Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 22:07, контрольная работа
Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем.Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология,каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризмастало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Введение
1. Бихевиоризм как направление в психологии
2. Основные положения когнитивной психологии
3. Практическое задание
Заключение
Список используемой литературы
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
Контрольная работа
по деловому общению
На тему: «Основные направления современной западной психологии»
Вариант №6
Выполнила: Солдатенкова Н.С.
Факультет: Бизнес-информатика
Преподаватель: Шелкоплясова Н.И.
Тула, 2015
Содержание
Введение
1. Бихевиоризм как направление в психологии
2. Основные положения когнитивной психологии
3. Практическое задание
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем.Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология,каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризмастало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Гештальтпсихологияисследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля.Глубинная психологиясделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые направления - гуманистическаяикогнитивная психология.
Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении, прежде всего теоретических и методологических проблем.Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология и т.д.
Цель данной работы заключается в рассмотрении этих направлений с интересующей нас точки зрения.
Бихевиоризм как направление в психологии
Бихевиоризм(от англ. behaviour - поведение), или психология поведения,появился в США в начале XX в. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные психологом Эдуардом Торндайком(1874—1949).Многие его выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей.Психолог считал, что педагогика должна опираться на психологию, и прежде всего на психологию поведения.Эдуард Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной психологии.Он рассматривает человеческую психику и поведение как систему реакций организма на внутренние и внешние раздражители.
В 1913 г. Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал основные принципы поведенческой психологии.Главный принцип – это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа.Таким образом, человек объясняет свое собственное поведение.Уотсон считал, что изучение самого себя – это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические явления объективно.Поэтому, следует изучать поведение других людей и их реакцию на воздействия внешней среды, т.е. стимулов. В этом и есть сущность и значение бихевиоризма.Многие его положения объясняют влияние внешних факторов на поведение людей их деятельность и межличностное общение.Бихевиористы считали, что истинная цель психологии — описывать, объяснять, предсказывать и управлять поведением.Они делали акцент на том, чтобы понять, как опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован на процессе научения.Работы И. П. Павлова (1849—1936) и его последователей надолго определили представление о рефлекторных механизмах поведения.Они изложены во всех современных учебниках в разделе о мозговых механизмах психики.
Предметом изучения бихевиористов были поведение и активность.Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.С этим представлением была связана и научная программа Уотсона - научиться управлять поведением.В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
Принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалась сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним.Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию.Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т. к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию.(Схема S-O-R).
Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения.Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны.Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.
Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т. е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.
Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб» Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.
Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека.Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией.При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций.Однако, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние.Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).
Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями так называемой когнитивной психологии.Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, что всесторонне обосновано бихевиористами, так и его мыслительными способностями.
Основные положения когнитивной психологии
Становление когнитивной психологии как научного направления относят к 50 - 60-м годам XX века.Историки психологии считают его переворотом в науке, связанным с возвратом интереса исследователей к проблемам сознания, познания, психических процессов и т. д.
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования: когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Слово «когнитивность» происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера.Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж.Келли, Дж.Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления.Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта».Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует.Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».
Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.Один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения разработан в теории Джорджа Келли(1905 - 1967), получившей название психологии личностныхконструктов.Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явлениядействительности и принимают в связи с этим неодинаковые, как правило, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи.Такой подход характеризуется Дж.Келли как конструктивный алътернативизм.
Обосновывается положение об избирательном характере поведения человека, который из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее оптимальные в той или иной ситуации.В данном случае, пишет Дж.Келли, человек выступает как исследователь,выдвигающий разного рода «рабочие гипотезы» относительно действительности и выбора возможного варианта своего поведения. Такой подход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и
предвидеть ход событий, а также контролировать свое поведение.При этом он «контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов».Как утверждает Дж.Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего поведения, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей,которые он называет личностными конструктами.Он пишет: «Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт». Личностный конструкт характеризуется им как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста». Например: «мужской – женский», «умный – глупый», «взволнованный – спокойный», «религиозный – нерелигиозный», «хороший – плохой», «дружеский – враждебный» и т.д. и т.п. Дж. Келли пишет, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее.Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую.Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе.Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся «в подчиняющей», а другие – «в подчиненной» позиции относительно других частей системы. Всесторонне обосновывается положение о том, что система
личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы.В теории личностных конструктов Дж.Келли «люди представлены как свободные изависящие от своего собственного поведения».Ряд содержательных положений высказан Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.Главная идея теории А. Бандуры (р. 1925) - научение через наблюдение.Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды.И он действует в соответствии со своими наблюдениями. А. Бандура обосновывает способность человека к саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влияния своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.Большое значение в сознательном поведении личности А. Бандура, кроме наблюдений, отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении.Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и т.д.Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения».Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией.Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения.Ставится и решается проблема разработки программы самоконтроля и ее выполнения.
Информация о работе Основные направления современной западной психологии