Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «Я».
Введение 3
1Теоретические аспекты гуманистической психологии А. Маслоу 5
1.1 Понятие и сущность гуманистической психологии 5
1.2 Экзистенциализм в гуманистической психологии 9
2 Основные направления теории личности гуманистической психологии
А.Маслоу 13
2.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу 13
2.2 Характеристика и оценка самоактуализации 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 25
Приложение А «Схематическое представление иерархии потребностей
А. Маслоу» 27
Приложение Б «Примеры метапотребностей по Маслоу» 28
Приложение В «Краткий индекс самоактуализации » 29
Другой взгляд
можно охарактеризовать как феноменологический
или «здесь и сейчас». В основе
этого направления лежит
Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.
Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.
Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение - вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.
Гуманистические ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека.
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Бихевиоризм |
Одно из направлений психологии, предмет изучения, которого является поведение как совокупность отношений «стимул – реакция» |
2 |
Гуманистическая психология |
Психология, сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Поиск ценностей и смысла существования, свободу, выражающуюся в самоуправлении, в самосовершенствовании. |
3 |
Иерархия потребностей |
Расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости. |
4 |
Потребность |
Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. |
5 |
Принцип |
Основное исходное положение какой – то теории, науки, мировоззрения. |
6 |
Психическое здоровье |
Комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния, самочувствия и поведения уровню и целям личностного развития. |
7 |
Психоанализ |
Учение, созданное З. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. |
8 |
Самоактуализация |
Процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, жить осмыслено и совершенно. |
9 |
Социализация |
Функция личности, обозначающая вхождение в социум, принятие его норм и ценностей. |
10 |
Фрустрация |
Психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления к.-либо, значимой для человека цели, потребности. |
Список использованных источников
Научная и учебная литература:
Приложение А
Схематическое представление иерархии потребностей А. Маслоу [6,С. 134]
Потребности самоактуали-зации: реализация потенциала |
||||||||
Потребности самоуважения: значение, компетентность |
||||||||
Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие |
||||||||
Потребности безопасности: долговременное выживание и стабильность |
||||||||
Физиологические потребности: голод, жажда и т.д. |
Приложение Б
Примеры метапотребностей по Маслоу [6,С. 302]
Метапотребность |
Характеристики |
Целостность |
Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок |
Совершенство |
Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность |
Завершение |
Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок |
Закон |
Справедливость, незапятнанность, порядок, законность |
Активность |
Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование |
Богатство |
Дифференциация, сложность |
Простота |
Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура |
Красота |
Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство |
Доброта |
Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность |
Уникальность |
Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна |
Напряженность |
Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, совершенство |
Игра |
Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость |
Истина, честь, реальность |
Открытость, простота, богатство, честная и незамутненная красота, завершенность, сущность |
Самонадеянность |
Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, что быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам |
Приложение В
Краткий индекс самоактуализации [7, С.216]
1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций
2. Я чувствую, что делать то, чего ждут от меня другие (N)
3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять
4. Я могу сердиться на тех, кого люблю
5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю(N)
6. Я не принимаю свои слабости (N)
7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять
8. Я боюсь неудач (N)
9. Я стараюсь
не анализировать и не
10. Лучше быть самим собой, чем популярным
11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)
12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к не желательным последствиям
13. Я не обязан помогать другим (N)
14. Я устал от неадекватности (N)
15. Меня любят, потому что я люблю.
1. Более эффективное восприятие реальности;
2. Приятие себя, других и природы. (принять себя такими, какими они есть);
3. Непосредственность, простота и естественность;
4. Центрированность на проблеме;
5. Независимость: потребность в уединении;
6. Автономия: независимость от культуры и окружения;
7. Свежесть восприятия;
8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия );
9. Общественный интерес;
10. Глубокие межличностные отношения;
11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
12. Разграничение средств и целей;
13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
14. Креативность (способность к творчеству);
15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).
1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Наука, 2000. – C 235.
2 С. Кьеркегор(1813-1855), М. Хайдеггер(1889-1976), К. Ясперс(1883-1969), Ж.-П. Сартр(1905-1980) - группа персонологов.
3 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. /т. 2. - М.: Мир, 2006. – С. 72.
4 Маслоу, А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 2000. – С. 82.
5 Маслоу, А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 2000. – С. 57.
6 Маслоу, А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 2000. - С. 100.
7 Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика,2004. – С. 254.
Информация о работе Основные принципы _гуманистической психологии Абрахама _Маслоу