Основные понятия о личности и путях её самоактуализации в гуманистической психологии и современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:16, реферат

Краткое описание

Гуманистическая психология - направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку.1 Гуманистическая психология развивалась как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Термин был введён Абрахамом Маслоу в 1954 году, когда была выпущена его концептуальная книга «Мотивация и личность», которая обобщила ранние взгляды ученого.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

 

Национальный исследовательский  университет 

"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Кафедра управления человеческими  ресурсами

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Теоретические и методологические проблемы психологии личности»

На тему: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ  ЕЁ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

 

 

 

 

Выполнила: Студент группы 666

Иванова А.Б.

Проверила: к.псх.н., профессор

Петрова В.Г.

 

 

 

 

Москва 2012

Основные понятия  о личности и путях её самоактуализации в гуманистической психологии и современная психология личности.

 

Личность  в рамках гуманистической психологии

Гуманистическая психология - направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку.1 Гуманистическая психология развивалась как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Термин был введён Абрахамом Маслоу в 1954 году, когда была выпущена его концептуальная  книга «Мотивация и личность», которая обобщила ранние взгляды ученого.2

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии сводятся к следующим: а) человек целостен и каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое;3 б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека (концепция становления, заимствованная гуманистическими психологами из экзистенциализма); д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, творческое существо. 4

О гуманистической психологии написано немало, в том числе на русском языке. Хотя среди ее основоположников называют от трех до шести фамилий, по всеобщему признанию именно Абрахам  Маслоу стал бесспорным и весьма харизматичным лидером этой «третьей силы» — как идейно-концептуальным, так и организационным.5 Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Здесь можно назвать таких учёных, как Карл Роджерс, Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Основным в трудах Карла  Роджерса является утверждение, что собственный опыт человека является источником познания самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его «я» и лучше всего может быть известен только ему самому. В своей основной теоретической работе Роджерс (1959) формулирует концепции, являющиеся ядром теории личности, терапии и межличностных взаимоотношений. Эти первичные принципы создают основу, на которой люди строят и совершенствуют свое представление о самих себе.6

Роджерс считал, что по мере формирования и развития личность стремится актуализировать себя, однако направление актуализации личности может быть вообще противоположным актуализации самого организма человека, что становится причиной конфликта и, как результат, невроза.7

Объём эссе не предполагает полноценного анализа работ перечисленных  исследователей в отношении модели самореализации и их вклада в гуманистическую психологию, поэтому я решила более подробно остановиться на трудах А. Маслоу, который постоянно (в отличие, например, от К. Роджерса)8 развивал и дополнял свои взгляды. Подробный же сравнительный анализ можно найти, скажем, в книге «Теории личности, сравнительный анализ» Сальваторе Мадди.9

За свою научную карьеру  А. Маслоу разработал пять последовательно сменявших друг друга трактовок самоактуализации10  и три достаточно разных теории мотивации.11

Изучая теории Фрейда и  Адлера, Маслоу  захотел найти ответ на вопрос о том, кто из них прав в отношении ведущих движущих сил развития личности: является ли определяющим сексуальное влечение или стремление к доминированию? Рождение  у А.Маслоу детей и наблюдение за их развитием вызывало все больше сомнений и в правоте бихевиориста Джона Уотсона, отрицавшего какую-либо врожденную основу развития и утверждавшего о неограниченных возможностях формирования личности. 12

Понятие самоактуализации, его развитие.

Будет уместно выделить  пять последовательно разворачивающихся  аспектов13, в которых А. Маслоу вел изучение самоактуализации: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, когда самоактуализация рассматривается как высокий уровень развития отдельных личностей; 2) теория человеческой мотивации (самоактуализация – это потребность высшего порядка, необходимость в удовлетворении которой возникает после удовлетворения прочих потребностей); 3) самоактуализация как механизм и процесс развития личности (вторая теория мотивации); 4) предельные переживания как эпизоды самоактуализации, которые могут наступать в принципе у каждого человека; 5) по ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей Бытия, где самоактуализация – это путь, который ведёт личность на новый уровень существования, переход от Становления к Бытию.14 Надо отметить, что при переходе от одного аспекта к другому не возникает противоречий, идея самоактуализации здесь обогащается, постепенно более глубоко раскрывается её сущность.

Исследование  самоактуализирующихся личностей.

Первоначально исследования Маслоу о самоактуализации были вызваны желанием глубже понять  своих учителей, — Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера, которые казались Маслоу «больше, чем просто людьми». Хотя Бенедикт и Вертхаймер были разными личностями, Маслоу обнаружил ряд характерных черт, присущих им обоим. Так появилось представление о существовании особого типа людей — самоактуализирующихся личностей, которые являются образцом психологически здоровых (зрелых, развивающихся) и максимально выражающих человеческую сущность людей.15 Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей, в результате которого были выделены 15 основных присущих им особенностей.16

Одной из самых важных черт, которые Маслоу выявил у самоактуализирующихся людей, было наличие призвания, миссии, что в последующем найдёт своё развитие и отражение в теории метамотивации Маслоу.

 

 

 

Теория  человеческой мотивации.

В начале 1940-х годов Маслоу занимается разработкой новой теории человеческой мотивации, вводит в качестве центрального понятие базовой потребности, впервые применив структурную идею иерархии. В его работах появляется заимствованная  у Курта Гольдштейна идея самоактуализации. Прославившая Маслоу теория человеческой мотивации была опубликована в 1943 г. Несмотря на множество работ, она стала наиболее влиятельной публикацией за всю его профессиональную карьеру.

В своей теории Маслоу пересматривает понятие инстинкта. Он заменяет его понятием базовых потребностей и делит потребности человека на 5 групп: 1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.); 2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.); 3) потребности в контактах и любви; 4) потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и 5) потребность в самоактуализации.17 Д.А. Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям

гуманистического направления  отечественной психологии,18 так определяет понятие самоактуализации: «Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей».

Потребности имеют иерархию. В первую очередь удовлетворяются  потребности низшего порядка, а  затем более высокого уровня. Этот факт позволяет объяснить, почему самоактуализация, которая выражает сущность человека, далеко не всегда является реальным мотивом. Просто у большинства людей остаются неудовлетворёнными потребности низших уровней, которые более насущны. А. Маслоу, однако, не исключает возможность определения поведения высшими потребностями, даже если низшие не удовлетворены, но такие случаи считает скорее исключением.

 

Самоактуализация как механизм и процесс развития личности.

На этом этапе Маслоу пересмотрел свою точку зрения и признал, что удовлетворение потребностей низшего уровня не является необходимым условием активности, к которой побуждают высшие потребности. Он определяет развитие посредством разнообразных процессов, которые ведут личность к самоактуализации. Процессы происходят на протяжении всей жизни человека и активизируются специфической «мотивацией развития», которая уже не имеет прямой зависимости от удовлетворения базовых потребностей.

 

Предельные  переживания как эпизоды самоактуализации.

Предельные переживания  – это короткие эпизоды самоактуализации в жизни человека. Как правило, такие яркие моменты запоминаются. Это могут быть мгновения восторга, например, от прекрасной музыки или прочтённой книги.  Маслоу пришёл к выводу, что такие моменты случаются практически у всех людей.

 «Каждый человек,—  пишет А. Маслоу,— в каждом предельном переживании временно приобретает многие из тех характеристик, которые я обнаружил у самоактуализирующихся личностей, другими словами, он на какое-то время становится самоактуализирующимся».19 А. Маслоу придает большое значение предельным переживаниям в жизни несамоактуализирующихся людей. По его мнению, предельные переживания могут придавать жизни смысл и ценность, могут ликвидировать состояние «экзистенциальной бессмысленности» и выступать фактором, предотвращающим самоубийства.20

По  ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей Бытия.

Это третья теория мотивации  А. Маслоу после иерархической теории базовых потребностей и теории мотивации нужды и мотивации роста.

Суть теории метамотивации заключается в следующем: когда человек выходит на уровень Бытия, его структура мотивации полностью перестраивается. Если человек не достиг самоактуализации, то речь идёт об обычной мотивации и смене базовых потребностей. При достижении самоактуализации базовые потребности исчезают, перестают быть актуальными на высшем уровне Бытия, который характеризуется уже «метапотребностями» и «метамотивацией». Метамотивы – это такие ценности Бытия (Б-ценности), как, например, истина, совершенство, самодостаточность и т.д. (А.Маслоу выделил 14 таких ценностей).21

Это не только ценности Бытия, но и личное достояние, часть личности самоактуализирующихся людей. Во всех этих случаях человек добивается ценностей не для себя лично, стремление к удовлетворению метапотребности – вознаграждение само по себе. Стремление к таким ценностям заложено в каждом из нас. Просто не каждый способен это стремление реализовать в силу социальных преград. 

Критика теории самоактуализации

Популярность идей А. Маслоу и К.Роджерса распространилась далеко за границы психологической науки, однако сколько-нибудь заметного развития в научном плане после смерти Маслоу они не получили. Критики в адрес А.Маслоу и К. Роджерса всегда было достаточно.

Основные критические  замечания сводятся к следующему:

  1. Исследование самоактуализирующихся личностей, осуществлённое Маслоу, не отвечает критериям научности;22
  2. Критерии выбора самоактуализирующихся людей чрезвычайно субъективны;
  3. Самоактуализация не является единственным механизмом развития личности, что убедительно показывает, например, Ш.Бюлер на примере сравнительно-культурных исследований;23
  4. Концепция самоактуализации в соответствии с представлениями Маслоу  носит эгоцентричный характер, который не учитывает наличие социальных взаимодействий24 - происходит разрыв между личностью и обществом;25
  5. Самоактуализация не может выступать как конечная цель развития26, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное;27
  6. В человеке заложены определённые потенции, но не обязательно максимально реализовывать их все, поскольку там, например, могут присутствовать и пороки, а развитие вообще характеризуется наличием выбора.28
  7. Концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии.

Нужно понимать, что когда  мы говорим о самоактуализации, – это относится не столько к психологической, сколько к мировоззренческой концепцией. Хотя позитивное мировоззрение, безусловно, лучше негативного. Маслоу — один из немногих психологов, серьезно изучавших положительные стороны человеческого опыта.29

Поскольку самоактуализация – это, как мы сказали,  развитие изначально заложенных в организме и личности задатков, то если в человеке есть низменные, преступные наклонности, то его самоактуализация не приведёт ни к чему хорошему. Принципиальный постулат гуманистической теории состоит в том, что изначально в человеке не заложено ничего отрицательного – только позитивное или нейтральное. Если происходит негативное изменение человека, то происходит это под влиянием общества. Именно этот идеологический момент является ключевым отличием гуманистической теории от психоанализа, в соответствии с которым именно общественные нормы и правила сдерживают деструктивный характер человеческой природы, но доказать достоверность или ошибочность первой или второй позиции научными методами не получается.

Информация о работе Основные понятия о личности и путях её самоактуализации в гуманистической психологии и современности