Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:11, реферат
Целью данного реферата стало изучение особенностей работы практического психолога с детьми подросткового возраста «группа риска».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть особенности подростков «группы риска»;
2.определить технологии работы практического психолога с подростками «группы риска»;
3.выделить общие правила, нормы, функции и направления при работе практического психолога с подростками «группы риска».
4.рассмотреть основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска».
5.определить стадии работы с семьями детей « группы риска» .
Введение…………………………….........................................................................3
1. Подростки «группы риска»…………………………..........................................4
2. Технологии работы практического психолога с подростками «группы риска»………………………….................................................................................5
3.Общие правила при работе практического психолога с подростками «группы риска»…………………………..................................................................................7
4. Основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска»…………………………...................................................................8
5. Функции и нормы практического психолога при работе с подростками «группы риска»…………………………....................................................................9
6. Стадии работы с семьями детей " группы риска " ……………………………12
Заключение…………………………….....................................................................15
Список используемой литературы……………………………...............................16
3. Сбор и интерпретация информации, формирование диагностической гипотезы.
Психолог не только собирает (фотографирует) работы подростков, создавая архив, но и ведет подробные протоколы занятий, а также составляет аналитические записки, отслеживает динамику.
4. Развертывание групповой дискуссии
Психолог инициирует обсуждение работ, проблем, возникших в ходе работы (в том числе показывает, какие формы дискуссии являются более продуктивными и безопасными).
5. Убеждение и переубеждение
В зависимости от задач и состава группы осуществляется с помощью советов, специально подобранных притч (сказок) и продуманных вопросов, ответов на вопросы подростков.
6. Побуждение к активности
Осуществляется через эмоциональную стимуляцию, создание условий для отыгрывания переживаний; создание ролевой модели для участников группы; использование игр, упражнений; работу с разными материалами.
Кроме того, при работе с подростками необходимо соблюдать следующие этические нормы:
1. Недопущение дискриминации. Как бы подросток ни выглядел, в какую бы неформальную группу ни входил, он может участвовать в работе наравне со всеми.
-11-
2. Ориентация на этические стандарты и интересы подростка. Важно познакомиться с подростковой культурой и субкультурой, можно воспользоваться словарями. Необходимо иметь записи подростковой музыки, атрибуты различных неформальных подростковых групп, культовые фильмы для подростков и т.п.
3. Недопущение использования творческих способностей подростка, например: «Нарисуй плакатик», «Пофотографируй во время занятия», «Сделай что-нибудь интересненькое, тут у одной учительницы скоро день рождения» и т.п.
4. Заключение договора (контракта) с подростком или его представителем (кто оплачивает материалы). Подросток должен точно знать расписание встреч, примерную тематику работы, правила работы в группе и др. Необходимые материалы приобретаются либо родителями, либо организацией, в которой вы работаете.
В случае нарушение договора (если подросток постоянно опаздывает на занятия, нарушает правила взаимодействия в группе, не выполняет домашние
задания) необходимо вернуться к обсуждению с ним или его представителями режима, условий занятий, целесообразности продолжения работы.
5. Конфиденциальность отношений. Исключение составляют ситуации, когда есть опасность для окружающих.
6. Соглашение на использование продуктов деятельности. Если вы хотите сделать выставку подростковых работ, использовать фото с занятий в газетной статье и пр., необходимо спросить разрешения у подростка. Соглашения не требуют материалы, которые хранятся в кабинете психолога более трех лет.
7. Хранение материалов. Весь материал, полученный в процессе коррекционно-развивающей работы, должен сохраняться. На каждой работе (рисунок, коллаж
и пр.) должны стоять дата, имя или индивидуальный шифр (можно завести папку на каждого подростка). Если подросток забирает работу, то необходимо подробно описать ее, сделать фото- или видеосъемку. Объемные работы,
-12-
скульптуры, спонтанные импровизации фотографируются или подробно описываются в протоколе. Эти материалы просто бесценны для анализа динамики работы.
8. Адекватное оснащение. Для работы с подростками психолог должен располагать хорошей базой: достаточно большим помещением для групповой работы (можно работать в учебном классе), различными материалами (изобразительные средства, музыкальные инструменты, видео для подростков, музыкальная коллекция, коллекция костюмов или элементов костюма и многое другое).
6. Стадии работы с семьями детей " группы риска " .
Проводя работу с подростками «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями подростков «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи.
Семьи подростков группы риска характеризуются:
«Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
-13-
Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.» [4, 123]
Выделяют следующие стадии работы с семьей подростков «группы риска».
«Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью;
Составление карты семьи;
Составление программы работы с семьей и подростком;
Реализация программы работы;
Текущие и контрольные посещения;
Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком»[4, 126]]
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
Опрос – устный и письменный (анкетирование).
Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей,
-14-
определение места в этом ряду каждого параметра.
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих моральноэтических качеств.
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.
-15-
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.
2)Технологии работы практического психолога с подростками «группы риска» включает в себя: организационную работу, диагностические процедуры; тренинги для подростков и консультативно-методическую работу.
3)Основными направлениями деятельности практического психолога в работе с подростками «группы риска»: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой.
4) работа практического психолога с подростками «группы риска» невозможна без профилактической работы с их семьями. Выделяют следующие стадии работы с семьей подростков «группы риска»: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью; составление карты семьи; составление программы работы с семьей и подростком и т.д.
-16-
Список используемой литературы
1.Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.,1998.- 298с.
2.Гуревич. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. – М.: Высшая школа,1998. – 316с.
3.Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991. – 303с
4.Ежова Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.
5.Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения . Тренинги для подростков и их родителей — СПб.: Речь, 2007. — 368 стр.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
7.Регуш Л.А. «Психология современного подростка», СПб, 2005, с.62.
8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1[Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. -384с.
9. Пежемская Ю.С. «Опыт социально-психологической реабилитации подростков групп социального риска»// «Психологическая помощь подросткам. Работающие программы», М., 2004, с. 274.
Информация о работе Основные направления работы практического психолога с подростками «группы риска»