Внешней (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре);

Внутренней, (личностный, мотивационно-потребностный, интеллек-туальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты).

Структура умственного труда включает планирование, организацию этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана.

Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Рисунок 1 – Компоненты уровня культуры интеллектуального труда.

Личностный компонент является главным компонентом, который обеспечивает готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирует интересы, познавательные мотивы, духовный мир личности и мировоззрение. Позитивное отношение учащихся к учебному процессу и его направленность, которые при этом складываются, оказывают непосредственное воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

Мотивационно-потребностный компонент включает в себя такой уровень мотивации, при котором возникает действенная и устойчивая потребность в совершенствовании своих интеллектуальных способностей, самообразовании. Это влечет за собой усиление интереса к процессу изучения и изучаемому материалу (если процесс обучения осуществляется осознанною и результативно).

Интеллектуальный компонент обслуживает операционную сторону процесса познания и обеспечивает овладение содержательной стороной учебной информации, процесс выполнения самостоятельной работы.

Организационно-деятельностный компонент оказывает влияние на время, которое затрачивают обучающиеся на работу, и обеспечивает наиболее экономичное овладение изучаемым учебным материалом; дисциплину учебного труда.

Гигиенический компонент создает условия рациональной организации учебного труда студентов, от него зависит степень их работоспособности.

Стоит отметить, что именно обучение является специально организованной познавательной деятельностью, позволяющей усвоить систему научных знаний и ускорить индивидуальное личностное, психической развитие человека и присвоение им такого общественно-исторического опыта как: умения, знания, навыки, отношение к окружающему, которые отличаются универсальностью и возможностью переноса в различные сферы деятельности. Развитие указанных умений способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и является средством становления качеств личности, совершенствующейся в образовательном процессе.

Выделим наиболее значимые общественные умения:

1. Когнитивные:

а) перцептивные умения: умение слушать (операции слышания (схватывание слов) и слушания (схватывание смысла)); наблюдать (действия

перцептивного охвата ключевых объектов и последующего логического анализа) и др.;

б) мыслительные умения: выделение главного, конкретизация, определение понятий, сравнение, содержательное и смысловое обобщение; вспомогательное умение межъязыкового перевода;

в) мнемические умения: действия запоминания и сохранения информации.

2. Регуляторные:

 а) целеволевые: умение принимать учебную задачу, следовать правилу, вспомогательное  умение пооперационного контроля;

б) базовые элементы эмоциональной грамотности: умения узнавать эмоции в себе и других людях, умение проживать эмоции.

3. Коммуникативные:

а) информационные (умения работать с учебными текстами);

б) умения области общения (ведение диалога, проявление навыков взаимодействия и взаимопонимания в ситуациях сотрудничества).

Таким образом, для того, что бы учеба в высшем учебном заведении была успешной, необходимо уметь самостоятельно организовать свою учебную деятельность, что влечет за собой необходимость максимально совершенного владения учебными действиями, умениями и навыками культуры умственного труда. Поэтому задачей преподавателя является не только процесс передачи узко дисциплинарных знаний, но и формирование у студентов умения учиться, прежде всего, на младших курсах.

Уровень культуры умственного труда студентов определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность студентов и развитие их мышления, творческих сил; производительность умственного труда и зависящий от него уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности.

 

Таблица 1 - Характеристика показателей уровней сформированности компонентов культуры интеллектуального труда у студента                                          

 

                                                                                       

Компо-

ненты

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

   Личностный

Нет полной уверенности в своих способностях; испытывает страх пе-ред зачетами и экзаменами;

сомневается, в возможности окончания выбранного вуза;

не осознает ценность обучения и самообразования;

 

 

Чаще всего неуверен-ность проявляется в период сессий;

   испытывает страх  пе-ред зачетами и экзаменами  по некоторым предметам;

   в случаях неудач  задает себе вопрос о правильности  выбора вуза и своей будущей  профессии;

   посещает только  те занятия по учебным предметам, которые кажутся интересными  или несложными;

   Не сомневается в своих способностях, уверен в собственных силах;

   имеет четкую цель;

   уверен в правильном выборе вуза, специальности;

   хорошо представляет  себе ценность образования и  самообразования, занимается им;

 

Интеллектуальный

не справляется с выделением существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаков, свойствах, фактах;

   не владеет приемами  анализа, синтеза, абстрагирования;

   нуждается в постоянной  детальной помощи преподавателя;

   не самостоятелен  в мышлении, стремится заимствовать  готовые решения;

   не планирует учебную  работу и организует ее нерационально;

   практически не  применяет приемов самоконтроля  в учебной деятельности

   в основном справляется с  выделением существенного в изучаемом  материале, допуская незначительные  ошибки;

    владеет приемами  анализа, синтеза, абстрагирования (с  небольшой помощью преподавателя);

   обнаруживает средний  уровень развития самостоятельности  мы-шления;

   стремится самостоятельно  выполнять учебные задачи, предлагаемые  преподавателем;

   делает попытки  решить задачу, несмотря на встречающиеся  тру-дности;

   планирует учебную  работу эпизодически;

   осуществляет 

  легко и быстро выделяет существенное  в изучаемом материале;

   хорошо владеет  при-емами самостоятельного анализа, синтеза, аб-страгирования;

   проявляет самостоятельность  в мышлении,

   сам умеет найти  проблему и способы ее решения;

   активно участвует  в овладении знаниями, рассуждениях, высказывает предложения, стремится  дополнить ответы товарищей;

   проявляет оригиналь-ность  в выполнении за-даний;

   прекрасно планирует  последовательность своей работы;

   постоянно осуществляет  самоконтроль;

 

   отсутствует мотивация к учебе, что приводит к постоянным  пропускам занятий, влияет на  качество подготовки к ним;

самоконтроль, допуская отступления, существенно не сказывающиеся на усвоении знаний;

   студент сомневается  в своих способностях, проявляет  неуверенность в своих силах, особенно в период сессий;

   нет сомнений в своих способностях;

   демонстрирует уверенность  в любых ситуациях;

Мотивационно-потребностный

   имеет отрицательную мотивацию  к учебной деятельности;

   не осознает ценность  обучения и самообразования;

   иногда задает вопрос о правильности  выбора вуза и будущей профессиональной  деятельности;

   посещает только  те занятия по учебным предметам, которые кажутся ему интересными  или несложными;

   позитивно мотивирован на учебную деятельность;

   самостоятельно организует  деятельность по самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию;

   все занятия посещает  с удовольствием, признает их  значимыми для развития личности;

 

Организационно-деятельностный

   не умеет организовывать рационально  свое рабочее место;

   постоянно сетует  на нехватку времени для подготовки, отдыха;

   плохо организует  самостоятельную домашнюю работу;

   на занятиях преподаватели  часто напоминают о необходимости  внимательно слушать, записывать  информацию;

   фиксирует в тетради  только то, на что обра-щает  внимание преподаватель;

   не прогнозирует  результаты своей деятельности (надеется  на случай);

   организует свое рабочее место, однако учебные средства не  всегда рационально размещены;

   работа на занятиях  и дома не всегда рационально  организована;

   прогнозирует результаты  своей деятельности в основном  с помощью преподавателя;

   не всегда правильно  выбирает рациональные и оптимальные  пути достижения поставленных  целей;

   планирует свою  деятельность на день, иногда  неделю;

   хорошо организовано рабочее  место (наличие и состояние учебных  средств, они рационально размещены),

   организован режим  работы, организована рационально  домашняя самостоятельная работа;

   прогнозирует процессы  и результаты своей деятельности;

   умеет выбирать  рациональные и оптимальные пути  достижения поставленных целей;

   планирует свою  работу на занятиях и дома, постоянно осуществляет долгосрочное  планирование;

 

Гигиенический

   постоянно получает замечания  от преподавателей о своем  внешнем виде;

   наблюдается небреж-ность  ведения записей и неаккуратность  соде-ржания учебных предметов.

   не всегда одет соответствующим  образом в стенах института, би-блиотеки;

   записи в тетрадях  зависят от настроения, ведение  тетради зависит от отношения  студента к изучаемому предмету.

   всегда выглядят опрятно (одежда, прическа, стрижка);

   записи аккуратные, приятный внешний вид учебных  предметов.


 

Таким образом, одной из причин достаточно слабой успеваемости множества студентов сегодня может являться недостаточный уровень развития навыков и умений культуры умственного труда. В результате этого возникает потеря интереса к учебе. Поэтому  в каждом учебном заведении должны быть разработаны педагогические условия, которые способствуют формированию культуры интеллектуального труда обучающихся, и определена структура умственного труда (планирование, прогнозирование результатов, принятие решений, организация работы, коррекция плана).

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Культура умственного труда студентов высшего учебного заведения представляет собой основу общей культуры, которая обеспечивает высокую эффективность и результат обучения студента, а так же полноценное развитие его личности. Культура интеллектуального труда – это сложный педагогический феномен, который состоит из двух составляющих: внешней и внутренней. Структура умственного труда включает планирование, организацию этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана.

Основными компонентами культуры интеллектуального труда являются личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты.

Личностный компонент является главным компонентом, который обеспечивает готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирует интересы, познавательные мотивы, духовный мир личности и мировоззрение. Позитивное отношение учащихся к учебному процессу и его направленность, которые при этом складываются, оказывают непосредственное воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

Одной из причин достаточно слабой успеваемости множества студентов сегодня может являться недостаточный уровень развития навыков и умений культуры умственного труда. В результате этого возникает потеря интереса к учебе. Следовательно,  в каждом учебном заведении должны быть разработаны педагогические условия, которые способствуют формированию культуры интеллектуального труда обучающихся, и определена структура умственного труда (планирование, прогнозирование результатов, принятие решений, организация работы, коррекция плана).

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие.  – М.: КНОРУС, 2010.
  2. Зайцева, С. С. Внешняя и внутренняя структура умственной деятельности / С. С. Зайцева // Сб. тр. 7-й междунар. науч. - метод, конф. препод. вузов, ученых, спец-стов. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009.
  3. Зайцева // Вестник УРАО. – М., 2007. – № 1. Зайцева, С. С. Культура умственного труда как педагогический феномен / С. С.
  4. Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. – 2-е издание., испр. и доп. – Минск: Дикта, 2011.

Информация о работе Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда