Основные принципы _гуманистической психологии Абрахама _Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «Я».

Содержание

Введение 3
1Теоретические аспекты гуманистической психологии А. Маслоу 5
1.1 Понятие и сущность гуманистической психологии 5
1.2 Экзистенциализм в гуманистической психологии 9
2 Основные направления теории личности гуманистической психологии
А.Маслоу 13
2.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу 13
2.2 Характеристика и оценка самоактуализации 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 25
Приложение А «Схематическое представление иерархии потребностей
А. Маслоу» 27
Приложение Б «Примеры метапотребностей по Маслоу» 28
Приложение В «Краткий индекс самоактуализации » 29

Вложенные файлы: 1 файл

ЗП-809-У-81.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Творческий  потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения [4, С. 108].

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека и игнорирует силу и добродетель человечества. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.

Практически все  эти концепции имеют глубокие корни в истории западного  философского мышления.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что термин «гуманистическая психология» был придуман ещё в 1960 году под руководством Абрахама Маслоу. Гуманистическая психология не является строго организованной системой и что главным подходом в изучении гуманистической психологии является человек, как личность, и его изучение за весь период его жизни. Именно Маслоу искал отличие человека от животного, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь его организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. 

1.2 Экзистенциализм в гуманистической психологии

 

 

Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства.

 Экзистенциалисты  полагают, что каждый из нас  живет как "сущий-в-мире", осознанно  и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: "Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам3. Таков первый принцип экзистенциализма".

 Следовательно,  экзистенциалисты полагают, что  каждому из нас брошен вызов  – мы все стоим перед задачей  наполнить нашу жизнь смыслом  в этом абсурдном мире. Тогда  "жизнь есть то, что мы из  нее делаем". Разумеется, уникальный  человеческий опыт свободы, и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей, вызывать депрессию или фобии. С точки зрения экзистенциалистов, люди сознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают стресс, боль отчаяния, страх, одиночество и тревогу - все это делает востребованной помощь психолога, консультаций психотерапевта и последующую психотерапию.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни  в данный момент времени и в  данном месте, ответственны за выбор, который  они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать  в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – "Я есть мой выбор"[15, С. 160].

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за осуществление как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие[16, С. 28].

Несмотря на то, что становлению отводится  большая роль, гуманистические психологи  признают, что поиск подлинной  и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными – чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает "мужества быть" – уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации4. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы (возможно с помощью психологической консультации) может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную.

Следовательно, с экзистенциально-гуманистической  точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу осуществить мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен) и, очевидно, нуждается в психологической помощи5.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная "реальность", известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или "здесь-и-сейчас" направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: "Ничто не заменит опыт, совершенно ничто"[6, С. 234].

Следовательно, можно сделать вывод что, гуманистическая  психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого  направления - это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда находится в процессе становления. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования. Но, несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.

 

 

 

 

2 Основные направления теории личности гуманистической психологии А. Маслоу

 

 

2.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

 

Абрахам Маслоу заложил основные принципы гуманистической  психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец, сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое  заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями[10, С. 98].

Человек по своей природе  хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них являются результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

Основное место  в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что  люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который  редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности и представил ее схематически как в Приложении А.

В основе этой схемы  лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознает наличие, и буде мотивирован потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого  иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные  трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности  никогда не бывают, удовлетворены  по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

    • физиологические - 85%;
    • безопасность и защита - 70%;
    • любовь и принадлежность - 50%;
    • самоуважение - 40%;
    • самоактуализация - 10%.

Если потребности  более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется  там, пока эти потребности не будут  в достаточной мере удовлетворены.

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно, примеры которой расписаны в Приложении Б.

Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые  потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Информация о работе Основные принципы _гуманистической психологии Абрахама _Маслоу