Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «Я».
Введение 3
1Теоретические аспекты гуманистической психологии А. Маслоу 5
1.1 Понятие и сущность гуманистической психологии 5
1.2 Экзистенциализм в гуманистической психологии 9
2 Основные направления теории личности гуманистической психологии
А.Маслоу 13
2.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу 13
2.2 Характеристика и оценка самоактуализации 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 25
Приложение А «Схематическое представление иерархии потребностей
А. Маслоу» 27
Приложение Б «Примеры метапотребностей по Маслоу» 28
Приложение В «Краткий индекс самоактуализации » 29
Современная ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал ____ Барнаульский__________________
Представительство _ _____________________
Курсовая работа
по дисциплине
__Общая психология____________________
Тема: № 45 Основные принципы _гуманистической психологии
Абрахама _Маслоу_______________________
Выполнил студент: _Волошина Наталья Сергеевна________
фамилия, имя, отчество
№ контракта _15408080709103____
Направление __Психология_____
№ группы __ЗП – 809 – У - 81_____________
Подпись студента __________ Дата сдачи работы «___» __________ 200__ г.
Нормоконтролер _______________
ф.и.о. подпись
«___» __________ 200__ г.
Работа принята
для передачи на аттестацию _________________
«___» __________ 200__ г.
Оценка _________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ___________
ф.и.о подпись
«___» __________ 200__ г.
СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал _________ Барнаульский ________________
Представительство ________________________
Задание на курсовую работу
по дисциплине ___Общая психология____________________
Студента ______ Волошина Наталья Сергеевна _______________________
фамилия, имя, отчество
№ контракта _15408080709103__ группа _ЗП-809-У-81, направление _Психология__
1. Тема: _№ 45__ Основные принципы _гуманистической психологии
Абрахама _Маслоу ______________________________
3. Краткое содержание курсовой
работы: _Введение; 1Теоретические
аспекты гуманистической психологии А.
Маслоу;_2 Основные направления теории
личности гуманистической психологии
А.Маслоу; Заключение;
______________________________
Задание выдано _______________________
ф.и.о. ответственного лица, должность подпись
«___» __________ 200__ г.
Содержание
Введение 3
1Теоретические аспекты гуманистической психологии А. Маслоу 5
1.1 Понятие и сущность гуманистической психологии 5
1.2 Экзистенциализм в гуманистической психологии 9
2 Основные направления теории личности гуманистической психологии
А.Маслоу
2.1 Иерархия потребностей по А.
Маслоу
2.2 Характеристика и оценка самоактуализации
Заключение
Глоссарий 24
Список использованных источников 25
Приложение А «Схематическое представление иерархии потребностей
А. Маслоу» 27
Приложение Б «Примеры метапотребностей по Маслоу» 28
Приложение В «Краткий индекс самоактуализации » 29
Работать с данным текстом, есть исправления;
При внимательном устранении замечаний – распечатывать и оформлять на подпись и отправку в Москву. Приложить электронный вариант (дискету и диск). При несвоевременной отправки к/р – квитанцию!
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «Я». Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла1 борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е. основным принципам психоанализа.
Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека. Основное внимание сосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении.
Представитель этого направления, прежде всего Абрахам Маслоу считал, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей. С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
Сторонниками
гуманистических взглядов, рассматривающих
людей, как активных творцов собственной
жизни, обладающих свободой выбирать и
развивать стиль жизни, который
ограничен только физическими или
социальными воздействиями
Объектом в данной работе является гуманистическая психология.
Предметом личность - индивидуальность, лежащие в основе гуманистической психологии Абрахама Маслоу.
Целью в предъявленной работе является изучение основных принципов гуманистической психологии Абрахама Маслоу.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность гуманистической психологии;
- изучить иерархию потребностей Абрахама Маслоу;
В ходе исследования были использованы следующие методы: императивный, диспозитивный, исторический, логический.
В ходе исследования в качестве основных и дополнительных было использовано семнадцать источников литературы, таких авторов как: Р. Бессер., Ж. Годфруа; С. Келвин; Г. Крайг; А. Маслоу, и другие [1, 2, 4, 5, 6, и др.].
Практическая значимость работы заключается в том, что данную работу можно использовать в подготовке студентом доклада, для написания реферата на данную тему или для общего развития кругозора о гуманистической психологии.
1 Теоретические
аспекты гуманистической
1.1 Понятие и сущность гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов (в которую входили психологи и психотерапевты2), которые в начале 1960-х годов под руководством Абрахама Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу (который развивал Зигмунд Фрейд) и бихевиоризму [13, С. 350].
Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности, клинической психологии, психологическому консультированию и психотерапии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека и сущность невроза.
Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности, как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах.
Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, по этой причине теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и события её жизни даются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и т.п. [5, С. 305].
Наиболее известными
представителями
В первом положении личность понимается с точки зрения ее уникальности и целостности.
Второе положение определяет понимание личности как открытой системы.
Третье положение гуманистического подхода связано с пониманием личности как активной системы.
В четвёртом положении динамический аспект теории личности А. Маслоу [6, С. 237] основан на том, что в человеке существует два вида взаимовлияющих друг на друга сил. Один вид исходит из страха за безопасность и защиту, он склонен к регрессии и привязан к прошлому, ему страшно соглашаться с риском и угрозой, причинением вреда тому, чем уже обладает. Другой вид сил стремиться вперёд к целостности, к исключительности личности, к полному функционированию всех сил, к доверию перед лицом внешнего мира, где можно открыть свою глубокую действительную личность.
Для полного
понимания гуманистического подхода,
перед его рассмотрением
Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность [6, С. 52].
Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек - нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он считал, что изучение животных не применимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина и т.д.), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума [6, С. 80].
Внутренняя
природа человека. Теория Фрейда недвусмысленно
допускала, что люди находятся во
власти бессознательных и
Информация о работе Основные принципы _гуманистической психологии Абрахама _Маслоу