Основные направлениями психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – описать основные направления психологии управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Предмет, методы и основные направления исследования психологии управления
Глава 2. Основные направлениями психологии управления
2.1 Общие вопросы организации управленческой деятельности
2.2 Вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства
2.3 Внутриорганизационные социально-психологические процессы и явления
2.4 Личности руководителя и сотрудников, возможности их профессионального самосовершенствования и саморазвития
2.5 Управленческое общение и взаимодействие руководителя с подчиненными
2.6 Связь психологии управления с другими смежными психологическими направлениями
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

руководитель лидер сотрудник  подчиненный

 

Введение

 

Глава 1. Предмет, методы и  основные направления исследования психологии управления

 

Глава 2. Основные направлениями  психологии управления

 

2.1 Общие вопросы организации  управленческой деятельности

 

2.2 Вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства

 

2.3 Внутриорганизационные  социально-психологические процессы  и явления

 

2.4 Личности руководителя  и сотрудников, возможности их  профессионального самосовершенствования  и саморазвития

 

2.5 Управленческое общение  и взаимодействие руководителя  с подчиненными

 

2.6 Связь психологии управления  с другими смежными психологическими  направлениями

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Психология управления представляет собой сравнительно молодую и  достаточно быстро развивающуюся отрасль  прикладной психологии. Она возникла в начале ХХ в. почти одновременно с выделением профессии менеджера и с самого начала была ориентирована на описание различных управленческих процессов и явлений, а также решение конкретных практических задач управленческой деятельности. Социальный заказ индустриального общества того времени выражался в вопросах: «Как лучше построить систему управления в организации?»; «Какими качествами необходимо обладать менеджеру, чтобы быть профессионально успешным?»; «Как сделать управление коллективами наиболее эффективным?». Подобные вопросы побуждали исследователей к всестороннему исследованию социально-психологических характеристик руководителей, стилей руководства, особенностей функционирования служебных коллективов и других аспектов управленческой деятельности и внутриорганизационного функционирования. Многочисленные разработки этих проблем привели к появлению множества прикладных теоретических построений и подходов в описании деятельности руководителей. Накопленные до настоящего времени фактические и экспериментальные данные позволяют делать достаточно аргументированные выводы в отношении протекания внутриорганизационных процессов, условий эффективности осуществления управленческих функций и разрабатывать конкретные рекомендации для руководителей, специалистов в области менеджмента и сотрудников кадровых аппаратов.

 

Цель контрольной работы – описать основные направления  психологии управления.

 

 

 

 

 

Глава 1. Предмет, методы и  основные направления исследования психологии управления

 

 

 

Впервые об управлении как  самостоятельной области научного исследования заговорили после появления  книги Ф. У. Тейлора «Принципы  научного менеджмента» (1911), в которой  были выделены первоначальные принципы управленческого труда. Немного позднее, в 1920-е гг., известный французский инженер А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента. Принято считать, что именно благодаря Файолю управление стали считать особой, специфической деятельностью. К этому времени уже сформировалась психология как наука в ее теоретическом и прикладном направлениях с соответствующим психодиагностическим инструментарием. В результате слияния управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства, возникла прикладная междисциплинарная наука – психология управления.

 

В настоящее время к  организационному управлению относится  вся совокупность системы скоординированных  мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Прежде всего эти мероприятия имеют отношение к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых в процессе управленческого взаимодействия необходимо найти правильный подход в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями и профессионально-деловыми качествами.

 

Предметом психологии управления являются психологические закономерности организации управленческого процесса, а также управленческие отношения  с точки зрения ситуаций менеджмента. Традиционно в психологии управления рассматриваются управленческие отношения  между:

 

– субъектом и объектом управления;

 

– членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом  уровне, направленные на взаимное согласование действий исходя из поставленных задач;

 

– различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

 

Объектом управления может  быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления могут  выступать как отдельные индивиды, так и социальные группы.

 

Субъектом управления является носитель (источник) управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектом управления может  выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. При этом субъекты и объекты управления могут  взаимодействовать, оказывая влияние друг на друга.

 

В какой-то мере предмет психологии управления совпадает с менеджментом как системой способов управления персоналом, но тем не менее он имеет свою специфику. Условно эту специфику можно представить следующим образом: если менеджмент учит «что делать», то психология управления в большей степени ориентирована на объяснение того, «как это делать».

 

Основная задача психологии управления – анализ и описание психологических условий и особенностей управленческой деятельности, приведение их в систему, раскрытие закономерностей  и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций.

 

Основными направлениями (областями) исследования в психологии управления являются:

 

– общие и процессуальные вопросы организации управленческой деятельности с точки зрения ее психологической  эффективности;

 

– вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства;

 

– внутриорганизационные  социально-психологические процессы и явления, возможности целенаправленного  управления ими в деятельности руководителя;

 

– личности руководителя и  сотрудников, возможности их профессионального  самосовершенствования и развития;

 

– управленческое общение  и взаимодействие руководителя с  подчиненными.

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направлениями  психологии управления

 

 

 

2.1 Общие вопросы организации  управленческой деятельности

 

 

 

Управленческая деятельность должна быть организована, без этого  она превращается в набор хаотических  действий, которые, несмотря на все  старания, могут приводить лишь к  посредственным результатам. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных – одна из важнейших способностей руководителя. Психология управления изучает условия и особенности оптимальной организации управленческой деятельности. Практика показывает, что эффективно работающий руководитель не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять, он рефлексивно анализирует свою деятельность и совершенствует ее. Кроме того, знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей, что имеет практическое значение.

 

В этом направлении психология управления изучает структуру, содержание и алгоритм управленческой деятельности на всех уровнях управления и описывает  соответствующие принципы и правила  ее организации, а также рассматривает  психологические условия эффективности  выполнения руководителем основных управленческих функции в рамках различных управленческих подходов и концепций.

 

Результатом изучения общих  вопросов организации управленческой деятельности является описание различных  управленческих подходов и концепций, выделение основных управленческих функций руководителя и описание алгоритма их эффективного выполнения, а также описание различных стилей руководства, их преимуществ и недостатков.

 

Конкретно-прикладными результатами исследований в этом направлении  является описание эффективных алгоритмов: делегирования руководителем своих  полномочий; особенностей и условий  эффективности проведения руководителем  деловых бесед, собраний, служебных  совещаний, переговоров и т. п.

 

 

 

2.2 Вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства

 

 

 

В настоящее время мало у кого вызывает сомнение то, что  лидерский ресурс руководителя дополняет  его формальные властные полномочия и повышает успешность выполнения им управленческих функций. Будучи лидером, руководитель имеет возможность  влиять на процессы самоорганизации  коллектива, сближать индивидуальные и групповые интересы его членов, а также более полно представлять интересы и потребности сотрудников  во внешних инстанциях. Это, в свою очередь, положительно сказывается  на психологической атмосфере, в  которой складываются и протекают  взаимоотношения между подчиненными, способствует повышению уровня сплоченности коллектива, делает руководителя более  успешным в разрешении и предупреждении межличностных конфликтов в его  подразделении. Поэтому изучение условий  и закономерностей взаимодополнения процессов руководства и лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя направлено на повышение ее эффективности.

 

Результатом изучения процессов  руководства и организационного лидерства является описание теорий лидерства, моделей лидерских качеств  руководителей, преимуществ и недостатков  различных стилей руководства применительно  к разным условиям деятельности и  профессионального взаимодействия и т. п.

 

 

 

 

 

2.3 Внутриорганизационные  социально-психологические процессы  и явления.

 

 

 

Эффективность деятельности как организации в целом, так  и отдельных подразделений во многом зависит от ее организационной  культуры, характера взаимоотношений  и психологического климата в  служебных коллективах, способности  руководителя грамотно управлять социально-психологическими процессами в организации. Любой  коллектив – это группа людей, представляющая социальный организм, члены которого связаны друг с  другом системой сложных отношений  и преследуют свои цели, решают свои задачи, стремятся сохранить или  изменить свой формальный и неформальный статус. Как любой организм, коллектив  может развиваться, переживать как  благоприятные, так и неблагоприятные  периоды в развитии с соответствующими «подъемами» и кризисами. Последствия  кризисов могут быть и положительными (переход на новую ступень развития), и отрицательными (неуправляемость  и распад коллектива).

 

Уровень профессионализма руководителя во многом определяется тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития и как он действует в сложные моменты и в обстановке конфликта.

 

Исследования в этом направлении  включают изучение:

 

– формальной и неформальной структуры организации;

 

– организационной культуры и психологического климата в  коллективах;

 

– теории и практики командообразования, а также конфликтов в служебных коллективах и роли руководителя в их конструктивном разрешении.

 

Практическими результатами исследований в этом направлении  являются:

 

– описание типов организационной  культуры в контексте возможностей ее целенаправленного формирования и изменения;

 

– изучение факторов и условий  формирования благоприятного психологического климата в организации;

 

– исследование проблемы неформального  лидерства в служебных коллективах;

 

– разработка моделей формирования и управления профессиональной командой и др.

 

 

 

2.4 Личности руководителя  и сотрудников, возможности их  профессионального самосовершенствования  и саморазвития

 

 

 

Особенностью изучения личности руководителя является выделение среди  множества его личностных качеств, характеристик и черт именно тех, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Рассматривая личность руководителя, психология управления не ограничивается только описаниями и сравнительным анализом различных  качеств и черт, но и предлагает ряд практических советов и рекомендаций, помогающих руководителю целенаправленно  самосовершенствоваться и развивать  в себе управленческие качества.

 

 

В этом направлении психология управления, опираясь на персоналистические теории личности и результаты экспериментальных исследований, изучает мотивацию и способности руководителей и сотрудников, их профессионально значимые качества, индивидуальные управленческие концепции и замыслы, принятые руководителями принципы и правила управления и их взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.

 

Результатом изучения личности руководителя является описание моделей  профессионально значимых качеств  руководителей применительно к  специфике управленческой деятельности, психологических типов руководителей, основных профессионально-психологических  компетентностей руководителя и  возможностей их формирования. Результатом  изучения личности подчиненных выступает  описание условий и моделей наиболее эффективного управления сотрудниками с учетом их индивидуально-психологических  особенностей.

 

 

 

2.5 Управленческое общение  и взаимодействие руководителя  с подчиненными

 

 

 

Все, что делает руководитель, должно быть нацелено на желаемый результат. И эффективность деятельности руководителя оценивается по тому, достигается  ли решение поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при  минимальных затратах времени, сил  и денег. Добиться такого результата помогает правильная организация управленческого  общения и взаимодействия.

 

В этом направлении в психологии управления рассматриваются вопросы  взаимосвязи и соотношения делового общения и управления; создания и  функционирования эффективной системы  коммуникации в организации; изучаются  условия рациональной расстановки  кадров с учетом профессиональных и  коммуникативных качеств сотрудников.

 

Практическими результатами исследований в этом направлении  является описание закономерностей  и условий эффективности профессионального  делового общения и управленческого  взаимодействия руководителя с подчиненными, проведения деловых, дисциплинарных и  профилактических бесед; описание психологических  типов подчиненных и особенностей организации с ними управленческого  взаимодействия, а также различных  психотехник проведения публичных  выступлений, переговоров и т. п.

 

К основным методам психологии управления относятся: наблюдение, эксперимент, психологическая диагностика и  анализ результатов управленческой деятельности. Данные методы позволяют  не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и  точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально  эффективным и гуманным путем.

Информация о работе Основные направлениями психологии управления