Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 22:07, контрольная работа
Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем.Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология,каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризмастало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Введение
1. Бихевиоризм как направление в психологии
2. Основные положения когнитивной психологии
3. Практическое задание
Заключение
Список используемой литературы
Социально-когнитивный подход к изучению психологических факторов поведения человека по-своему представлен в работах Дж. Роттера. В своей теории социального научения он исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми.Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения. Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения,выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов.В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется подвлиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных.При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.
Практическое задание
Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальтпсихологии:
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
Тезис «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» характерен для гештальтпсихологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека.
Гештальтпсихология и бихевиоризм зародились одновременно, но их различие, прежде всего в отношении к проблеме сознания.
Бихевиористы автоматически устраняли сознание из научных объяснений поведения.Гештальтисты же видели главную задачу в том, чтобы дать новое объяснение фактам сознания как единственной психической реальности.
И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию, но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика.
Процесс психического развития человека, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение.В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.
Приверженцы гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.Поэтому, с точки зрения приверженцев гештальтпсихологии, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области сознания.
Заключение
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.
Список используемой литературы
Информация о работе Основные направления современной западной психологии